Уфимский Народный театр имени Шеина

Нина Тур
Начнем  с имени, который носит Народный театр «Третье поколение».
  Петр Александрович Шеин родился  в  1941 г. в деревне Бугабаево Кармаскалинского района Башкирии. Удивительно, как рано у этого мальчика из башкирской глубинки появилась страсть к лицедейству. Богатая фантазия, воображение  вкупе со строгой дисциплиной  и требовательностью к себе привели его в Высшую профсоюзную школу Ленинграда, где ему посчастливилось постигать азы мастерства у Георгия Александровича Товстоногова, которого он считал своим учителем на всю жизнь. После окончания поехал по распределению  в молодой город Нефтекамск, где стал директором дворца культуры. Там же и организовал свой первый театр.
  Успехи заметили, и когда в Уфе под новый 1981 год открыли самый большой Дворец культуры, Петр Шеин стал его директором. Конечно, и здесь он организовал драматический коллектив, получивший в 1986 году звание «Народный театр».
В театре было поставлено более 80 спектаклей, причем не просто легких незамысловатых комедий, но серьезной драматургии, мировой классики. С ними коллектив ездил на фестивали и побеждал на всероссийской и всесоюзной арене. Работать приходилось с теми, кто пришел просто по зову души, часто не имея никакого профессионального образования, но Шеин  никогда не выгонял актеров из своего театра. Просто те, кто не тянул роли,   навсегда оставался в массовке. Что же касается сотрудников Дворца Культуры, то лентяи среди них не задерживались. Руководителем  он был жестким и даже жестоким. Ответственность была большая, ведь здесь проходили все правительственные концерты и мероприятия.
Умер Петр Александрович в 2008, и собранием коллектива был утвержден новый руководитель театра Юрий Георгиевич Стульников.  Еще юным учеником уфимского авиационного техникума он в 1975 начал заниматься в студенческом театре миниатюр, которым руководил Михаил Исакович Рабинович, будущий главный режиссер Русского академического театра драмы Уфы. После окончания юридического факультета Башкирского университета некоторое время был директором Башкирского театра оперы и балета, но затем занялся тем, что ближе его душе и творческим стремлениям: стал после Шеина продолжателем его дела. Театр поучил звание Народного в 1986, а теперь он носит имя своего   первого руководителя и называется Народный театр «Третье поколение».
Он и ведущий актер театра, в котором им сыграно более 40 ролей, среди них: Ганнибал в пьесе Д. Патрика «Странная миссис Сэвидж» (1986г.), ангел А – И. Шток «Божественная комедия» (1988г.), Труфальдино – К. Гальдони «Слуга двух господ» (1989-1990г.г.), Алеха – В. Ерофеев «Вальпургиева ночь или шаги Командора» (1990г.), комиссар Полю – Робер Тома «Цирк Фреди» (1992г.), Палач – С. Цанев «Вторая смерть Жанны Д.Арк» (1994г.), Май – Зиновий Сагалов «Клип» (1995г.), Люциус – И. Шток «Чертова мельница» (1996г.), ученик – А. Володин «Мать Иисуса» (1997г.), Тартюф – Ж.Б. Мольер «Играем Тартюфа» (1997г.), Наташин – В. Дыховичный, М. Слободский «Женский монастырь» (1999г.), Акоп – А. Цагарели «Проделки Ханумы» (2000г.), Петр Первый — Гр. Горин «Шут Балакирев» (2003г.). Перечислила, разумеется, только самые значимые, но  и по ним виден масштаб дарования и интересов.  Указом Президента Республики Башкортостан в 2002году  Стульникову  присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан». Театр занимает сцену в самом большом и красивом дворце в центре Уфы, который теперь называется Государственный концертный зал Башкортостан.
Ветераны сцены  —  художественный руководитель театра Заслуженный работник культуры Башкортостана Юрий Стульников и актер Марат Шайдуллин начинали еще в 14-летнем возрасте, будучи студентами авиационного техникума, где руководителем СТЭМа тогда был Михаил Исакович Рабинович.
Из 25 актеров труппы пятеро: Ольга Попова, Владимир Колесников, Юрий Никульченко, Владимир Улитин, Марат Шайдуллин в театре им. Шеина  с 1982, с основания, Юрий Стульников — с 1986, самое молодое пополнение — с 2017.
Люди трудятся в разных сферах: есть инженеры, адвокат, спортивный психолог, следователь-криминалист, преподаватели высшей и средней школы, но все они, одержимые сценой, три-четыре раза в неделю приходят на репетиции. И хотя театр зарабатывает — зал всегда заполнен, билеты проданы — деньги идут на декорации, костюмы и аренду залов, один репетиционный, другой — зрительный. Так что всё — на энтузиазме и любви к театру.
Все играют заразительно. Актерский ансамбль сложился.
Репертуар за годы существования, с 1982, так обширен и разнообразен, что лишь перечень сыгранных спектаклей, а их почти 80, занял бы полстатьи. А начинали с очень популярной пьесы (только в Москве она ставилась более ста раз) украинского драматурга, лауреата премии Шевченко, заслуженного деятеля искусств Николая Ивановича Мирошниченко «Третье поколение», давшее название Народному театру.
Дальнейших успехов! Зритель вас любит!