Птичья битва Приключенческий рассказ

Людмила Лукьянцева
Приключенческий рассказ

   - Володя, - спросила я мужа, - а почему, только семь ящиков из-под помидоров мы привезли с дачи, а где восьмой?
   - Не, знаю, где? Наверное, его на даче забыли. Я помню, как ты последний ящик, поставила на грядку, где росли огурцы.
   - Уже наступил месяц март, пришло время высаживать рассаду помидоров в ящики. Ладно, высадим в семь ящиков, пусть растут с Богом.
   Приехали с мужем в конце мая на дачу, и я обнаружила пропажу с интересной начинкой:
   - Дорогой супруг, иди сюда, посмотри на чудо-чудное… Ящик-то наш в дом превратился. Видишь, чета прилетевших с юга крошечных птиц-трясогузок свила в нём гнездышко для своих птенцов.  Трогать его нельзя: спугнём птиц, и они покинут гнездо. Кто будет высиживать их птенцов? Ночью ещё холодно, яйца замёрзнут, и птенчики погибнут. Да, птичий домик, и правда, лежит на бывшей огуречной грядке. Осенью мы  с тобой специально на ней землю хорошо удобрили перегноем и навозом.  А, теперь, что делать? Как-то, не хочется оставлять даже такой маленький клочок без дела, и так земельный участок небольшой. 
   Муж осмотрел грядку и сказал:
   - Давай, Людмила, все-таки огурцы здесь посадим. Гнездо тоже оставим.  Просто лунку сделаю от него подальше. Сверху натяну плёнку, не до самой земли, чтобы трясогузки смогли свободно вылетать. Остальные огурцы посадим в двух теплицах. Так что, без урожая не останемся.
   Прошли обильные тёплые дожди, огурцы подросли.  Их плети закрыли гнездышко от людского глаза.
   - Владимир, плети сильно разрослись, чтобы плоды не загнивали на земле, я привязала их к рейке. Теперь, хорошо пролью водой грядку. Под плёнкой дождик лунок не коснулся.  Ой, я забыла про гнездо, растревожила самочку, и она вылетела из гнезда.
   - Сейчас, дорогая, - обратилась я к самочке, -  быстро пролью лунки, и ты снова вернёшься в свой домик. - Да, не кружись ты над моей головой, не тревожься зря. Надо же, и самец твой к тебе присоединился, пикирует на меня с высоты, старается отогнать от гнёздышка с пятью рябенькими яйцами.
   - Как же, приручить самочку, чтобы она не вылетала из гнёздышка? Надо, мне над этим хорошенько подумать. Вот, что я сделаю: прежде чем, поливать соседнюю с гнездом лунку, буду нежно разговаривать с серенькой хозяйкой.
   На следующий день полива, провела мной придуманный эксперимент. Подошла к грядке и начала разговор с птицей:
   - Солнышко мое, ты меня не бойся, не взлетай!  Застудишь деток, и они погибнут.
   - Володя, - шёпотом позвала я супруга, - погляди, после моих слов, и правда, случилось чудо.  Я сейчас поливала огурцы, мама-трясогузка доверчиво смотрела на меня бусинками-глазками, и гнездо не покинула.
      
   Пришло время сбора плодов. Собирала огурцы и, иногда, касалась ящика с новыми хозяевами.
   - Ну, что ты, мамочка, так сердито нахохлилась? – обратилась я к трясогузке, - не надо меня клевать в руку. - Хорошо, что ты осталась на месте. Молодец и твой хозяин, тоже перестал на меня нападать. Сидит себе спокойно на ветке березы и смотрит по сторонам. Я поняла, что он уже привык ко мне.
   В конце мая муж весело сообщил:
   - Людмилка, случилось приятное событие: у наших птичьих родителей появились птенцы. 
   С появлением деток у взрослых птиц началась трудная пора. И у нас прибавилось забот: нам с мужем предстояло отгонять соседских котов от гнезда. Однажды утром, выгнала очередного усатика-полосатика, подбирающегося к гнёздышку. Козни котов надоели. Я не на шутку встревожилась за жизнь выводка. Легла спать, но сон не шёл, грезились шустрые проныры. Стала разговаривать сама с собой:
   - Взрослые птицы могут взлететь, а детки летать не умеют. Любой дачный кот их мгновенно съест. Я сегодня перед сном кое-что придумала, как уберечь малышей от беды. Пойду и сообщу эту задумку супругу. Он ещё не спит: футбол смотрит.
   - Володя, сплети, пожалуйста, большую рыбацкую мордушку с достаточно широким горлышком для птиц. Поставим её над гнездом, прорежем форточку в пленке, а чтобы дождь не попадал в мордушку высоко над ней навесим простой зонтик. Хорошо всё закрепим: птицы будут из неё спокойно вылетать, а потом, влетать. Коты же, в мордушку с узким для них отверстием влезть не смогут. Наши жильцы останутся живыми.
   - Хорошо, дорогая, ты молодец, задумала очень хорошую защиту для наших взрослых пичужек и их птенцов. Завтра с утра приступлю к плетению мордушки.
   Мордушку муж сплёл за день, и вечером готовое изделие прочно закрепил колышками и присыпал края землёй.
   - Жёнушка, принимай новый дом, я думаю, он превратился для кошек в неприступную крепость. Птенцы теперь будут в полной безопасности.
   - Володюшка, с защитой их жизни мы решили, но с прожорливостью птенцов, что делать? Родители просто выбились из сил. Я даже не предполагала, что новорождённые могут быть такими беспокойными. Постоянным писком требуют еды. Родители носятся, как угорелые, в соседний лесок. Приносят деткам: то червячка, то гусеницу, то стрекозу. Самим, почти, ничего не достаётся, мне жаль их.  Давай, по вечерам  выкапывать им из земли свежих дождевых червей. Накладывать их в старенькое блюдце и ставить под белоствольную березу.
   - Хорошо, хозяюшка, договорились. Я уже сегодня вечером накопаю у пруда червей, и мы начнём подкармливать птиц.

   Наступило очередное утро. Я, как всегда, расстелила под любимой берёзой скатерть.  Положила на неё еду для нас с мужем. 
   - Володя, поставь чуть дальше от скатерти твои две консервных баночки, наполненные красными червями. Самец постоянно сидит на нижней ветке берёзы, он то точно разглядит корм и подлетит к банке с червями.  Может, и свою супругу позовёт.
   Мы уселись у скатерти и стали завтракать. Отец птенцов заметался на ветке и, наконец, спустился к банке. 
   - Людмила, погляди-ка, он съел первого червячка и издал призывный свист. А вот, и случилось то, что мы предполагали: рядом с ним опустилась его любимая подруга. Увидела вторую баночку, решила не мешать другу и уплетает за обе щёки красных толстячков. Мне, даже, не верится, что мы и птицы дружно завтракаем вместе. Наши подопечные пернатые нас совсем не боятся. Высыпи им крошки хлеба, оставшиеся от утренней трапезы. Надо же, птицы спокойно клюют хлебные вкусняшки.
   В конце нашей утренней трапезы появилась пожилая соседка по даче - Анна Дмитриевна.  Увидела наш совместный завтрак, удивилась, хлопнула в ладоши и сказала:
   - Господи, что это за удивительная картина, скажите мне, эти пичуги завтракают вместе с вами?  Вывод у меня один: значит, вы добрые люди!
   - Тетя Аня, здесь всё просто: мы, наши жильцы поняли друг друга и полюбили.  Теперь они для нас стали родными.
   Всё-таки я заметила, родители ели с нами, но своим птенцам всегда приносили только свежую пищу.
      
   Вскоре, на даче произошел необыкновенный случай. В соседней березовой рощице, вывелись первые птенцы любимых нами птиц - скворцов. Птицами-пересмешниками называют их в народе. Своим голосом они умело подражают животным. Часто слышала, как они мяукали по-кошачьи. Любила их черное оперение с блестящим фиолетовым отливом. 
   - Вова, - ещё в зимнее время обратилась я к мужу, -  очень тебя прошу сделай хотя бы три скворечника. Мы их развешаем в берёзовой роще. Я очень люблю слушать пенье скворушек на заре и на закате. Они постоянно прилетают в наш сад встречать и провожать золотое солнце. Ты же, видишь, скворцы, вместе с воробьями и другими птицами очищают  наш сад от вредителей, а это дорогого стоит.
   - Хорошо, Людушка, выполню твою просьбу, мне самому эти пичуги по душе.
   
   В июле подошло время посадки редиса «Дайкон». Я взяла лопату и стала копать под него грядку. Муж собирал траву у прополотых грядок и носил её в выкопанную яму, где трава прела и превращалась в полезный компост.
   - Ой, жёнушка, я, что-то немного устал, посижу на лавочке, пусть спинушка отдохнёт.
   Вдруг, я услышала его тревоженный возглас:
   - Люда, остановись, оглянись назад, а то задавишь своих любимцев ногами.
   Я мгновенно оглянулась и увидела перед собой военную баталию. Сзади, прямо у моих ног, происходила битва между самочкой трясогузкой и глупым желторотым скворчонком.
   - Вова, они делят толстого дождевого червя. Эта борьба неравная по силам: ведь, скворец почти в три раза больше трясогузки.  Смотри, птицы держат клювами червяка за концы и тянут его каждый в свою сторону.  Что ты смеёшься? Я устала стоять на одной ноге, как цапля. Если  не опущу вторую ногу, то упаду на них и задавлю. Сделай же, что-нибудь: прекрати их битву! 
 
   И тут, произошло непредвиденное событие.  Птенец выпустил свой конец червяка и, по праву сильного, клюнул трясогузку прямо в темя. Птичка от удара упала, как подкошенная: дёрнула лапками и замерла.  Я бросила лопату, сделала шаг вперед и отогнала напавшего глупыша от пострадавшей. С укором посмотрела на супруга и произнесла
   - Вот видишь к чему привела эта неравная битва? Сейчас послушаю её сердечко.
   - Господи, спасибо тебе, оно, к счастью, слабенько, но бьётся.
   - Милая птичка, потерпи маленько, я уже делаю тебе искусственное дыхание. Знаю, после него будет легче. Разводим твои крылышки, массируем сердечко. Ура, моя умница, наконец-то, ты открыла глазки и задышала:
   - Господи, благодарю тебя за то, что вернул самочку к жизни. Не оставил сиротами пять птенчиков.
   Затем, отнесла пришедшую в себя мамочку в гнездо, и сказала:
   - Сиди рядом с птенцами, а я пойду, разберусь с этим драчуном.
   Скворец сидел на том же месте и усердно заглатывал добытого червяка.      
Взяла липового победителя в руки и начала громко отчитывать:
   - Ах ты, негодник, не умеешь вести себя с дамой. Чуть было не оставил птенцов сиротами. Улетай немедленно домой!
   Потом посадила желторотика на штакетник, но он не собирался никуда улетать. Сидел и раскачивался из стороны в сторону. Вдалеке показалась пара скворцов. Это были родители маленького задиры. Отец с матерью подлетели к птенцу и, что-то, заверещали на своем птичьем языке. Мне показалось, что я понимаю, о чём они говорят глупенькому малышу:
   - Сынок, как тебе не стыдно, нельзя обижать слабых. Ты же, скворец, а не ворон, который ворует пишу у других птиц. Нам стыдно за тебя. Немедленно летим домой. Ты будешь наказан.
   К моему удивлению, забияка не отреагировал на их уговоры. Снова подошла к скворчонку, взяла его на руки и подкинула вверх. Родители взмахнули крыльями и полетели в рощицу. Птенец отправился следом за ними.  Провожая их взглядом, громко произнесла:
   - Забирайте, своего хулигана и научите его правилам поведения.
   Когда волнение улеглось, мы с мужем вспомнили птичью битву и дружно рассмеялись.

   Птенцы трясогузок выросли и осенью вместе с родителями улетели в тёплые края. Исчезли соловьи, стрижи, ласточки, иволги, зарянки и скворцы. Стало неуютно в опустевшем осеннем саду. Зимним птицам: свиристелям, клестам, синичкам мы специально оставили ягоды смородины, чёрной рябины, крыжовника и вишни на кустах, чтобы они смогли подкормиться в трудное, холодное для них время.
   В морозы часто вспоминала любимых птиц. Молилась за них и просила Господа помочь им вернуться в наши сибирские края. К, счастью, на следующую весну трясогузки возвратились в сад. Мы были рады нашей старой дружбе, их доброй памяти. Прилетели и скворцы. Заняли свой старый домик, построенный для них мужем год назад. Птичье радостное пение доставляло нам большое наслаждение. Жить и работать на земле, было гораздо веселее под их нежное щебетание.