Жизнь в кандалах страха

Олег Калинка
Саунд-драма «СУАД. ЖИЗНЬ ЗАНОВО»
По роману Суад «Сожженная заживо».
Режиссер-постановщик Алексей Янковский
Автор инсценировки – Ася Ширшина.
Художник по свету – Василий Ковалёв.
Художественное оформление – Алексей Янковский.
Действующие лица и исполнители:
Суад – Ася Ширшина, Жаклин – Дарина Одинцова.
Театральная мастерская «АСБ» на сцене Театра «На Литейном».
Спектакль Алексея Янковского «Суад. Жизнь Заново» предлагает нам возможность изучения пространства трагедии человеческой жизни, в которой главным фактором влияния является страх. Этот сценический проект предлагает нам попытку препарирования внутреннего мира человека, в котором главным фокусом нашего внимания является страх и здесь обширное присутствие этого деструктивного психологического элемента играет определяющую роль в парадигме человеческого существования. Плоскость для сценического препарирования в спектакле создаётся в сценическом воплощении культового произведения нашего времени романа Суад «Сожженная Заживо» сюжетной доминантой которого является фрагмент жизни женщины из далёкой палестинской девушки.
В спектакле наш путь познания фактора страха в пространстве её жизни предваряет небольшой экскурс-знакомство с концепцией и паттерном человеческого существования, который является продуктом слияния религиозных убеждений и многовековых общественных устоев, доминирующих в этих местах. В этой сценической преамбуле мы видим, что вторжение этого психологического фактора происходит в начальной точке жизненного пути человека, в день его рождения. В этой точке жизненного пространства происходит разграничения человеческих жизней, которое осуществляется по гендерному принципу, выделяющему две обособленные группы людей. В одной группе находятся мужчины, они на верхней ступени социально-общественной иерархии, в их возвышенном положении влияние страха на их жизненное пространство минимизировано и они определяют паттерн существования женщин, которые являются людьми второй группы.
В этой форме миропорядка история героини по имени Суад (Ася Ширшина) показывает нам картины мира, в котором гендерная сегрегация доведена до своей высшей точки, в нём женщины не властны распоряжаться собой и своей жизнью, так как этим правом исконно наделены мужчины, они вершители женских судеб. Картина жизни Суад возникает перед нами постепенно и первые штрихи и контурные очертания её портрета появляются на чёрном сценическом холсте, на котором постепенно проявляются её силуэтные черты. В этой постепенной прорисовке образа героини на сценическом полотне мрак, окутывающий её силуэт является сложной сценической метафорой пространства её существования, он скрывает галерею образов людей пространства её жизни, Это образы людей различных поколений, вынужденных следовать многовековому паттерну далёкому от понимания элементарных человеческих свобод и устоев жизни людей двадцать первого века. В спектакле рассказ о реалиях её жизни подобен монологу откровений исповеди, в который создаёт картину драмы человеческой жизни с помощью сложного синтеза экспрессии образа, жеста и голоса. В этой сценической манере образ выделенный из мрака сцены, озвучивает свою историю в особой голосовой манере выделения в которой слова её откровений обретают особое экспрессивное звучание. Их громкое и отрывистое звучание разрезает глубины мрака и создают нам картину особого душевного состояния человека готового совершить волевой поступок, рассказать историю драмы своей жизни некому, незримому собеседнику. Слова прорезающиеся сквозь стену мрака постепенно проявляют нам картины просторов, на которых разыгрывается драма человеческой жизни в которой фактор страха является обязательной и неизбежной константой повседневных реалий человеческой жизни.
В нашем изучении картины существования Суад в сельской глубинке палестинских территорий её история позволяет нам выделить и исследовать различные источники и формы страха, а также наблюдать процесс трансформации пространства человеческой жизни и индивидуальности под влиянием этого психологического фактора. В своём монологе Суад рассказывает историю своей жизни в родительском доме и наше изучение различных событий и реалий её жизни позволяет нам изучить поэтапный процесс управления человеком с помощью этого мощного психологического фактора, философию страха. Познание этого инструментария управления человеческим сознанием в рамках истории Суад позволяет нам детально изучить процесс превращение человека в обезличенный объект – инструмент выполнения предписанных ему функций и закрепленным обязанностей.  В своём монологе она задаёт нам направления вектора изучения этого сложного психологического явления, который направляет наше изучение на процесс имплантацию фактора страха. Этот процесс происходит на психологическом и физическом уровнях, на которых страх посеянный в человеческом сознании в первые моменты её жизни, обретает различные опорные точки в процессе взрослении и таким образом происходит расширение диапазона его влияния и укрепление его власти над человеком. В истории Суад этот процесс осуществляется людьми пространства её жизни, при котором на подсознательном уровне ими внушается страх и боязнь подвергнуться жестокому физическому наказанию, публичному унижению, испытать нестерпимую боль и умереть в следствии их действий, выходящих за жесткие границы дозволенного.
Жизнь Суад в своём развитии проходит все стадии процесса порабощения человека с полным нивелированием её индивидуальности до состояния обезличенного объекта тотально подчиненного воле людей находящихся по другую сторону гендерной стены. В этом следовании многовековой женской тропой она достигает точки, в которой происходит событие создающее иллюзорное окно возможности, в пространстве которого она видит возможность изменить свою жизнь и это мотивирует Суад совершить действия, выходящие за рамки дозволенного. Пространство этого сюжетного события позволяет нам наблюдать человека в состоянии конфликта, в котором личность находится в точке где её желание иной жизнью конфликтуют с страхом подвергнутся суровому наказанию за нарушения веками установленных общественно-родовых устоев и правил. В этом конфликте её стремление изменить пространство её жизни своим потенциалом превышает силу страха смерти и наказания. В финальной точке этого конфликта мы видим героиню балансирующей на тонкой грани между мучительной смертью и жизнью в адских страданиях от полученных травм. На этом драматической отрезке её жизни сюжетное пространство этой истории расширяется, в нём стечение обстоятельств создаёт другое окно возможности, символический перекресток человеческих жизней.
В этой точке линии жизни Суад происходит предопределённого вековыми общественными устоями и правилами финала через появления в пространстве её жизни женщины по имени Жаклин (Дарина Одинцова). Её появление в галерее персонажей «Суад. Жизнь заново» расширяет плоскость нашего исследования фактора страха и создаёт сопряженную плоскость изучения проекции влияния страха.
Образ Жаклин предоставляет нам возможность изучения иной проекции страха, в котором история жизни Суад мотивирует её на проявление активной гражданской позиции направленной на предотвращение этой гуманитарной катастрофы. В этом порыве Жаклин преодолевает своё собственное чувство страха и опасности, она достигает поставленной цели и освобождает Суад из гендерной тюрьмы её жизни и нивелирует угрозу ей жизни. На этом отрезке жизненного пути Суад мы получаем возможность познания глубин проникновения страха в человеческую жизнь. В картинах её существования в иной системе жизненных координат нет источника страха, но его физическое отсутствие в реалиях повседневной жизни не уменьшает потенциал его влияния на жизнь героини. Суад, в своей жизни вдали от стен гендерной тюрьмы, продолжает оставаться узником, закованным в кандалы страха, потенциал влияния которого не ослабевает и продолжает выступать в качестве определяющего фактора в парадигме её существования. Её откровения, запечатлённые в её диалоге позволяют нам проследовать вместе с ней по суровому, тернистому пути постепенного нивелирования влияния этого фактора и освобождению от гендерных кандалов её жизни.
В спектакле «Суад. Жизнь заново» Алексей Янковский в нашем следовании по пути познания фактора страха в качестве инструмента разрушения человеческой жизни, открывает нам иные реалии жизни человечества времени 2.0. Эти неприглядные картины реалий человеческого существования на пространстве двадцать первого века снимают с наших глаз розовые очки наивности и указывают нам о том, что в нашем двадцать первом века ценности человеческой жизни не везде воспринимаются однозначно. В нашем изучении  мрачных картинах Суад Янковский проецирует на них луч надежды на то, что человечество сможет победить тенденции мракобесия средневековья продолжающие существовать в нашем двадцать первом веке. Это послание позитивизма Янковский воплощает в финальной картине спектакля, в которой музыка завершающая сценическое действо является гимном гуманизму, уверенности возможности одержать победу над страхом и разрушить гендерные тюрьмы на всём пространстве человеческой жизни.

Видеофрагмент и анализ спектакля опубликован на моём авторском YouTube канале «Мой Не_Критический Взгляд»:
-https://youtu.be/mQHKz6VHjjQ