А. Марков. Г. Ишевский. Кадеты и юнкера. Честь

Сергей Сиротин
А.Марков. Г.Ишевский. Кадеты и юнкера. Честь.
(Другая литература)

К сожалению, по разным историко-социальным причинам в ХХ веке в нашей общественной и художественной жизни оказалось много белых пятен. Так появились целые залежи русской литературы когда-то сознательно припрятанных, скрытых, замалчиваемых книг, многие из которых затем просто прошли мимо глаз, сознания и души не только читателя, но и издателя. Но без проблематики, образно-художественного мира и детальной выразительной фактологии, иного ракурса восприятия серьёзнейших и сложных явлений прошедшего столетия, без осознания и заполнения провалов в художественно-исторической памяти социума, формировавшегося на обеднённой духовной почве, нельзя сегодня понять многих этических и эстетических проблем нашего времени.
     Издательство «Вече» представило в этом году новую серию документально-художественной прозы под названием «Белогвардейский роман». Вышли в свет и начальные тома серии. Первый том содержит два произведения когда-то молодого поколения прозаиков русского зарубежья, непосредственно участвовавших в белом движении, поколения его романтиков и мучеников, детей и юношей, учащихся кадетских корпусов и юнкерских училищ, прошедших ад гражданской войны, но пронёсших воспоминания об ушедшей России, о которой нам и сейчас мало что известно.
     Повесть подпоручика Вооружённых сил Юга России Анатолия Маркова «Кадеты и юнкера» – это эмоционально насыщенный, живой рассказ, знакомящий с историей развития и повседневной жизнью кадетов и юнкеров начала ХХ века, о буднях, традициях, думах, душевных волнениях и гибели во имя присяги и Родины. Здесь другая оценка исторических событий и этико-психологического фона времени российских революций и фактов гражданской войны, которую нельзя не учитывать сегодня при характеристике историко-литературных явлений, характера развития литературы и причин её разделения на две ветви. Марков настаивает на том, что в российских кадетских корпусах и военных училищах отрицался приоритет грубой физической силы и насилия, присущих уже в начале двадцатого века американским, английским и французским военным учебным заведениям, даже самым аристократическим, как Итон и Сен-Сир:
«В нашей старой Школе, в противоположность этому, грубость на словах, уже не говоря о поступках, была вещью недопустимой и преследовалась по традиции совершенно беспощадно. Случай, чтобы юнкер старшего курса позволил себе дотронуться пальцем до юнкера младшего курса с целью его оскорбить, был совершенно немыслим в стенах Школы, а вежливость в отношении друг к другу, и в особенности старших к младшим, – обязательна».  Анатолий Марков говорит о значении военно-учебных заведений в создании элиты государства:
     «Кадетские корпуса за двести лет своего существования дали России бесчисленное множество выдающихся на всех поприщах государственных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, историков, учёных, композиторов и даже отцов Церкви».
     Автор закончил именно то же самое военное учебное заведение, из стен которого выпущен офицером М.Ю. Лермонтов. Повествование о культе почитания поэта в Николаевском кавалерийском училище, так во времена Маркова называлась «Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров», которое юнкера так и называли «Школа» до самого конца его существования.
     А завершить знакомство с повестью А. Маркова хочется приведённым в ней стихотворением, которое даже для уважаемых мной «Куртуазных маньеристов» наших дней может быть образцом, потому что написано от души и передаёт истинные переживания юношей той эпохи:
 
Юнкеры славной школы
В красивое время,
Когда опасались
Грешить слишком много,
И чёрта боялись,
И верили в Бога,
Слова были твёрды,
Друзья были честны,
Все рыцари горды,
Все дамы прелестны.

     В автобиографической повести Георгия Ишевского «Честь» перед нами проходит целая галерея вымышленных и подлинных исторических персонажей. А начинается повествование о годах детства, пролетевших в Симбирском кадетском корпусе.
     В заключительных главах произведения рассказывается о спасении корпусного знамени в дни смуты и революции, о судьбах кадетов, спасавших своё знамя, свою честь, свою Отчизну, о том, какой они её представляли.
     Эпилог – год 1955…
     «Голос Брагина дрогнул: «Разве не пронесли мы через шквал революции, Гражданской войны, скитаний, нашу честь, наше знамя?.. Оно совсем близко, в Нью-Йорке, в Митрополичьей церкви… Разве погасли в наших сердцах слова данной присяги?.. «Но за оным, пока жив, следовать буду…»
Часто нынче раздаются голоса: «Нет идеалов, нет общей идеи, героев нет, кроме «пролетариев с «Фабрики» … И возникает законный вопрос, а куда делись идеалы чести и служения Родине, проверенные столетиями российской истории.
Они живы – только необходимо впитать их вечно живую суть и плоть, осознать современность и значимость вновь обретаемых истин.
 
С. Сиротин. 2009г.