Сборник балтийцы

Сергей Сиротин
"Балтийцы"
(Другая литература)

Издательство "Вече" в конце 2008 года выпустило в серии "Белогвардейский роман сборник, составленный из произведений офицеров Императорского флота, участников событий первой мировой войны, как они её называли "Великой", а затем вставших на сторону белого движения и покинувших Россию с войсками Врангеля. На мой взгляд, сегодня, особенно с выходом на телеэкраны многосерийного фильма "Адмирал" интересно, наверное, знать о первоисточниках, послуживших основой для многих сцен и коллизий фильма. К сожалению, ещё со времён "Сибирского цирюльника" господа сценаристы и иже  с ними ещё большие господа режиссёры почему-то умалчивают о первоисточниках, стесняются первичных авторов литературного материала, ставшего если уж не основой, то хотя бы подспорьем в создании, в общем-то неплохих, фильмов. Конечно, их портит некоторый налёт сусальности при достаточно серьёзных историко-идеологических умалчиваниях, когда зритель так и не понимает до конца, чего же всё же хотят сказать сценарист и режиссёр, иногда присутствующие даже в одном лице. И появляется этакая причёсанная сага о расхристанных временах, всё никак не оставляющих наши родные палестины. А это, по-моему, ну очень опасно для будущего, когда создатели фильмов демонстрируют этакий экстракт исторического варева из разных чужих концепций, при коем нет ни серьёзного художественного анализа причин случившегося, хотя бы даже и со своей колокольни, либо, что ещё хуже - скачет на всех парах впереди паровоза телега с ворохом оправданий случившегося и продолжающегося почти столетнего позора умолчаний. Ещё Солженицын твердил, что надо прекращать заигрывать с полуправдой, ибо она в конце-концов, разрастаясь, накроет всё большой ложью...
Итак, передо мной том, названный "Балтийцы". Его авторы,  офицеры русского Императорского флота, все выпускники Морского корпуса, воевавшие на море и под водой против германского флота, более чем в четыре раза превосходящие силы русских на Балтике, они до конца своих дней считали результаты этой войны - украденной у России победой. В сборнике представлены три автора. Старший лейтенант русского флота, активный участник первой мировой и Гражданской войн, Александр Владимирович Зернин (1891-1962гг.) начал службу на подводной лодке "Волк", был командиром эскадренного миноносца "Послушный", затем в Добровольческой армии воевал в составе Средне-Днепровской флотилии, командуя канонерской лодкой "Кременчуг", а после падения Крыма он привёл в порт Бизерту на побережье Туниса транспорт "Кронштадт". Именно он написал несколько рассказов, которые и послужили, скорее всего, исходным материалом для  начальных сцен фильма "Адмирал". В рассказах: "Поход", "Ночная атака", "Последний отдых", -  речь идёт о предвоенных неделях жизни русского флота и его личного состава. А вот повествования о боевых столкновениях с германским флотом, произведения: "Первые выстрелы", "Бой у Эстергарна", "Сивуч" и "Кореец" очень чётко соотносятся с боевыми эпизодами фильма, показывающими морские сражения на Балтике.
Книга рассказов А.В. Зернина под названием "Балтийцы" вышла в 1931 году в Париже, хотя печататься флотский офицер начал ещё в России в 1914 году.
Другой автор сборника Леонид Иосафович Павлов, выпускник ускоренного курса, 1915 года выпуска, служил на Чёрном и Каспийском морях, а его рассказы, объединённые общим заглавием "Под Андреевским флагом" увидели свет в посмертном издании 1977 года в Сан-Франциско. Именно его рассказ - записки "Начало первой великой войны на Балтийском море" был видимо перечитан для воссоздания военно-политической обстановки в Петербурге и штабе Императорского флота, находившемся на крейсере "Рюрик". Записки повествуют о перипетиях ночи, перед объявлением  Германией войны России, когда за одну ночь перед получением сообщения из Петербурга русские заградители минировали все подходы  по Балтийскому морю к границам Российской империи. В этих записках есть и прямые упоминания о капитане первого ранга А.В. Колчаке: "15 июля, вечером, в каюту адмирала вошёл его флаг-капитан, капитан первого ранга А.В. Колчак. В его руках была небольшая бумага. Лицо серьёзное, брови сдвинуты. Молча положил перед адмиралом телеграмму адмирала Русина: "Австрийцы объявили войну Сербии и мобилизовали восемь корпусов своей армии. Эссен смотрел куда-то вдаль. Не меняя позы, промолвил: "Теперь скоро..."  В фильме тоже показаны эпизоды массовой установки мин, установки быстрой, успешной и предопределившей закрытие флангов государства, аж до 1917 года: "В 10 часов 30 минут была скинута последняя мина. Заградители поставили в восемь линий две тысячи сто двадцать четыре мины. Дело сделано. Минами был как бы перегорожен весь Финский залив, от Поркалауда на финском побережье до острова Нарген у входа в ревельскую бухту." Ныне это Таллин - столица очень свободной от исторической памяти суверенной Эстонии. В конце своих записок Леонид Иосафович провидчески пишет то, о чём так или иначе говорили и два других автора: "Нам, немногим оставшимся ещё в живых участникам пронёсшихся грозных потрясений, всю нашу жизнь пришлось носить в себе горечь поражения, несправедливости и обиды. Но напрасно теперь искать виновных. Всё это далёкое прошлое. Неминуемо возродится национальная Россия, подлинно русские армия и флот, и правдивая, беспристрастная история оценит наши дела в дни начала великого крестного пути России, на который её толкнули тёмные и жестокие силы".
Очень литературно профессиональны и интересны "Морские рассказы" третьего повествователя Николая Петровича Солодкова, кстати, служившего в начале мировой войны на  известном потомкам крейсере "Аврора". Отдельным изданием вышли в Париже в 1968 году, через четыре года после смерти автора в немецком городке Зигбурге. Рассказы одного из воспитателей последнего, уже времён гражданской усобицы, поколения кадетов Морского корпуса талантливы, интересны по историческим фактам, изложенным в них, занимательны по фабуле и глубоки по содержанию. Много внимания бытописатель повседневной жизни моряков уделил нерядовым фактам и историям, случившимся на Императорском флоте в последней четверти XIX века и первое десятилетие века нового.
И всё же, отдавая должное авторам, этим настоящим, а не опереточным патриотам России, чьи произведения стали первоисточниками для сценариев нашумевших кинопремьер, будем благодарны служителям киноиндкустрии, созидателям и представителям самого массового искусства нашего времени за фильмы, побуждающие зрителей к более пристальному и внимательному взгляду на нашу вековую историю. Особенно это важно, когда в беспамятных волнах электоральных кампаний тонут даже плотогоны финансовых потоков и их флаг-офицеры, отдающие все силы борьбе за закапывание в обширные карманы дивидендов в ходе строительства основ новой жизни, зачастую вляпываемых из заскорузлых представлений, когда-то вдолбленных в подсознание лживо-наступательной советской пропагандой.

P.S. А вот за истоками содержания сибирской эпопеи адмирала и истории его любви к Тимиревой авторы, конечно же, явно обращались к литературному творчеству писателя, Владимира Максимова «Звезда адмирала Колчака»,  когда-то в начале девяностых серенько и щедрым тиражом изданного в Челябинске и продаваемого в городе Снежинске через пару лет - рупь за дюжину... Что поделаешь - такова судьба у всего первичного, зато "Адмирала" увидят миллионы.
С. Сиротин   2009 г.