О книге Жоэля Диккера Правда о деле Гарри Квиберта

Вера Стремковская
Погружение в захватывающий мир расследования преступления начинается не сразу, не с первых страниц, хотя обнаружено уже захоронение пятнадцатилетней девочки Нолы, пропавшей тридцать лет назад любимицы многих жителей небольшого городка, жившего доселе размеренной и неторопливой жизнью.
Событие свершилось, но, словно брошенный в воду камень, круги от него расходятся медленно и последовательно, вовлекая все более и более в водоворот стремительного течения реки.
Повествование ведется от лица молодого писателя, лишь недавно купавшегося в лучах славы после издания первого романа, принесшего ему богатство и успех. Но теперь он переживает кризис боязни чистого листа, загоняющий в депрессию, и грозящий привести к настоящей катастрофе, ибо заключённый с издательством контракт приближается к сроку представления нового романа, а он еще даже не начат. И, хуже всего, Маркус Гольдман, так зовут писателя, утратил вдохновение, не знает, с чего начать, у него нет никакой идеи, и это пугает его и тревожит. В напряженной атмосфере переживаний Маркуса читатель постепенно знакомится с одним из главных действующих лиц его будущего романа, - другом и учителем, тоже известным писателем Гарри Квибертом, которого подозревают в убийстве Нолы.
Итак, два писателя с нашумевшими книгами, необычной логикой, системой взглядов, со своим шармом писательского труда предстают изначально как две равно значимые и богатые внутренним миром фигуры, наделенные жизненным опытом, талантом и желанием дружить, поддерживать в трудную минуту, и заботиться друг о друге.
Но совсем скоро появляется то, что навеки разлучит их, хотя по замыслу вроде бы должно было стать фундаментом бесконечного доверия - книга в книге, которая живет своей жизнью. А за ней появляется и тайный автор, узнать которого читателю с большим волнением и некоторым недоумением предстоит лишь в тот момент, когда напряжение от скорости развивающихся событий достигает предела, и, не смотря на поздний час, лихорадочно пролистываются последние страницы, с желанием дойти до истины, понять и сложить в голове путанную головоломку из прошлых и настоящих событий, воспоминаний, записей в дневнике или страниц таинственной книги.
Неожиданно возникает понимание лжи, в которой существовал Маркус, и следовавшие его логике читатели, и грядет неминуемая развязка, столь же странная, сколь и трагическая.
Это не просто детективная история, раскрывающая тайны поиска убийц. Это книга о настоящей дружбе, об умении подставить плечо, о непонимании родителями своих детей, и о любви, конечно, главным образом о любви пятнадцатилетней девочки и взрослого мужчины (привет Лолите Набокова, теме, ставшей вдруг популярной среди многих западных авторов, но с акцентом на чувства девочки. Для примера литературный дебют Кейт Расселл «Моя темная Ванесса» 2021, с повествованием от лица девочки о любви к мужчине).
Это книга о том, как пишутся книги, о писательском труде, возможностях, которые дарит нам жизнь, и о добрых учителях, способных открывать перед начинающими авторами перспективу творчества и созидания, о важности завершения сюжета.
Интересно, что неторопливое, и бытовое, в каком-то смысле, описание жизни автора в  начале повествования погружает читателя в мир его мыслей, и читатель словно бы следует вместе с ним к разгадке тайны не в надрывном ритме бессонной работы следователей, а постигая все со стороны, путем логического осмысления фактов.
Завершается этот роман о книге, этот детектив, ставший романом, проблемой не криминального порядка, а нравственного выбора.
Наверно так и надо относиться к происходящему – с пониманием своего места в том, что становится реальностью, и попыткой не просто разобраться в происходящем, но и сделать это достоянием собственного опыта, и, важнее всего, увлекательным чтением для остальных. Прекрасный пример того, как из любого кризиса можно выйти на новый уровень личностного роста, и обернуть его себе во благо.
И, как приятно знать, что меня уже ждет новая книга этого автора, и впереди желанный путь к разгадке истины.