Кукла Аня в картонной коробке

Константин Матаков
               ***

Кукла Аня находилась в картонной коробке, в которой, однако, было круглое прозрачное окошечко. В него можно было смотреть, но Аня особенно не вглядывалась. «Окошко как в стиральной машине» - подумала она. «А вдруг сейчас машину включат, и я начну вращаться – как Земля?». «Но ведь сейчас я не вращаюсь, - значит, Земля покоится?». «А окно, похоже, запотело – надо протереть.. Нет, боюсь.. А то, протирая окно, - сотру сама себя..». «Кажется, моя коробка стоит в комнате.. Тут игрушки, книги, ящики.. И я жду чего-то.. Чего? Свое сознание?». «Комната – это, наверно, мой ум.. Интересно, что будет, если из нее все вынести – все игрушки, все книги, убрать эти ящики и тот шкаф в углу..». «Допустим, все это вынесли.. Теперь надо вынести пространство и время. Пространство мы спрячем в мешок, чтобы оно не увидело дороги, и не вернулось обратно; а время надо связать на случай сопротивления, и куда-то поместить, откуда оно не сможет вытечь.. Я знаю! Надо его налить в воздушный шарик, и завязать его! И пусть этот воздушный шарик будет черным.. И летит, куда глаза глядят.. Время-то, - оно невесомое.. А потом кто-нибудь найдет мешок, и выпустит пространство на волю.. А другой поймает воздушный шарик, и оттуда выльется время.. Ох, и пожалеет он!». «Теперь осталось самое сложное.. Надо вынести из комнаты сознание. Мое сознание.. Убрать комнату из комнаты.. Только я вот думаю: если из комнаты убрали пространство и время – то есть ли комната? Нет, конечно, есть – она же только сознание, чистое сознание.. Теперь я поняла: надо протереть окошко все-таки – тогда и сознание сотрется.. И глаза закрыть..» Аня так и сделала, и глаза не открывались – или они ничего не видели. «Еще бы, - подумала она – если нет вещей, пространства, времени и сознания, - то, что можно видеть?». «Только что это за дыра внутри меня, и почему она болит?». «Это то, что было душой? Но у кукол, говорят, нет души.. Однако, если эта дыра болит от отсутствия души, - значит, душа есть?». «Но может ли она выйти из этой коробки и войти куда-нибудь в другое место? И может ли теперь мир прийти ко мне, или выйти из меня?». Кукла Аня находилась в картонной коробке, в которой, однако, больше не было окна. Потому что «монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти».