Детские годы в Балашове.. Часть 5

Эльвира Григ
Район Ветлянки. Улица Бестужева..
В 60-тых годах зима в Балашове была морозная и очень снежная. Частные дома иной раз заметало по самые крыши.. Приходилось подниматься чуть свет и откапывать калитки и подходы к дому.
Мы с бабушкой в зимние дни больше времени проводили дома. Бабуля моя пекла блинчики, которые я очень любила. Я сидела за кухонным столом и смазывала кисточкой из гусиных перьев каждый новый блинчик растопленным сливочным маслом. Прибегали мальчишки, Серёжка и Игорь, наши соседи, и мы налегали уже втроём.
Мама мальчишек всегда удивлялась, почему у бабушки Груни её сыновья всё едят, даже постные супы, а у неё от мясного борща отказываются. А какие пышечки и пироги бабушка пекла, я их вкус даже сейчас помню.. И всегда звала нас, ребятишек, на помощь. Мы стаканами из раскатанного теста делали кружочки для пышек и помогали укладывать их на противень, также лепили пирожки, пельмешки.. Потом все вместе ели.
В то время в нашем доме было печное отопление. Уголь выписывали на предприятии, где раньше работала бабушка, на ликёро-водочном заводе. Там же и дрова, а вернее горбыли.. обрезки от хороших досок. Потом на подводе привозили с улицы Горохова на Бестужева к сараю. Никто нам не помогал. Так и таскали вёдрами уголь, ссыпали в огромные закрома. А на верху, над углём, были полки для досок. Всё лето потихоньку кололи и пилили дрова, готовились к зиме. Иногда, за бутылку нанимали соседа помочь. А так, всё сами в основном.. стар и мал. Пила была с двумя ручками.. Бабушка с одной стороны, я с другой.. И ведь получалось.

В одну из зим, под вечер, мы пошли с бабулей в сарай, она полезла наверх, за досками и.. не удержалась.. Так плашмя и упала, головой сильно ударилась о доску, в которой был ржавый гвоздь. Вскочила, схватилась за разбитую голову, кровь хлестала.. Крикнула мне, что надо бежать на мясокомбинат, там у неё сестра родная, Мария, жила. Прямо напротив детсада, через дорогу. Путь не близкий.. Но бабушка боялась потерять сознание и меня одну оставить. Вот и бежали мы по улице Ленина к переезду. Темень вокруг, метель мела, снег глаза застилал.. а позади бабушки кровавые следы.. Но добрались до бабы Мани, а та уж пошла через дорогу в детский сад, там телефон был и вызвала скорую.
Помню, как моя бабушка всё повторяла.. "Маша, ты, Эльку мою не бросай. Води её в садик и забирай. Она всё умеет, тебе помощницей будет."
Машина скорой помощи уехала и увезла в реанимацию мою бабушку. На следующий день баба Маня отвела меня в детсад и оставила там. Она дала телеграмму в Волгоград моей маме и на этом успокоилась. Мама приехала через неделю.
Мне пришлось не сладко.. В детсаду ночных групп не было. А меня никто не забирал. Воспитатели не знали, что со мной делать. Передавали сторожу. Помню, что вечерами очень хотелось есть. Сторож приносил кусочки хлеба, те что остались в детсаде и если повезёт, булочки. Мы вместе пили чай и говорили за жизнь.. И я тогда подумала, что все неприятности и беды, которые с нами происходят в жизни, всегда награждаются свыше чем то приятным и хорошим.
Приехала моя мама. Она отдыхала в отпуске по путёвке в Кисловодске и вот, пришлось ехать в Балашов. А я была так рада её приезду. Тому, что забрала из детсада, что мы каждый день навещали в больнице бабушку.

Мама привезла мне подарки, "моргучую" куклу и надувного бархатного жирафа. Приходили мои друзья, чтобы посмотреть на них. В городе тогда было не просто купить куклу у которой открываются и закрываются глазки, да еще она говорила "Ма-ма", когда её наклоняли. Ребята тянули куклу каждый на себя и.. оторвали ручки..отвалилась голова.. Кукла изнутри крепилась на резинках. Потом кто только не пытался собрать воедино мою куколку, но к моему огорчению, всё еле держалось, голова вообще была набок.. Выручила всех вернувшаяся из больницы бабушка. Она связала комбинезончик с капюшончиком и одела его на мою куклу.

Однажды в нашу комнату зашли соседи, тётя Люба и дядя Петя. Они рассказали, что были на приёме у властей по поводу расширения квартиры, ведь они вчетвером с детьми ютились в одной комнатке. Если бабушка отдаст им свою комнату и переедет на улицу Ленина, 153 в другую квартиру, то они займут всю жилплощадь. Бабушка согласилась.
И в конце 60-тых годов мы перебрались на новое местожительство. В этих жёлтых двухэтажных домах одного типа в районе переезда по улицам Ленина и Привокзальной тоже было печное отопление. Да еще одна печка на двоих, которая находилась на кухне.
Нашей соседкой стала одинокая женщина Тамара. В то время ей было под сорок.. Тамара работала в индопошиве и всё время искала "счастье".. Чуть не каждый месяц в нашей квартире появлялся новый мужик и Тамара начинала верить, что вот, он.. тот самый, единственный, который ей нужен, но.. спустя неделю-другую она разочаровывалась в очередном избраннике и снова пускалась на поиски..
Тамара всегда модно одевалась и при этом всю свою одежду шила собственными руками. И хотя бабушка не одобряла её образа жизни, они никогда не ссорились. Всегда угощали друг друга, Тамара демонстрировала нам свои наряды и всегда прислушивалась к бабушкиным советам. У неё в комнате был телевизор, она часто приглашала нас смотреть "картины", так называли фильмы в то время.
Печка на двоих была большой проблемой. Из-за неё часто вспыхивали скандалы. Топили по неделе. То одни, то другие. Тамаре казалось, что наш уголь и дрова хуже, чем у неё.. Но бабушка сразу уходила в свою комнату и старалась не связываться. Просто молилась перед иконой за нас и за соседку. На том всё и заканчивалось.
Теперь в магазины я ходила разные. В комбикормовский и на Южную. Очень любила покупать тёплый свежеиспечённый хлеб.
Если меня спросят, что самое вкусное на свете, я не задумываясь отвечу - хлеб. Что может быть вкуснее мягкого, тёплого, пахучего хлеба? В детстве, хлеб это была любимая еда советских детей.
Хлеб, политый подсолнечным маслом и посыпанный сахаром, намазанный вареньем, смальцем или горбушка, натёртая чесноком и солью. Такая вкуснотища из детства! И ели хлеб, сколько хотели, и не толстели.

Повсюду рекомендации худеющим - исключите хлеб, замените хлеб на хлебцы. Кстати, которые калорийнее хлеба, да ещё плюс, непонятно из чего.

Моя бабушка рассказывала мне о голоде. Это было в 30-тых годах и во время войны. Как пекли лепёшки из лебеды.. Как ей снилось во сне, что она ест мягкий хлеб. И единственной мечтой было - наесться хлеба досыта.
Когда бабушка резала хлеб, то крошки со стола она смахивала себе в ладонь и съедала.
Ярко врезалось в память, как бабушка увидела на улице мальчишек, которые играли в футбол краюшкой хлеба. Пристыдив пацанов, дома она рассказывала со слезами - "Мы от голода пухли, жилы рвали, чтобы вы не знали голода. А вы теперь хлеб ногами в грязи пинаете.."
Упитанные соседки по вечерам на лавочке делились рецептами похудения.
"Хлеб не есть, булочки не есть. Исключить всё мучное."
А бабушка и говорит -
- Я знаю самую лучшую диету.
- Ой Агриппина Александровна! Расскажите..
- Ешьте хлеба сколько хотите, с постным супом. И работайте много. Бери больше, кидай дальше, отдыхай пока летит. За два месяца всё ваше сало уйдет.
Соседки обижались.

Есть чудесная песня о хлебе, её исполняет Ольга Воронец. Она называется "Хлеб всему голова" (Баллада о хлебе). Не могу спокойно её слушать.. слёзы наворачиваются..
https://youtu.be/TjeDZ6BJhbc