Болеро с легавой

Александр Попов 13
«Охота – выслеживание, преследование с целью добычи и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы» - как выучил это определение больше 30 лет назад, когда сдавал охотминимум, так и помню по сей день. И чем больше лет его помню, тем все более и более убеждаюсь, насколько же все это примитивно. Откровенно уже не люблю это определение, но никак из головы выкинуть не получается. Чем дольше занимаешься охотой, чем глубже ее познаешь, тем все больше и больше приходишь к выводу, что этот процесс бесконечно многогранный. Вот у бриллианта сколько граней? Знаете? Ровно 57 – 34 сверху и 23 снизу. Все, что меньше или больше – алмазом будет называться. Такая же и охота. Каждый пришел в нее своим путем, занял свою грань, а во времени мы свои грани можем и многократно менять. Как гласит мудрость, только дурак не меняет свое мнение в течение жизни.

Если вы вдруг повстречали охотника, одетого не в камуфляжный костюм, без ножа на поясе, даже без патронташа, а, напротив, в пиджаке, в кожаных прямо-таки парадных сапогах, в шляпе,  бывает еще…что и с галстуком на шее…, а если еще и ружье – не полуавтомат в пластике с коллиматорным прицелом, даже не «вертикалка», а классическая «горизонталка», да еще не редко, что с внешними курками, обязательно ищите в обозримом пространстве собаку. Да, не любую, а непременно легавую. И будьте уверены, что носил этот охотник в свое время и полный камуфляж, и нож до колена, и бандану на голове, и патронташ на огромное количество патронов. И прошел в своем арсенале и через «вертикалки», и через полуавтоматы. А вот к чему пришел… Не спешите удивляться и недоумевать. Возможно, и вы когда-то придете к чему-то подобному.

Он тоже  оценивал свои успехи килограммами добычи, сложенными в морозилку. А сегодня гастро-весовая составляющая охоты для него на последних ролях.

Просто он – легашатник. Легашатник не по воле случая, а по убеждению. По вере, если хотите, к которой пришел с годами, занятыми охотой. Правда, легашатники тоже разные бывают. Очень много их – спортсменов. Для них тоже гастро-весовая составляющая почти никакая. Им нужны кубки, им нужны победы. Они развешивают по стенам дипломы и розетки с выставок да состязаний. А для этого им обязательно нужны соперники. Поэтому они всегда, как сейчас принято говорить, в тусовке. Они могут и вовсе не стрелять. Могут побеждать или проигрывать вообще без оружия в руках. И к своей униформе они не так щепетильны.

Этот же – в шляпе и пиджаке, с горизонталкой и ягдташем – он легашатник другой. Этот стреляет всегда. И всегда старается не промахнуться. Хотя бы для того, чтобы собаку не расстраивать. Совершенно не признает никаких тусовок. Их всего двое – он и собака. И больше им никто не нужен. Они и существуют друг для друга. Хотите смотреть, смотрите. Но…издалека. Чтобы не мешались под ногами. Для него охота – это концерт, это театр, это феерия. Но …только для двоих. А он – и концертмейстер, и исполнитель главной роли. Точнее, одной из главных.  Без второй главной героини ничего бы не получилось. К этому именно приходят. Очень редко, кто сразу с этого начинает. Но отсюда уже точно не возвращаются.

В этом сезоне было все. Были и начищенные, как у почетного караула, сапоги перед июльскими охотами на полях. Были шляпы – сначала одна, потом другая в надежде, что окажется более счастливой. Был пиджак, пока погода позволяла. Были утки. Достаточно много ее было – грех жаловаться. И выезжать получалось часто. Не было только… настоящей театральной постановки. Не было того могучего праздника для двоих – охотника и собаки – забирающего их обоих без остатка. Рассказать это невозможно. Это надо однажды пережить, чтобы понимать, что же этим двоим на самом деле хотелось больше всего.

Пока не открылась утиная охота, самым тщательным образом проверялись все возможные места на предмет хоть какой-то полевой и болотно-луговой дичи. С отсутствием дупеля смирились еще год назад – перестали скот пасти, ушел и дупель из наших мест. Но бекас-то всегда был. А тут – сушь стоит великая в поле, нет бекаса. Весь у воды. Но там стойку не держит, а, значит, не быть празднику.
А, как по утке открылись, так и задушила жаба охотника-романтика, решившего, что лучше утка в руках (точнее, в сетке ягдташа), чем бекас в небе, - и вовсе прекратили поиск в полях, предпочитая проводить вечера у воды в ожидании перелетов. Охотились успешно, оттого успокаивал себя мыслью, что еще успеется. А время бежит так, что все чаще и больше начинаем опаздывать. Так, незаметно и охота по перу подошла к своему календарному завершению. Всего одни выходные и остались. Прошлись уже первые морозы, и утка отвалила на юга на свои зимние квартиры. Но и соблазны, с ней связанные, полностью исчезли. На воде чисто и безмолвно. Если и остаются хоть какие-то надежды на эти два последних дня сезона, то только на полях.

Поехали втроем на самые ближайшие. Сам я, моя неизменная напарница Нюшка и дочь ее – Жуля, которая официально числится за сыном, но все ее шансы побывать на охоте связаны только со мной, в гораздо большей степени просто всеобщая любимица, нежели какая-то реальная напарница. Но своей ровной шоколадной красотой и небывалой добротой ко всем домочадцам просто снискала к себе самую обычную, но очень большую любовь. Шоколадина, как мы ее дома зовем между собой. Вот шоколадина во всех смыслах и получилась.

 Хоть и остались какие-то надежды встретить что-нибудь в полях, но не такие, чтобы отдельно заниматься особым поиском мест. Да, и времени на поиски уже не осталось. Машину поставил на дороге, разделяющей два соседних поля. А в полях рожь высажена. Вероятно, под весеннюю вспашку. Поля ровные, рожь невысокая – собаку не скрывает, а колоски уже с зернами. Ну, значит, будет птице на зиму пропитание. И, чем черт не шутит, может, кто-то в этом поле и сейчас обитает? Хотя, в июле и августе мы здесь вообще никого не встретили. А когда-то это были главные наши дупелиные места.

Погода отличная, легкий морозец, вокруг никого. Только я и две собаки.
Если дичи мало, Нюшкин челнок становится все шире и шире, и в конце концов за один свой проход туда-обратно может перекрывать все поле. Красивый галоп. Главное, со знанием дела. С подтормаживанием, вытягиванием морды на ветер, а потом снова продолжение поиска. А Жуля только поспевает за мамой. Но, уже поспевает. А мамаша демонстративно не обращает на нее внимания – она занята делом, хочешь, смотри и учись. Только не вздумай мешать – не лезь вперед челнока. У Жули крылья поиска покороче будут – ей еще важно и меня контролировать. Ну, а мне так спокойней – все же в одиночку с двумя легавыми в поле – это не просто. Надо смотреть за обеими, а они могут оказаться в противоположных концах.

Наше любимое поле пройдено полностью. Все в соответствии с ожиданиями. То есть, ничего.  Мы, не спеша, идем по направлению к машине.

Вдруг на дороге, что меж полей, появляется трактор. Любой движущийся транспорт на охоте для меня возможный носитель опасности. Не для меня, а для собак, конечно, которые в своем скоростном перемещении могут оказаться в опасной близости. Поэтому собак подзываю к себе, а сам наблюдаю и жду, когда же этот трактор покинет наше место охоты. Смотрю и вижу, как от трактора с самого края второго поля, по которому мы не ходили вовсе, взлетает пара куропаток, удаляется и садится где-то очень далеко во ржи. Я просто не верил в то, что увидел.

Представьте себе атмосферу концертного зала, когда уже прозвенел третий звонок, но концерт пока не начался.  Уже тихо, чуть слышны только отдельные ноты настройки инструментов из оркестровой ямы. Нечто подобное я и почувствовал. Только мое место сейчас не в зрительном зале, а за кулисами, потому что это будет мой концерт.

Неужели мы все-таки в этом сезоне исполним нашу охоту со стойкой, по которой и я, и, конечно, Нюшка так истосковались?!

Трактор отправился по своим делам, а мы вышли на дорогу, ко входу на это самое второе поле. Вышли, на сцену, а сейчас дадут занавес. Вот только костюмчик мой подкачал для такого случая. Холодно уже для шляпы с пером. Вместо шляпы на голове суконная «фрицевка». Но вполне себе приличная. Нет и кожаных начищенных сапог. Не сезон уже, лед на лужах. Сапоги резиновые, самые обычные, утепленные. К тому же слегка пожеванные Жулей в еще совсем юном возрасте. Ну, не ждал я парадного выхода! Даже в мечтах не надеялся. И куртка откровенно зимняя. Правда, новая. Но не охотничий пиджак со значком легавой на лацкане. Да, и ружье – не концертная горизонталка, а полуавтомат. Благо, сужение как вкрутил цилиндр, так и не менял.

Но концерту быть!
У вас с чем охота с легавой ассоциируется? У меня с танцем. Чтобы четкий ритм, чтобы музыка в голове звучала, чтобы выверенный шаг. Никакого бега – это ж танец. И поле – это наш паркет.  А какой танец? Танго? Страстно! Но ритм не тот. Нужен строгий постоянный. Вальс? Слишком нежно для охоты. Да, и на три счета нашу охоту построить не получится. Всякие мазурки, польки – это слишком суетливо. Менуэты – слащаво.

Болеро! Вот наш танец. Ритм почти маршевый, но чуть помедленней – как раз шагать поперек челнока партнерши, не останавливаясь и не ускоряясь. Болеро Равеля – вот то, что уже зазвучало в голове. Сами послушайте, и у вас тоже охота с легавой ляжет на ноты болеро. Вот уже вступили ударные – пам –парара-рам, пара-рам, пара-рам –пам.  Пока еле  слышно. И так же тихо через пару тактов повела свою партию флейта.
Встали, распрямились в полный рост, расправили плечи.
Занавес!

Мы вступаем на поле. С угла. И выходим на середину с нашего края. А потом уже пойдем вдоль – как раз за проход в одну и другую сторону Нюшка сможет его перекрыть. Ну, а Шоколадина, уж как получится. Пусть учится по ходу. Нам с Нюшкой надо сегодня станцевать! За весь сезон! На нас направлены невидимые софиты, но мы-то их чувствуем! Мы в танце. Концерт начался.

Первая стойка прямо на краю. Эх, Нюшаня, мы, конечно, эту стойку отработаем, но не обещаю, что с выстрелом – вон, на косогоре за полем конь пасется и сараи какие-то стоят. Конечно, реального вреда не причиним, но напугать можем этого коня. Да, и сараи могут быть обитаемы. Ладно, посмотрим. Пытаюсь зайти так, чтобы вывести эти наши помехи из возможного сектора стрельбы.
- Вперед!
Две куропатки срываются, как раз, в створ коня с сараями. Выстрел отменяется.
Ничего страшного. Это не те две, что поднялись от трактора. Значит, их здесь много. Будут еще. Мы вышли на главное направление.

Нюшка уже осознала всю серьезность мероприятия. Осознала праздник закрытия охоты по перу, который надо сыграть с полной отдачей. И пошла стелиться над рожью.
- Тебя сейчас вполне можно было бы выставлять в Италии на фильтральсах, но не наше это – спорт. Наше все – это радость друг другу на полную катушку. Мы сегодня танцуем, а не выставляемся.
А болеро уже звучит громче. Уже подтянулись и другие духовые, уже струнные вступили. Но пока не в полную силу.
Я шагаю посередине вдоль поля в ритме музыки, которая захватила меня целиком.
Пам- парара-рам, парара-рам, парара-рам – пам. Пам- парара-рам, парара-рам, парара-рам – пам.
Ну, вот она, Нюшкина стойка, на которой она превращается в неподвижное изваяние. Даже кончик хвоста не шевельнется. Но ритм болеро не позволяет бежать. Танец – это главное сегодня. Иду все в том же ритме. Подхожу к свой партнерше.
- Вперед!
Взлет сразу трех куропаток. Выстрел! Одна падает. По остальным не стреляю – перелетят и сядут в том же поле. Потанцуем  сегодня от души.
Нюшка подает и отправляется продолжать наше выступление.
Убираю куропатку в сетку ягдташа и снова занимаю свою позицию на поле - паркете.

Младшая пока просто обалдевает, глядя на нас с Нюшкой. Сейчас мы с ней существуем только друг для друга. Сейчас нам вообще больше никто не нужен. Но краем глаза смотрю и за Жулей. Старается, скачет челноком, пытается не отставать от мамы. Но до конца логику всей охоты пока, похоже, понять не может. Начинает вставать на все, что в ней вызывает любопытство или осторожность.
А у нас следующая стойка. На краю поля. Только бы Жуля не спихнула – мама будет очень недовольна. Нет, не успела еще сюда добежать, а я успел дойти.
- Вперед!
Снова подъем трех и, спустя доли секунды, еще двух чуть в стороне.
Выстрел! Подача. Заход на новый круг танца.

В нашем болеро духовые уже почти ревут. С выходом в конце такта на очень высокие и очень короткие резко обрывающиеся ноты.
18 минут Евгений Мравинский в свое время дирижировал болеро Равеля. Маловато для нас. Еще надо потанцевать. Поле еще не все пройдено. Значит, еще раз все то же самое.
Снова стойка. Нюшка тоже, как будто, отыгрывается за такое долгое отсутствие возможности показать ей, что и как она умеет.

- Танцуем, Нюшаня ! Ай, красота! Стоим!
Пам- парара-рам, парара-рам, парара-рам – пам. Пам- парара-рам, парара-рам, парара-рам – пам.
Эх, как же парадных кожаных сапог с плотно облегающими ногу голенищами не хватает. В раструбы резиновых уже с колосьев мусора понасыпалось – не комильфо. Совсем не обувь для танцевального паркета. Но уж что поделать.
- Вперед!
Выстрел! Подача! Танец!
Влево до конца поля, вправо до конца поля. Еще раз, еще раз. И снова заход на очередное «па»
- Вперед!
Выстрел! Подача!
Ух! Как же ревет оркестр! За музыкой и выстрелов почти не слышно!  Аж мурашки по спине!

А это что у нас? Шоколадина точно на боевой стойке! Сама обалдела от того, что и ей досталось этого настоящего танца. Даже про должную манерность позабыла. Где поднятая лапа? Почти падающая вперед вытянутость корпуса? Грудью чуть ли не к самой земле прижалась. Значит, точно, стойка боевая. Хотя, и забавная. Ну, давай и с тобой станцуем. Подхожу. На меня быстро голову поворачивает – дескать, что дальше? Потом снова вперед морду. Тут мазать нельзя. Пусть увидит весь процесс, что и как должно быть. Чтобы всем смыслом прониклась.
- Ну, давай… Вперед!
Подводка без торможения. Молодец.
Подъем! Выстрел!
- Подай!
Мамаша просто пролетает немного в стороне на очередном галсе своего поиска.
«Это ваши дела, сами и доводите до конца!»- наверное, так она думает.
- Давай! Подай, подай!
Жуля бежит к месту падения и в своей «полевой манере» подкидывает куропатку вверх, считая на этом свою миссию законченной. Ладно, дойдут руки у меня и до этой ее подачи. Но только не сегодня. Сегодня у нас большой финальный праздник.
- Все, девчонки! Хватит нам на сегодня!
Правда, пять штук – более чем. Будем жадничать, потом танцев может и не быть вовсе. Фотографии в сетях с горами добычи – это не наше. Наше - это душа. И музыка в душе. Не для публики, для себя самих.

Не более получаса шло наше представление. Но это был настоящий бал. Бал закрытия охоты по перу.
Вот такой у нас получился финальный балет осенней охоты.
А вы говорите – выслеживание, преследование и добыча…. Углерод тоже для кого-то просто химический элемент. Для кого-то – каменный уголь, дающий тепло. А для кого-то способный сиять сразу всеми 57-ю гранями бриллиант.

Ноябрь 2019 г.