Русское средневековье. Нил Сорский

Лота Кафка
(из литературных дневников)

#
          Русские философско-антропологические представления за семь веков своего существования
с момента христианизации Руси до реформ Петра I  заметно эволюционировали. Но в целом
оставались в рамках средневековой идеологии. В пору яркой проповеди Илариона (автора «Слова
о законе и благодати») был отмечен торжественный пафос, превозносящий новое человеческое
сознание.  В русском средневековье антропологическое направление философской мысли было
одним из основных. Принятое Русью христианство диктовало качественно иную концепцию
человека. Иларион крестившихся русичей называл ''новыми людьми'', совлекшими одежды
ветхого Адама и приобщившимися к христианским ценностям. Совесть, нравственная чистота,
стремление творить добро, совершать духовные подвиги становятся стержнем личностного
самосознания. Расцветом русского средневековья стал период XV-XVI веков.

#
          Бог средневековья – это не только религиозное представление о Творце мира, но и
философское понятие о единой трансцендентной субстанции. Основными мировоззренческими
доминантами славянского язычества были антропоморфизация природы и натурализация
человека.  В эллинском типе культуры мерой всех вещей являлся героизированный человек.
Будучи естественной восприемницей культурных традиций Византии, Русь последней испытала
мощное давлением с Запада и Востока. В условиях сильной централизованной власти на Руси
давление христианской догматики на философскую мысль было значительно большее, чем в
Западной Европе. Нравственно-обострённое отношение к жизни и к самому себе у Достоевского
и Толстого объяснимо  передающимися от поколения к поколению традициями Древней Руси,
где стремление к духовному самоуглублению в духе Нила Сорского не было чем-то чужеродным.

#
          Русский мыслитель, церковный и общественный деятель Нил Сорский (в миру Николай
Майков)  происходил из поселян. С ранней молодости он жил в Москве и был ''скорописцем'',
т.е. занимался переписыванием книг. Наставником Нила Сорского был знаменитый старец Паисий
Ярославов из Кирилло-Белозерского монастыря, где совсем ещё молодым человеком Нил
(Николай)  постригся в монахи. В Кирилло- Белозерском монастыре, как и в других заволжских
монастырях, была очень строгая дисциплина, но не довольствуясь ею, Нил совершил путешествие
на Афон. По возвращении в Белозерье  он основал неподалёку от Кириллова монастыря
собственный скит на реке Соре (откуда и получил прозвище). В своём скиту Нил Сорский пытался
провести выработанный им на основании изучения афонского подвижничества и церковной
литературы (которую он хорошо знал) идеал монашеской жизни.

#
          Когда путём одинокой жизни, посвященной благочестивым упражнениям, желающий спасти
свою душу монах победит свои страсти, то он достигнет состояния религиозного экстаза,
почувствует себя «в непостижимых вещах, идеже не весть, не зная, в теле он или без тела».
Человеку, обладающему ''внутренней'' или ''умной'' молитвой, не нужно церковное пение, не
нужен пост – монах питается ''единым боговидением''. Эта мистическая по своей сути система
в условиях тогдашней русской жизни не получила распространения. На соборе 1503 года,
созванном Иоанном III по вопросу о секуляризации монастырских вотчин, Нил Сорский  был
сторонником этой меры. Ему пришлось яро дискутировать с Иосифом Волоцким, которого
монастырские ''стяжатели'' настроили против отшельника и подвижника Земли Русской. Вскоре
после этого собора Нил Сорский умер ( в 1508 году). Церковь причислила его к лику святых.

(использована справочная литература)

____________________

Март 2021 года