Пан Богуслав

Василий Доценко
   Как переплелись судьбы людей, живущих, казалось бы, в разных странах: Украине, Польше, Великобритании! И стоит только вспомнить одну личность, а она неизбежно потянет за собой истории многих других.

   Мы с женой возвращались с научной конференции, организованной профессором Бжоско и проходившей в недорогом пансионате под Познанью (жизни Бжоско будет посящен отдельный рассказ). Ехать поездом нам надо было до Варшавы, а затем – до Перемышля, откуда уже было рукой подать до Львова. Пан Бжоско предупредил нас, что возвращаться мы будем в одном купе с профессором  Богуславом Х-ким, который в Варшаве пересядет на поезд до Щецина.

   Пан Богуслав был высоким, несколько сутулым,  пожилым мужчиной, без удаленной по плечо левой руки, с замкнутым, грустным лицом. Он легко поднялся в вагон, держа в здоровой руке небольшой портфель. Я попытался помочь поставить его скромный багаж на верхнюю полку, но он решительно отказался от помощи и сделал это сам. Минут через 10 он спросил, откуда мы. Услышав, что мы из Львова, он несколько оживился, сказал, что он уроженец Львова и, между прочим,  рассправшивал о нашей жизни,  включая материальное положение. Жена описала бедность,  охватившую страну. И в качестве примера привела следующий случай

   После 2 месяцев задержки зарплаты она, доцент медицинского института, счастливая,  возвращалась с деньгами домой, когда ее на перекрестке остановила пожилая женщина. Жена подумала, что та просит ее помочь перейти улицу. Но старушка сказала по-польски: «Естем глодна» (я голодная). Жена, заплакав, вынула все деньги из кошелька и отдала польке. Старушка, долго не отпускала жену, целуя руку.

   Пана Богуслава так потрясла эта история, что он уже говорил с нами, не перествая, вплоть до нашего расставания в Варшаве.  И вот его рассказ.

   После окончания львовской гимназии он поступил на медицинский факультет Львовского университета имени Яна Казимира (сегодня имени Ивана Франко). Закончил его с отличием и начал научную работу на кафедре биологической химии по руководством мирового авторитета Оскара Парнаса. Оказалось, что одновременно с ним на кафедре выполнял докторскую диссертацию и мой учитель – Богдан Антонович Собчук. В связи с нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 года, началась всеобщая мобилизация. Пан Богуслав к этому времени закончил специализацию по хирургии и был направлен в военный госпиталь в городе Броды. 14-17 сентября начались бомбардировки немецкой авиацией Брод и окрестностей. В один из налетов персонал больницы бросился спасаться в парк, примыкавший к больнице. Пытался спастись и Богуслав, опустившись в небольшой овражек за лечебницей. Бомбой, повредившей больницу, Богуславу оторвало руку. Тяжело раненого, его отправили во
Львов, где в это время у него родилась дочь Тереза. Жена при родах умерла. Обо всех обстоятельствах ранения Богуслава разузнал его внук Штефан, профессор-историк, живущий в Бельгии, который месяц назад специально приезжал во Львов. Из-за брокартических проволочек Штефан попасть в областной архив не смог. Тогда он, наняв машину, отправился в Броды. По дороге, в Буске,  он обнаружил могилу неизвестного родственника на кладбище. В Бродах он побывал на  месте ранения его деда.

   В дальнейшем пан Богуслав стал профессором, авторитетным в Польше специалистом по детской неврологии, работавшим после ухода на пенсию и до самой смерти приватно, консультируя детей по всей стране. Во втором браке у него была еще одна дочь, живущая в Бельгии. Старшая дочь Тереза, родившаяся в 1939 году во Львове, журналист, замужем за профессором Ваврикского университета в Великобритании. Обе дочери эмигрировали из Польши в 1980 году, когда из-за забастовок  ожидалась оккупация страны СССР, и ряд стран давали беженцам вид на жительство.

   Прощаясь с нами,  пан Богуслав заявил, что он считает нас своими друзьями и спросил, чем он может нам помочь. Жена рассказала, что дочь студентка-медик мечтает пройти языковую стажировку в Англии. Пан Богуслав сказал, что муж его дочери Терезы Ийен является деканом факультета для обучающихся в Англии иностранцев. А уже через месяц мы получили официальное приглашение для дочери в Ваврикский университет. На следующий год дочь прошла 2-месячную бесплатную стажировку в гепатологическом центре университета Бирмингема у профессора Элайеса.

   Дружба с профессором Богуславом и его дочерью Терезой продолжалась до их кончины, а сегодня теплые отношения связывают нас с их детьми и внуками.