На дальней станции сойду...

Евгений Кошелев
 
   Таких станций, похожих своею судьбой, в наше время становится на территории России все больше и больше. Они становятся не востребованными, а когда-то на них жизнь бурлила, и вокруг них образовывались поселки, создавалась инфраструктура, и люди тянулись к железной дороге. Еще с царских времен «чугунка» кормила людей. А сейчас эти станции вымирают и становятся не нужными, а пассажирские поезда поезда, словно в насмешку, пролетают мимо обезлюдивших таких «дальних станций» …
***
  При прокладке Моршанско- Сызранской железной дороги в 1873-74  году от города Пенза до Ряжска и появился станционный поселок с названием реки Пачелма. В октябре 1874 года через станцию проследовал первый поезд.
   Первоначально станция имела название Калиновка по одноименному названию ближайшего села. А с 1880 года «Губернские ведомости» именуют станцию как Пачелма.
 Станция развивалась быстро, уже в 1891 году здесь была создана хорошая по тем временам производственная структура железнодорожного узла. Депо, вокзал, асфальтовые пассажирские платформы, пакгаузы, водонапорная башня, телеграфная станция, жилые помещения для семей железнодорожников. В 1907году был открыт цех, на базе которого впоследствии основан завод ЖБИ. Завод долгое время выпускал свою продукцию инфраструктуры железнодорожной отрасли.
  Рядом со станцией быстро появился и поселок, Пачелма разрасталась. И  уже в 1928 году была райцентром Средне - Волжской области. В 1930 году образовался госплемзавод «Пачелма» со своей электростанцией, были построены птичники, конюшни и т.д. В этом же году и  вышел первый номер районной газеты « Сталинский путь».  В  1931 году появилась МТС, а в 1935 году усилительная станция (в этом здании жила моя тетя).
 Конечно, странно, почему станции и поселку дали название Пачелма, ведь в районе уже было старинное село Пачелма. История этого села уходит корнями в XVII век, время освоения Дикого Поля. Основано оно было согласно, архивных документов, 8 июля 1701 года (в один день с селом Н.Валовай).
Существует несколько версий у названия «Пачелма». Так одна из них согласно легенде появилась в XVI веке, когда начинали осваиваться земли Дикого Поля. Во времена правления Московским княжеством в этих краях произошло сражение казаков Ломовской засечной черты с кочевниками, которые в очередной раз совершили набег на эти земли. Кочевники были успешно разбиты, а место битвы с тех пор стало называться «Палачалма», со временем слово преобразовалось в « Пачелму».
  Другая версия утверждает, что название возможно от булгарско-чувашского языческого личного мужского имени (Патча+ лом) в переводе «влага, илистая пойма». Но есть еще версия, так в топонимической литературе термин  «ма» является древнемордовским словом «земля». В гибридном топониме слово «Пачелма» основа кипчакская, производная от «пащалы», «пащелыма» =  пачелма. Пащелма – Царское, Царевщина. Все эти версии имеют право на жизнь, ведь на этих землях проживали множество малых народностей. И многие названия рек и селений этого края имеют связь именно с этими племенами. Так малая речка получила свое название «Пачелма», истоки её начинаются у  окраины поселка. Небольшая  речушка извиваясь между склона холмов и лесных дубрав она впадает в реку Ворона.
***
Станция разделила поселок железной дорогой на две части. На северной стороне поселка - это вокзал, площади: привокзальная, базарная, административный центр, магазины, поликлиника,  бетонный завод и улицы на которых, в основном проживали рабочие, обслуживающие инфраструктуру железной дороги (ж.д. пути,  локомотивное депо и другие предприятия и учреждения). На юго-восточной стороне поселка располагались  госплемптицсовхоз, маслозавод, МТС, школа механизации, улицы, население которых работало на этих предприятиях. К югу от железной дороги располагается парк отдыха, две школы - десятилетки (железнодорожная и районная), стадион, пруд и часть улиц. На южной окраине поселка, чуть в стороне были комплексы ферм совхоза для крупнорогатого скота и птицы. Прилежащие села к райцентру Пачелма  в царское время были вотчинами помещиков и дворян, и носили названиями по своим бывшим хозяевам (Енгалычи, Шейно, и т.д.). Таким был поселок в 60-70 годах прошлого века.

 ***
 Жизнь этой станции, как и поселка, бурлила до перестроечных реформ конца XX века. Железнодорожники были самыми активными в жизни станции и поселка. Постоянно устраивались разные спортивные мероприятия, очень празднично отмечался и день железнодорожника, который заканчивался народными гуляниями в парке. А старый деревянный вокзал помнил встречи и проводы родных, уезжающих на фронт, учебу, расставания любимых, объяснения в любви и горькие слезы провожающих.
 А в нынешние дни эта станция переживает нелегкие дни. Бывшая узловая станция, на которой когда бурлила жизнь, и все пассажирские поезда останавливались на ней, товарняк шел один за другим, везя по стране народно-хозяйственные грузы, медленно умирает. Словно по мановению «волшебной палочки» перестройка придушила некогда цветущую станцию. И вновь построенный железнодорожный вокзал стал памятником бесхозности. А железнодорожный узел превратился в одну из дальних станций, на которых постепенно уменьшаются количество железнодорожных путей и зарастают травой подъездные никому не нужные пути.