внутреннее течение времени

Серхио Николаефф
внутреннее течение времени .


--
продолж. штудии а.бергсона, "творческая эволюция".
( # 7).

--
продолжен. гл. 1,  `об эволюции жизни - механицизм
и целесообразность`.
{стр. -21-25-. (:электроформату соотв.)}.


----
начало цитирован.:

>>

(..)

Но мы не можем углубляться в этот вопрос. Мы только ищем точный смысл,
какой придает наше сознание слову "существовать", и мы находим, что для
сознательного существа это значит изменяться; изменяться - значит созревать,
созревать же - это бесконечно созидать самого себя. Можно ли сказать то же самое
о существовании вообще?
Материальный предмет, взятый наудачу, являет свойства, обратные только что указанным.
Он либо остается тем, что есть, либо, если и меняется под влиянием внешней силы, то мы
представляем себе это изменение как перемещение частей, остающихся при этом неизменными.
Если бы в них проявилось изменение, мы также разделили бы их. Таким образом мы будем
спускаться до молекул, части которых даются готовыми, до атомов, составляющих молекулы,
до мельчайших частиц, образующих атомы, до "невесомого", в недрах которого путем простого
вращения могла бы возникнуть такая частица.
Словом, мы пойдем в нашем делении, или анализе, так далеко, как потребуется.
Но перед нами будет всегда лишь неизменное.

Пойдем далее. Мы говорим, что сложный по составу предмет меняется таким образом,
что части его перемещаются. Но если одна часть покинула свое место, то ничто не мешает ей
занять его снова. Значит, группа элементов, прошедших через какое-либо состояние, всегда
может в него возвратиться, если не сама собою, то под действием какой-нибудь внешней причины,
ставящей все на свои места. Это означает, что известное состояние группы элементов может
повторяться сколько угодно и что, следовательно, группа не стареет. У нее нет истории.

Итак, ничто здесь не создается, - ни форма, ни материя. То, чем станет группа, заложено уже
в том, чем она является теперь, если только включать в то, что она есть, все точки Вселенной,
с которыми ее считают связанной. Сверхчеловеческий интеллект мог бы вычислить для любого момента
времени положение любой точки системы в пространстве. И так как форма целого есть лишь расположе-
ние его частей, то будущие формы системы теоретически могут быть видимы уже в ее теперешнем очер-
тании.
Вся наша вера в предметы, все наши операции с системами, которые выделяет наука, основаны на той
идее, что время над ними бессильно. Мы коснулись этого вопроса в предыдущей работе и вернемся к
нему в данном исследовании. Сейчас же ограничимся замечанием, что абстрактное время приписываемое
наукой материальному предмету или изолированной системе, состоит только из определенного числа
одновременностей, или, в более общем плане, соответствий, и число это остается одним и тем же, ка-
ковы бы ни были по своей природе интервалы, разделяющие эти соответствия. Когда речь идет о неорг-
анизованной материи, не возникает вопроса об этих интервалах, если же на них останавливаются, то
лишь для того, чтобы подсчитывать в них новые соответствия, между которыми опять-таки может совер-
шаться все что угодно.
Здравый смысл, имеющий дело только с отдельными предметами, как и наука, рассматривающая только
изолированные системы, - размещаются на границах интервалов, а не в них самих.
Вот почему можно предположить, что временной поток приобрел бесконечную быстроту, что все прошлое,
 настоящее и будущее материальных предметов или изолированных систем разом развернулось в простра-
нстве: при таком предположении ничего не пришлось бы менять ни в формулах ученых, ни даже в обыден-
ном языке.
Число t всегда обозначало бы одно и то же. Оно продолжало бы включать одно и то же число соответст-
вий между состояниями предметов или систем и точками на полностью прочерченной линии, которая и бы-
ла бы теперь "течением времени".

А между тем последовательность - факт неоспоримый, даже в материальном мире. Рассуждая об отдельн-
ых системах, мы можем сколько угодно предполагать, что прошлая, настоящая и будущая история
каждой из них может быть развернута сразу, подобно вееру: но история эта все же будет
развертываться постепенно, как будто ее длительность была аналогична нашей.
Если я хочу приготовить себе стакан подслащенной воды, то, что бы я ни делал, мне придется ждать,
пока сахар растает. Этот незначительный факт очень поучителен. Ибо время, которое я трачу на
ожидание, - уже не то математическое время, которое могло бы быть приложено ко всей истории
материального мира, если бы она вдруг развернулась в пространстве.
Оно совпадает с моим нетерпением, то есть с известной частью моей длительности, которую нельзя
произвольно удлинить или сократить. Это уже не область мысли, но область переживания.

Это уже не отношение; это принадлежит к абсолютному. Что это может означать, как не то,
что стакан воды, сахар и процесс растворения сахара в воде являются только абстракциями и
что Целое, из которого они были выделены моими чувствами и моим разумом, развивается, быть
может, тем же способом, что и сознание.

Конечно, операция, путем которой наука изолирует и обособляет какую-нибудь систему, не является
совершенно искусственной. Не будь здесь объективного основания, нельзя было бы объяснить, почему
она вполне уместна в одних случаях и невозможна в других. Мы увидим, что материя имеет тенденцию
создавать изолируемые системы, которые могут рассматриваться геометрически. Эта тенденция и пос-
лужит нам при определении материи. Но это - не более чем тенденция. Материя не идет до конца, и
изолирование никогда не бывает полным. Если же наука доходит до конца и изолирует что-либо полн-
остью, то она делает это для удобства исследования. Она осознает, что всякая изолированная сист-
ема остается подчиненной известным внешним влияниям.

<< .

(..)

--
конец цитирован.

----
(..)