ЧП на ТУ-22м3 в Шайковке доп. 31. 3. 21 г

Полковник Чечель
      
                ВЕРШИНА
                Владимир Высоцкий

Здесь вам не равнина - здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть, -
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
Кто здесь не бывал, кто не рисковал -
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил.
Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.
И пусть говорят - да, пусть говорят!
Но нет - никто не гибнет зря,
Так - лучше, чем от водки и от простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд, -
Пройдут тобой не пройденый…

     Евгений Злобин … 23 марта 2021, 14:42
         Печальная новость, при запуске двигателей в Шайковке, нештатно сработали 3 катапультных кресла, погибли командир полка, штурман-инспектор и штурман оператор. С командиром полка и штурманом-инспектором я служил в гарнизоне Белая                Отправлено с iPad

Nickolay отправил(-а) Вчера в 19:46

             Друг сегодня погиб...

       Жалко мужиков. В Быхове мой однокашник на разбеге отстрелился и остался жив. Вы это должны помнить.  (с ув. Риф)

   
Виктор Блытов
Вчера, 19:04
Кому: вам

      По гибели экипажа ТУ-22 при катапультировании на земле.  У нас на ЯК-38-ых катапультировались и на земле, и с воды, и даже из-под воды, и лётчики оставались живы.  Или там что-то было не так?
                Виктор   
               

    ВВЧ  -  Да потому что у нас между КБ «междуусобица». При наличии катапульты Северина, являющейся ЛУЧШЕЙ В МИРЕ, на ТУ-22м3 установлены другие  катапультные кресла, имеющие худшие параметры, что и доказал этот трагический случай…

        23 березня 2021, 13:57:43, від "Чечельницкий Владимир" <mirchechel@yandex.ru>:

    Привет, брат! Что ты скажешь про не раскрытие парашютов при катапультировании с земли экипажа Ту-23-М3 из-за малой высоты? Ведь в Николаеве хватило высоты.
Вечная память ребятам.
 
     http://proza.ru/2021/03/24/1380    ОТВЕТ ЗДЕСЬ...

Василий Чечельницкий <chechelya@mail.ru>23 марта 2021

   МИН ХЕРЦ, МОЖЕШЬ ЧТО-ТО КОНКРЕТНОЕ СКАЗАТЬ ПО ЭТОМУ  СЛУЧАЮ ?

       Трудно сказать, Василий Васильевич! Пока известно лишь, что успели занять рабочие места, и как только откатили стремянки, неожиданно сработала система принудительного катапультирования. При этом выключатель принудительного покидания у командира корабля включён не был. Всё говорит о том, что срабатывание системы произошло сразу же после включения АЗС "Аварийное покидание", который расположен сзади между летчиками. Но что привело к такому непреднамеренному срабатыванию, пока непонятно...
                Отправлено из Mail.ru для Android

  -    ДА ПЕЧАЛЬНО, НО КОМАНДИР КОРАБЛЯ, Я ТАК ПОНЯЛ, ЖИВ, И ТАКОЕ СРАБАТЫВАНИЕ  ПРОИСХОДИТ ПРИ ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПОКИДАНИЯ ЭКИПАЖА  ВКЛЮЧЕНИЕМ  ДВУХ СПАРЕННЫХ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ СЛЕВА НА БОРТУ С МЕСТА  КОМАНДИРА КОРАБЛЯ, т.е . по идее от АЗС оно не должно было сработать ?    ВВЧ

   Re: ТЯЖЕЛО ПЛАВАТЬ В СЕРНОЙ КИСЛОТЕ
Евгений Злобин
Вчера, 16:59
Кому: вам
 
      Да, именно так, но маловероятно, что КК привёл в действие систему принудительного катапультирования. Там не простой КК сидел, а замком АЭ.
 
      ВВЧ  -   НА ТУ - 22м3 минимальная СКОРОСТЬ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ОДИНОЧНО - НЕ МЕНЕЕ 140 км/час (так было в РЛЭ при мне), а если  ВСЕМ ЭКИПАЖЕМ - НЕ МЕНЕЕ 300 км/час

     НО БЫЛ СЛУЧАЙ В БЫХОВЕ НА ТУ-22м2 командир корабля КАПИТАН БУРУНДУКОВ ПРЕКРАТИЛ ВЗЛЁТ с максимальным взлётным весом ИЗ-ЗА ВЗРЫВА ДВИГАТЕЛЯ . ПЕРЕД ОТРЫВОМ,  САМОЛЁТ ВЫКАТИЛСЯ, НАЧАЛ ПРЫГАТЬ ПО УХАБАМ, А ПРИВЯЗНЫЕ РЕМНИ У КОМАНДИРА КОРАБЛЯ БЫЛИ ПРИТЯНУТЫ НЕ ПЛОТНО. ЧТОБЫ НЕ ВЫЛЕТЕТЬ ИЗ КРЕСЛА, ОН СХВАТИЛСЯ ЗА ПОРУЧНИ... КАТАПУЛЬТА СРАБОТАЛА... ВЫЛЕТЕЛ НА СКОРОСТИ примерно около 160 км/час.  ПРАВЫЙ ЛЁТЧИК СМОТРИТ, КОМАНДИРА НЕТ И ТОЖЕ КАТАПУЛЬТИРОВАЛСЯ, ХОТЯ СКОРОСТЬ  В ЭТОТ МОМЕНТ БЫЛА 50 км/час.

      ПАРАШЮТ НАПОЛНИЛСЯ, НО ОТ КРЕСЛА НЕ ОТОШЁЛ... ПРАВАК ТАК И ПРИЗЕМЛИЛСЯ -  но ТРАВМИРОВАЛ СПИНУ,  А ШТУРМАНА В ГОРЯЩЕМ САМОЛЁТЕ ПОЕХАЛИ ДАЛЬШЕ... ПОТОМ ВЫСКОЧИЛИ ИЗ КАБИН ПО ВЕРЁВОЧНОМУ ТРАПУ... ЦЕЛЫ, БЕЗ ТРАВМ, ТОЛЬКО СТРАХУ натерпелись - ПОЛНЫЕ ШТАНЫ - ШУТКА ЛИ НА ГОРЯЩЕМ СамолётЕ, ДА ЕЩЁ С РАКЕТОЙ ПОД КРЫЛОМ БЕЗ ЛЁдЧИКОВ ЕХАТЬ в чистом поле по буграм… !!!

     Oleg 19:52   Понял , что Командир остался жив ! И что было дальше с экипажем ? ( после всего что случилось ) ? Я почему- то этот случай не знаю . . ., не слышал , может, учился в это время . . . Как Штурманы узнали , что Командир катапультировался ? Они во второй кабине !!! Там есть проход ???

     ВВЧ 12:57   ПРОХОДА ТАМ НЕТ, НО ГРОХОТ ОТ КАТАПУЛЬТЫ , БЕЗУСЛОВНО, СЛЫШНО... ПО "СЛУХАМ" ШТУРМАНА ПОДОШЛИ К СТОНАВШЕМУ ПРАВАКУ, КОТОРЫЙ ТАК И НАХОДИЛСЯ В КРЕСЛЕ, И ОКАЗАЛИ ЕМУ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ, .. НО КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ, И ЧТО СТАЛО С ЭКИПАЖЕМ  - НЕ ЗНАЮ...

      Re: Fwd: ТЯЖЕЛО ПЛАВАТЬ В СЕРНОЙ КИСЛОТЕ
Виктор Феофанов
Вчера, 16:56
Кому: вам
(С)
        ШАЙКОВКА. ТУ22M3 – ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ.

     Состав экипажа, в основном, начальство:
Командир корабля - заместитель командира авиационной эскадрильи, майор;
летчик-инструктор - командир полка, полковник;
штурман корабля - штурман полка, майор;
штурман-инструктор - штурман-инспектор 00 ЦБП и ПЛС, подполковник.

    При подготовке к полету по упражнению, после запуска ВСУ и работе с оборудованием кабины, командир корабля, который заместитель командира эскадрильи, произвел включение на панели АЗР всех автоматов рычагом пакетного переключателя. При этом произошло срабатывание системы принудительного покидания экипажа по штатной схеме (командир корабля покидает самолет при этом самостоятельно).

    При срабатывании системы принудительного покидания произошел сброс четырех крышек фонарей и катапультирование трех членов экипажа. Механизмы катапультных кресел сработали штатно, отделение членов экипажа и ввод в действие спасательных парашютов произошел штатно, но из-за отсутствия условий безопасного покидания воздушного судна (скорость менее 130 км/ч), купола парашютов не наполнились.

    Три члена экипажа погибли при падении на бетонную поверхность стоянки самолетов с высокой вертикальной скоростью. Кресла КТ-1М.

Comba18
Старожил форума
23.03.2021 14:46

     Командир Белослюдцев Вадим Владимирович, БВВАУЛ 1994 год

ЛАЗУРНЫЙ
    Именно так принуд. покидание и работает. А причины могут быть ТОЛЬКО две: или срабатывание по ложной цепи, или..... но об этом лучше не думать.
А как фонари то слетели? Или на скорости было. С ними бы кресло не вышло.

Mashtak
Старожил форума
23.03.2021 14:47

      Савреев: командир поднимает защитный колпачок (законтренный), который перемещает вверх тумблер на включение табло, далее поднимает вверх тумблер включения принудительного покидания: уходят крышки люков, срабатывают захваты ног и ограничители рук, далее с минимальным интервалом покидают кабинет ШО, ШК и ПКК.

567
     А как фонари то слетели? Или на скорости было. С ними бы кресло не вышло.
Фонари сбрасываются и без скорости. Показывали нам, как это происходит, на находившемся в ТЭЧи самолете самолете. Фонари "ловились" специальной сеткой при этом.

   
Таймень
Старожил форума
23.03.2021 15:24
....
   На Су-24- спались из этого положения, но они были привязаны. На М3, неизвестно какой этап подготовки, если шел запуск двигателей, то должны были пристегнуться. Смущает- "вывод из под удара"? Тут может и быть ("время- деньги"!)- наземные чеки сняли, быстренько запуск, в процессе пристегивание... Не знаю, как там у дальников, мы так второй запускали уже на рулении, что бы "утикать" (сократить время).

Viktor49A
Старожил форума
23.03.2021 16:27

       Очень печально.....

       Прими Господи души погибших и прости прегрешения....
Искренние соболезнования и сил моральных и физических, родным....
Выжившему - благополучно выздороветь.

bbv1960
Старожил форума
24.03.2021

      А правда, что "Шайковка" - тот еще, гарнизон?
О чем Вы? Погибли опытные, заслуженные лётчики! Уже озвучена информация, что колпачки были законтрены. Никто их локтями не включал. На выпуске экипажа, в состав которого входит командир АП, всегда присутствует зам. по ИАС АП (ст. инженер по СД) . Все это произошло на их глазах. Самолёт цел. Средства СОК не повреждены. Далее длительное и скрупулезное расследование комиссиями МО, АРЗ и СК, о результатах которого мы вряд ли узнаем.

       Mashtak
Старожил форума
24.03.2021 16:35

    Да нормальный гарнизон, не хуже и не лучше других - (не беру в сравнение гарнизоны Украины и Белоруссии). Из боевых самый ближний к столице. Куда от туда бежать то? В Сольцы или на Восток?

       Велижанин Сергей
сегодня в 9:13

       Добрый день ВВ. Сегодня прочитал подробности этого происшествия и реакцию на это лётчика-испытателя Магомеда Толбоева. Оказывается люди погибли из-за того, что не успели занять места в самолете и пристегнуться привязными ремнями. При срабатывании "командирской" катапульты их просто выбросило в воздух и парашюты им не помогли. Толбоев и говорит, что НЕ ПОНИМАЕТ, как это произошло и требует от Минобороны ответа за свою беспечность. Жаль погибших людей, если это следствие чей-то халатности или небрежности.
 
       ВВЧ - П.С. Поскольку есть шанс, что мы не узнаем истинные причины катастрофы, как это произошло с гибелью космонавта Юрия Гагарина с инструктором полковником Серёгиным или с падением ТУ-154м с ансамблем им. Александрова на борту, я разместил эту печальную информацию с единственной целью, чтобы юноши и девушки, которым мамы и папы в детстве кепку с большим козырьком не купили, чтобы неба не видел, и в небо не просился, чётко понимали, что ЛЁТНАЯ РАБОТА НЕ ВСЕГДА ВЕДЁТ К ДОЛГОЛЕТИЮ. И зная этот факт, были готовы к такому развитию событий и осознанно делали свой выбор…

      П.С. ВВЧ: "Мужики, извините, меня - засранца, что занял ваше личное время на чтение непроверенной информации, которую мне прислали два моих бывших пилота, которым я, в общем-то, доверяю. И хотя они мне тоже написали, что эти данные пока ничем не подтверждеы, я был в таком шоке от нелпости этих смертей, что сразу переслал её вам, в надежде, что вы знаете больше.

   Мне довелось на этой ласточке полетать шесть лет, а всего ТУ-22м1, м2, м3 в войсках экплуатируется с 1974 года, т.е. уже 47 лет, и я не знаю ни одного случая, чтобы от включения АЗС, люди принудительно выходили на "свежий воздух". В тоже время за 37 лет, отданных Авиации, насмотрелся всякого....

    Поэтому поневоле возникли мысли, за которые мне стыдно - о вине экипажа.  Я прошу прощения у погибших, и у того, кто остался в живых. Дай Бог, чтобы ни лётный, ни технический состав в этой катастрофе виновен НЕ БЫЛ...    А из всего этого , господа пилоты и им сочувствующие, делаем ВЫВОДЫ...  вносим в копилку своего ЛЁТНОГО ОПЫТА  ... и помним - всё в жизни когда-то поисходит в ПЕРВЫЙ РАЗ, как  и здесь, возможно, ложное срабатывание электроцепей, и к этому надо быть ГОТОВЫМ. В мою бытность техник после посадки в кабину помогал лётчику, штурману одеть лямки парашюта, застегнуть привязные ремни, снимал чеки, закрывал фонарь и лишь после этого члены экипажа начинали осматривать кабину, вкл. все АЗС и потребители, производить проверки оборудвания и прочее.... Если бы этот ритуал был бы соблюдён, то шансов остаться в живых было больше... Земля пухом ребятам...

                АВАРИЯ ТУ-22р

    Я поневоле вспомнил аварию ТУ-22р, в Острове, командир корабля мой однокашник Виктор Савинов. Они по учениям перелетели на этот аэродром. По плану следующий вылет был утром. А ночью пошёл ливневый дождь. В результате, где-то там что-то протекло, и у Виктора после взлёта отказали все 4 генератора, аккомуляторные батареи тут же вскипели, т.к. были включены все потребители, и самолёт остался без тока. Пропала связь, отказали приборы. Лётчик отсёк форсаж, направил самолёт вниз. Штурман видит, большая вертикальная скорость снижения, командир не отвечает, принял решение - катапультироваться. Сбросил крышку люка, но прыгать не стал, т.к. самолёт вышел под облака на высоте менее 300 метров. А на ТУ-22р катапультирование всего экипажа происходит вниз, и для этого нужна высота не менее 350 метров. А Виктор в дожде несколько минут полазил под облаками, потом залез наверх, за верхнюю кромку, встал в вираж - пол часа ждал лидера, а потом принудительно катапультировал экипаж с высоты 4600 метров. Самолёт через 40 секунд взорвался, а они успешно приземлились на парашютах. НО ни штурман, ни оператор потом к лётной работе вернуться не смогли - шок...

       А вспомнил я этот случай с единственной целью - показать как всё когда-то на самолёте происходит в ПЕРВЫЙ РАЗ, поэтому надо делать выводы и принимать меры. Так и здесь - ввели Дополнительный осмотр самолёта после обильных осадков, чего раньше не делали. Что касается самолёта ТУ-22м3, то чуть-чуть углубимся в историю:

                Ту-22М3

     Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения морских и наземных целей на удалении до 2200 км от аэродромов базирования управляемыми ракетами и авиационными бомбами.

     Первый Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 года, с 1978 года был запущен в серийное производство. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года.

     По официальным данным, у России есть более 100 ракетоносцев Ту-22М3. Российские военные активно применяли Ту-22М3 для ударов по ИГИЛ (запрещенная в РФ группировка) в Сирии. Самолёты взлетали с территории РФ, совершали перелет над территорией Ирана и Ирака и наносили групповой удар по террористам.

     Экипаж бомбардировщика состоит из четырех человек.

                ПОСЛЕДНИЕ катастрофы Ту-22М3

     Предпоследнее АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ с участием стратегического бомбардировщика Ту-22М3 произошла летом 2004 года. Самолет разбился в нескольких километрах от населенного пункта Сольцы Новгородской области в ночь с 8 на 9 июля 2004 года.

     В катастрофе погибли все члены экипажа: 46-летний командир экипажа, летчик первого класса майор Олег Тяпкин, 27-летний помощник командира корабля капитан Илья Ласков, 40-летний штурман первого класса майор Hиколай Толстов и 26-летний штурман-оператор капитан Александр Иванов.

     Hовгородской военной прокуратурой по факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ - нарушение правил полетов или подготовки к ним. Hо в сентябре 2004 года по результатам дорасследования уголовное дело было окончательно прекращено за отсутствием состава преступления. Государственная комиссия пришла к выводу, что катастрофа была вызвана ТЕХНИЧЕСКИМИ НЕПОЛАДКАМИ...

    Последующая катастрофа, в которой погиб экипаж самолета, произошла 22 января 2019 года. Тогда при заходе на посадку на аэродроме в Оленегорске (Мурманская область) потерпел катастрофу бомбардировщик Ту-22М3 40-го смешанного авиационного полка дальней авиации ВКС России. В результате трое членов экипажа погибли, один выжил.  Причиной аварии, по данным ведомства, стало попадание самолета в снежный заряд. 27 янв. 2019 г.

    ВВЧ - Сами понимаете - это Непосредственная причина. ГЛАВНАЯ - экипаж заставили садиться в условиях, которые явно ниже его допуска, да ещё ВПП была занесена снегом... т.е. ежу понятно, что причина - НОРП (Неудовлетворительная организация и руководство полётами).

    Катастрофа Ту-22М3 в Мурманской области стала вторым тяжелым происшествием с военными самолетами в январе. Ранее два бомбардировщика Су-34 столкнулись над Японским морем. Из четырех летчиков выжить удалось одному...

    МОСКВА, 23 марта. /ТАСС/. Три члена экипажа погибли в результате нештатного срабатывания системы катапультирования на самолете Ту-22 на аэродроме под Калугой, причины происшествия установит комиссия ВКС России. Об этом во вторник сообщили журналистам в Минобороны РФ.

    По данным военного ведомства, 23 марта "в ходе плановой подготовки на земле к полету Ту-22М3 на аэродроме в Калужской области произошло нештатное срабатывание системы катапультирования".

    "Из-за недостаточной высоты для раскрытия парашютов три члена экипажа при приземлении получили травмы, несовместимые с жизнью", - сказали в Минобороны...

     ... Ночью вернулся из Шайковки. Попрощались с ребятами. Ан-26 - в Рязань, Ан-12 - в Челчбинск, командир на Ил-78 - в Комсомольск-на-Амуре...

    Мы кружили в надежде,
Что всё-таки чудо случается,
И что кто-то из них
Всё же жив, и махнёт нам рукой:
Но не так, как хотелось бы нам
В жизни всё получается,
Хоть жестока пилота судьба -
Нам не надо другой

   Будем жить за троих,
Не забудем о них,
Молча пьём во весь рост
Третий тост...
                (Из песни Александра Маршала "Третий тост"...

    Re: ТЯЖЕЛО ПЛАВАТЬ В СЕРНОЙ КИСЛОТЕ
Александр ...  Сегодня, 10:20
Кому: вам,

      Василий Васильевич! Передаю слова командира корабля, сидевшего на левой чашке:

       "Я УМЕР ВМЕСТЕ С НИМИ!!!"               
                Отправлено из Mail.ru для Android

       Получил такое сообщение от товарища:
 
      Только что звонил мне друг, который служит в Шайковке, с похорон экипажа, рассказал все в деталях. Никакого конфликта в экипаже не было, это все мрази распространяют фейки.

      Самолет пришел с завода, после доработок, было много неисправностей, долго не могли устранить, в конце -концов сделали. После запуска ВСУ стали включать АЗСЫ и трое сразу ушли...

      Замкомэска Скворцов остался, он не пострадал, остался страшный шок, в течении пяти часов приводили в чувство, но вчера уже стоял в строю. Один самолет отправили с телом ушёл на Рязань, один в Челябинск и один с ком. полка в Комсомольск на Амуре...
                С уважением Риф.

                НАДО ЧТО-ТО РЕШАТЬ

       [31.03.2021 04:47] Александр Конков: Уважаемый Василий Васильевич!
Разрешите обратиться к вам, как к старшему по возрасту и имеющему огромный личный опыт, а главное имеющему возможность что то изменить к лучшему через многочисленную читательскую аудиторию, в составе которой находятся к тому же известные авиационные личности.

       Выражая свое личное субъективое мнение, надеюсь что многие с ним согласятся. Для предотвращения подобных инцидентов на этом типе самолета раз и навсегда, необходимо демонтировать систему принудительного покидания к чертям собачьим, раз не могут справится с блуждающими токами и нет возможности подготовки специалистов к грамотному ее обслуживанию. Сколько раз она применялась и кому она помогла? Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Впрочем сигнализацию можно и нужно оставить.

        Раньше всегда на покидание было достаточно команды, желательно продублированную по внешней связи и включением сигнализации.
Штурмана вам за это памятник при жизни поставят, а то с ними как-то особенно не церемонятся.
 
     Вот скажите, с чего бы это ваш Савинов на Ту-22р полчаса их катал, выжидая лидера, набрал высоту 4600м, а затем вдруг экстренно применил принудительное катапультирование при наличии такого запаса времени на поочередное покидание в спокойной обстановке.

    Уверен, что в место ожидания непредсказуемого шального выстрела принудительной системы гораздо полезнее будет систематическая тренировка экипажа по экстренному самостоятельному катапультированию в установленной очередности. 
Если вы не отзоветесь, мы напишем в спортлото.
С уважением Александр - 353.

     Прошу прощения за излишнюю резкость текста. Но вы же понимаете в чью сторону она направлена. На мой взгляд только в ваших силах поменять точку зрения на ситуацию КБ или той структуры, от кого это зависит.
Спорить с ними и доказывать им очевидное вряд ли кто решится...

     ВВЧ - [31.03.2021 18:49] Василий Чечельницкий: Саша, не всё так просто, как Вам кажется. Вспомните катастрофу Кубракова на ТУ-22м2, ЧФ, Командир успел катапультировать экипаж, но сам не успел. К-р всегда лучше понимает опасность обстановки и сразу примет решение, особенно когда связи по СПУ НЕТ. Т.Е. Система эта нужна - другое дело, что сейчас из-за износа проводов невозможно наладит её нормальную работу - тогда ДА - НАДО ОТКЛЮЧАТЬ...

     Я ПЕРЕДАМ ВАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЛЁТЧИКАМ,  КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ЛЕТАЮТ НА ЭТОМ ТИПЕ, А ОНИ ПЕРЕПРАВЯТ ЕГО В КБ...   УДАЧИ !!!               
                С уважением, ВВЧ.