Библиотечная книга

Игорь Клюев
Автор:   Сьюзан Орлеан

 Издательство: Simon&Schuster, 1230 Avenue of Americas ,New York,NY,10020,2018

               


— «Многократно я стояла возле мусорной корзины держа в руках книжки с разорванной обложкой и рассыпающимся переплётом, в нерешительности покачивая книгу. И в конце концов, я позволяла крышки корзины захлопнуться и я уходила прочь с проклятой книгой— искалеченной, с загнутыми уголками страниц раненый солдат которому суждено прожить ещё один день».

— «Стала верить,что книги имеют душу— почему ещё у меня было такое нежелание выбрасывать их?».

— «Моя мама пропитала меня любовью к библиотекам. Причина почему я, в конце концов, начала писать «Библиотечную книгу»— хотела, и потом мне было необходимо— моё понимание, что теряю её. Я задавалась вопросом, может ли совместная память существовать, если один из этих людей больше ничего не помнит. Теряется ли свет, и память погружается в темноту? Моя мама была единственная, кроме меня, кто понимала на что были похожи те прозрачные послеполуденные посещения библиотеки. Я знала, что писала книгу, потому что старалась сохранить эти послеполуденные посещения библиотеки. Я убедила себя, что выкладывание их на страницу значило, что память о них сохранена от стирающего воспоминания времени».

    В цитатах выше автор определил своё отношение к книгам. Но они «живые», когда их читают. И лучшее место для встречи с ними в библиотеке. «Библиотечная книга» это документальное повествование о более чем столетней истории центральной библиотеке Лос-Анджелеса. Но если книги «живые», то с ними всё как в реальной жизни. Одни люди их любят, другие ненавидит. И когда ненавидят, то жгут.
    Отправная точка повествования это поджог центральной библиотеки в 1986 году. Вероятным поджигателем был назван Гарри Пик. На страницах детали расследования поджога переплетаются с рассказом о людях, кто укреплял библиотеку. Это директора и простые библиотекари. Многие из них были неординарные личности, самоотверженно преданные библиотечному делу.
    Например, Чарльз Ламмис был совершенно уникален. Репортер, писатель, путешественник он стал директором центральной библиотеке в 1905 году. Ламмис не имел специального библиотечного образования, но страсть к книгам позволила ему поднять библиотеку на новый уровень.
    Книги ненавидят оттого, что они несут знания. Со знаниями человек приобретает свободу. Как пример, на страницах книги упоминается сжигание нацистами книг в Германии и в городах, оккупированных немцами во время Второй мировой войны. Логика нацистских лидеров была понятна.
    Но почему же Гарри Пек стал поджигателем? Автор, повествуя о прошлом и настоящем библиотеки, всё время возвращается к поджогу 1986 года. Вывод Сьюзан Орлеан сводится к тому, что причиной стало неуравновешенность характера Гарри Пека, необразованность и желание прославиться.
    Название книги “ Библиотечная Книга”. Дом для этой книги это библиотека. И это оправдано, что автор повествует об истории центральной библиотеки. По моему впечатлению в понимании автора библиотечная книга— это не просто конкретные книга на полке.
    Знания в библиотеках представлены и в других формах. Автор рассказывает о больших коллекциях фотографий, карт, автографов, аудио и видео. Особо упоминается интернет, который вывел библиотечное дело на новый уровень. Правда, когда я прочитал название, то первое впечатление было, что повесть будет о необычной судьбе конкретной книги.
Рад, что ошибся. Рекомендую прочитать. Наверное, после прочтения появиться желание чаще посещать библиотеки.