Дети войны это особое поколение

Татьяна Бузнякова
В большинстве семей есть родственники, чье детство пришлось на военные годы, но мало кто знает, как жили тогда обычные девчонки и мальчишки, что им пришлось вытерпеть и пережить. Данная тема заслуживает отдельного внимания. Каждый раз слушая рассказы о войне, я представляла себя на месте моих родителей, дядей и тетей и задавала вопрос как выдержали испытания, выпавшие на их долю? Ведь у них были мечты, хотели кем-то стать, чего-то достичь. В региональных нормативных актах законодательно закреплен статус «Дети войны», куда входят лица, родившиеся в период с 1930 по 1945 год на территории Советского Союза. У этого поколения не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть постепенно. Наравне со взрослыми они терпели лишения, голод, разруху.  Война и дети… казалось бы, эти два понятия несовместимы, они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. С каждым годом, среди нас, их остается все меньше и меньше.
Хочу рассказать о своей тете Тамаре Федоровне Аверковой (в девичестве Резановой).  Ей был годик с небольшим, когда началась война. Она родилась в хуторе «Красный рыбак» Старочеркасского сельского Совета в мае 1940 года, а в апреле 1941 отец был призван на военные сборы, откуда сразу отбыл на фронт. Мать осталась одна с тремя детьми –старшему брату Федору было 11 лет, сестре Ольге 9. Жили они в небольшом флигельке, под камышовой крышей, построенном в 1933 году. В доме было всего две комнаты, разделенные печью и холодный коридор. Двор огорожен плетнем. Возможно все было бы по-иному, но война все спутала, отняла у них светлое и радостное детство, искалечила детские судьбы. Брат с 12 лет пошел работать в рыболовецкую бригаду, а сестра Ольга в 10 лет на колхозные поля. В апреле 1944 года семья Тамары Федоровны получила известие о том, что отец пропал без вести. Отныне старшие должны были сами зарабатывать на хлеб, иначе было не выжить. Федор и Ольга окончив по три класса начальной школы, больше к учебе не вернулись.
Сейчас в живых осталась только Тамара Федоровна Аверкова, вот что она вспоминает: «Росла я в послевоенное время, жили мы очень плохо. Помню, всегда хотелось есть. Выручала рыба, пайку приносил брат. Послевоенные годы были самые голодные».  В феврале 1943 хутор «Красный рыбак» был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, бои шли жестокие несколько раз хутор переходил из рук в руки. Во время этих событий осколок попал в их дом, в шкатулку, где лежали письма, фотографии и документы. «Так я и не увидела отца, ни одной фотографии не сохранилось» - говорит Тамара Федоровна.  В 1945году моей тете было всего пять лет, но она помнит, как все плакали, наверное, кто-то от радости, кто-то от горя. Продолжая воспоминания Тамара Федоровна рассказывает: «А мама все успокаивала и обнадеживала нас, что отец не погиб, а пропал без вести, нужно подождать, он скоро вернется…. Но чудо не произошло».
В 1948 году Тамара пошла в начальную школу, трудности продолжались. Одежду, учебники и тетради купить было не за что, разрешали писать на старых газетах. Она очень старалась, все задания переписывала от руки. Учили уроки вдвоем, втроем, писали на полях газет. Вечерами лампы зажигали поздно, керосин экономили. Школа работала в две, а иногда и в три смены, зимой было очень холодно, тогда все кругом садились возле печи и слушали учителя.  Все 4 года училась во второй смене, преподавателя звали Войченкова Татьяна Алексеевна. По окончанию начальной школы сдавали три итоговых экзамена, по русскому языку, арифметике и истории.  Четыре класса Тамара закончила на отлично, за что получила похвальную грамоту, которую хранит до сих пор. С сентябре 1953 года продолжила учебу в Старочеркасской средней школе. Училась очень хорошо пятый класс закончила на пятерки. Из воспоминаний: «В шестой отходила до декабря месяца и бросила школу. Зима была суровая, морозы стояли до -30, путь до школы был неблизким, нужно было добираться по льду через реку Дон. Зимняя обувь, а это были бурки на вате порвались, пальто было тонкое я постоянно болела, хронические простудные заболевания преследовали меня и в дальнейшей жизни. Учебу пришлось оставить и в 1954 году, в 14 лет я пошла работать». Работала в молодежном овощеводческом звене в колхозе «Красный рыбак». Занимались посевом, поливом, прополкой и сбором урожая. В зимнее время работали в амбаре: грузили зерно, подсолнечник, перебирали картошку.  Зарабатывали трудодни, или как говорили работали за палочки, наличными зарплату никогда не платили. Трудодень - мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год. Колхозники со слезами на глазах вспоминают это страшное слово «трудодни». Сколько их надо было отработать? Для работы в колхозе была введена система оплаты труда – трудодни. Она подразумевала не денежную оплату труда, а расчет с крестьянами продуктами: зерно, хлеб, картофель. Идея состояла в том, что крестьяне выполняют определенную норму, а им взамен колхоз выдает продукты питания. Устанавливался обязательный минимум трудодней для трудоспособных колхозников - 100, 80 и 60 трудодней в год (в зависимости от краев и областей). Тамара Федоровна вспоминает: «По факту же, нормы были настолько огромными, что их нельзя было выполнить. За это снималась четверть трудодней в виде штрафа. И когда приходило время расчета, получать было нечего». В 18 лет Тамаре было предложено работать продавцом колхозных овощей, в надежде что-то заработать она согласилась. Два года с шоферами на грузовой машине, в разных уголках Ростовской области и даже на Украине занималась реализацией колхозной продукции. В дороге бывала два-три дня, день дома, снова загружали машину - и в путь. По возвращении сдавала денежный отчет, и, как говорит информатор «ни разу не проторговалась».
Поэтому, когда в 1960 году, ей предложили работу продавца в сельском магазине, Тамара с удовольствием пошла, получала зарплату 50- 60 рублей в месяц. В 1963 году вышла замуж за местного парня Аверкова Валентина. В сентябре 1964 году родилась дочь Люба, через месяц, в октябре, уже вышла на работу, сидеть дома было не за что.  А через четыре года родился сын Николай.
На мой вопрос-  а как сейчас жизнь, изменилась в лучшую сторону? Тамара Федоровна ответила: «Не дай Бог пережить еще такие времена. Сейчас живу и радуюсь, пенсии хватает, а если нет, всегда помогают дети. Эту бы жизнь, да в те годы, когда я была молодой, хотела учиться, получить профессию, но возможности не было, да и детства у меня не было, совсем не помню, чтоб в игрушки играла, только голод и холод». Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать те времена. Дети войны выжили и выстояли, не сломались, пережили всё: голод, холод, смерть родных, непосильный труд, разруху.
Уходят из жизни ветераны и их жены, уходят живые свидетели тех страшных событий, унося с собой память. Но живут среди нас ещё те, кто во время войны сами были детьми. Дети войны – это особое поколение.