Н. Раевский. В. Даватц

Сергей Сиротин
Н. Раевский. В. Даватц. ДОБРОВОЛЬЦЫ-ГАЛЛИПОЛИЙЦЫ
(Другая литература)

Галлиполийский полуостров находится в европейской части Турции и омывается Эгейским морем, его длинна 90 километров, высота над уровнем моря в самом высоком месте 420 метров. Именно сюда, на продуваемую всеми ветрами чужую землю и были высажены десятки тысяч голодных, потерявших родных и друзей, Отечество людей – остатки эвакуированных из Крыма войск Добровольческой армии, которыми командовал П.Н. Врангель. Есть такая песня, распевать которую особенно любили в 20 - 30 годы в Стране Советов:
"Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон...»
Но вот, читая страницы биографического романа Николая Раевского "Добровольцы", понимаешь, что это не соответствует истине, как всё было сложно, неоднозначно и противоречиво, когда среди воюющий с пролетарской армией было очень много людей передовых взглядов, совсем не связанных с монархизмом или владеющих какими-то капиталами, какие даже не снились капиталистам тех времён, ныне доставшихся пролетариям с воровским подвальным сознанием. Те люди, просто не видели иного пути для отпора большевизму, даже тогда, когда потерпели поражение.
Высадившиеся в Галлиполи совсем не были монархистами - они в основном состояли из офицеров первой мировой, хлебнувших лиха в окопах, студентов и гимназистов, кадетов и юнкеров, учащихся реальных училищ и семинаристов, - все они видели агонию и беспомощность монархии как государственного устройства и в большинстве своём не собирались возвращаться к старому, но и дороги к новой России только нащупывали.
Самое интересное как раз то, что, обладая заложенными с детства воспитанием в семье и годами обучения веротерпимостью и толерантностью, как говорят сейчас, многие из них заметили, что именно молодые души, опалённые ужасами Гражданской войны, в большей степени поразил вирус нетерпимости к иным воззрениям. Именно в военных лагерях на Галлиполийском полуострове началось размежевание разных сил, составляющих белое движение, подогреваемое иезуитской политикой большевистской власти и вечным желанием западных стран заполучать со всего дивиденды.
Современного читателя романа поражает та тяга молодых, нищих, недоедающих людей к знаниям и культуре, в её самом широком смысле: от организации "Устных газет" до функционирования разного рода школ и курсов, где желающих обучают широкому спектру знаний. Тут и военные науки, и радиодело, и обучение различным языкам, и многое другое, что видимо и позволило многим из добровольцев вписаться в непростую жизнь послевоенной Европы.
 Ещё одна серьёзная мысль, о друзьях и врагах, напрашивается при чтении записок главного героя... Первыми дали приют беглецам турки, казалось бы, извечные враги Российской империи. И очень странно читать, как не хочет принимать беженцев ни Болгария, ни Сербия, ни Греция, не говоря уж о расположении у себя организованной армии, чем, по сути, и являлись галлиполийские формирования. И только французы, больше других пострадавшие в мировой войне хоть как-то помогают осколкам российского воинства выжить, а вовсе не Англия, связанная кровным родством с русской монархией, что в США вообще благосклонно пишут о большевиках ангажированные и подкупленные журналисты ведущих американских газет. Теперь и мы знаем - не всё то, о чём пишут и вещают средства массовой информации, мягко выражаясь, соответствует действительности.
Николай Алексеевич Раевский, после второй мировой войны пройдя сквозь годы тюрем и лагерей, стал учёным в СССР, времён Л.И. Брежнева. Его сверстник Владимир Христианович Даватц, молодой учёный, поступившийся карьерой, чтобы стать профессиональным военным, погиб в 1944 году в Югославии. Он менее всего хотел героизировать своих персонажей. Основа содержания его книги - рассказ о тружениках войны, чинах бронепоезда "На Москву", безмолвно и честно несущих свой крест среди множества себе подобных. Об этой повести очень хорошо отозвался В. Набоков (В. Сирин).
И всё же оба автора повествований не верили в перерождение "большевистской России" в демократическую страну...
Н. Раевский в статье, приуроченной десятилетию пребывания Русской армии в Галлиполи, писал:
«В возможности мирной эволюции советской власти, в возможность бескровного превращения СССР в правовое государство мы никогда не верили и не верим».
Дай Бог нам всем убедиться в том, что Николай Раевский и его ровесники ошибались... 

С. Сиротин. 2009г.