Дворик обетованный. Эпилог

Ася Котляр
ЭПИЛОГ.
- Мишенька, здравствуй, дорогой! Я знала, что ты меня не оставишь и что я всегда смогу на тебя рассчитывать. Я долетела нормально, Яшенькина Диночка сделала такой стол, как будто приехала сама королева английская. У нас с тобой чудесная комната, Миша: в ней есть прекрасный балкон, и Яшенька поставил мне такое удобное кресло! Но беда в том, что на этот балкон я могу выйти только ночью. Очень жарко! Что? Снять халат? Миша, Хайфа это тебе не Одесса - здесь живут приличные люди! Я знала, что ты всегда будешь там, где я… Потому что там где ты я тоже буду когда-нибудь…
 Ой, Готэню, кого я вижу? Боря, Дорочка, вы  здесь? Как я вам рада, мои родные!  Розочка, Лёва, проходите! Я не сплю! Как я могу спасть, скажите, когда столько гостей?

Симочка, вы прекрасно выглядите! Как ваш Лёва? Я очень рада за вас!
Беллочка, скажите, вы ещё не оставили затею сделать театр? Я с радостью приду на ваш спектакль! Как чувствует себя Эсфирь Самуиловна? Она таки ходит в раздельном  купальнике с тонкими лямочками? Она умерла двадцать лет назад? И ты, Беллочка, тоже? Маме привет передай от меня и Мишеньки.
 
Зяма, смотри, Маня таки надела шорты! Здесь точно все ходят в шортах! Я сегодня видела такую толстуху, но имела она всех в виду: шла в шортах и в короткой майке! И хоть бы что! И никому до неё не было дела! Это вам не Одесса, где всем есть дело до всех.

Илья Моисеевич, и вы здесь! Как Мариночка? Как Коля с Ванечкой? В порядке? Они уже дедушки? Слава Богу! Лёвочка, милый мой, здесь для тебя был бы рай: здесь можно всё! Откуда я знаю, что такое всё в твоём понимании? Но Бог здесь так любит евреев, что он им разрешает буквально всё.

Ицик, Гале тут не нравится, я знаю. Галя и там была антисемиткой, я представляю, что она чувствует здесь, когда вокруг одни евреи! Она прошла гиюр и стала настоящей еврейкой? Да что ты! И побрила голову? И надела парик? Дай Бог ей здоровья…

Эвочка, вместо того, чтобы поехать в Испанию, вы тоже перебрались в это пекло? У вас всё хорошо?  Я так рада…

Сёмочка,скажи: Фирочка жива здорова? Нет? Жаль, очень жаль…

Мои дорогие! Как же я счастлива, что вы здесь, со мной… Я думала, что уехав в Израиль, я вас всех оставлю там навсегда. Но люди живы, пока жива память о них. Я вас очень всех люблю, мои дорогие! Я не прощаюсь! Я просто иду спать…
Мишенька, я сейчас думаю вот о чём: а если бы мы уехали сюда, когда поехал Яшенька, может. Ты был бы жив? И твоё сердце поработало бы ещё лет десять? Ты очень меня подвёл: чтобы вот так, запросто, лечь спасть и не проснуться – это как называется? Это называется предательство, Миша. Но в разведку я пошла бы только с тобой.

Знаешь, Мишенька, это большое счастье, я тебе скажу, знать, что ты кому-то нужен. Мне хорошо здесь, правда. Жарко немного, но я весь день сижу под этой штуковиной, которая пускает холодный воздух. Она здесь называется «мазган». Знаешь, как я запомнила? Жара не бьёт по мозгам, потому что есть «мазган». Здесь очень странный язык, Миша. Когда мы приезжали к Яшеньке в последний раз, я не понимала ни одного слова. Сейчас я понимаю одно слово и знаю ответ на все вопросы. «Беседер», говорят они. Это означает «порядок». Просто произносить это слово нужно по-разному.

А ещё здесь есть русское радио «Рега». И русские каналы. Так вот, я сижу под мазганом, слушаю Регу и у меня всё беседер! Я таки стала почти израильтянкой! Если бы только ходили ноги… Ну всё, родной мой. Иду спать. Пора…   

- Да, Яшенька! Всё хорошо: дышу воздухом! Здесь особенный воздух Яшенька: густой и пахнет мёдом. Да, люба моя, так пахнет в Раю, я думаю. Всё хорошо, родной. Иди спать… Спокойной ночи, мои дорогие! Спокойной ночи, Мишенька!..

24 марта 2021 г.
Клайпеда, Литва.