Деформация морали 2

Талгат Алимов
  Много споров вызывает современное состояние экономики. Конечно, можно долго рассуждать о макроэкономических вещах: графиках, расчетах, климатических условиях, курсах валют и т.д. Но как говорит один мой друг, что в конце концов все-таки, придём к труду простого Вани, который выращивает картошку и Берика, который пасет баранов.
  Я предлагаю начать оттуда, с отношения к труду. Что-то не так с нашей производительностью труда и трудовой этикой. Если надо доказать, то примеров уйма!
  Пожаловался мне один директор фирмы: директор школы, где он делает ремонт, не подписывает ему акты приемки. Естественно, теперь, он не может заплатить зарплату рабочим.
  Я, как честный депутат ринулся в бой, за рабочий класс. После визуального осмотра объекта несколько поостыл. Стены красили явно не маляры, а художники. Может быть даже какого-то авангардного стиля – «арт-дизайн халтура».
   Доски пола, почему-то были постелены с перепадами до одного сантиметра, местами торчали недобитые гвозди. В целом ремонт представлял собой унылое зрелище, по которым плачет акт финансового контроля и ГАСКА. Не стал  я говорить с директором фирмы, что с него брать, с гинеколога. Он специалист в другом деле.
   Подошел к строителям, спросил у женщины, которая до этого жаловалась, что по вине директора школы, ей не платят зарплату:
 - Светлана, вот вы маляр, закончили курс колледжа или учебного комбината?
 - Нет, я на практике.
 - Понятно не буду говорить вам про нормативы, но заплатили бы вы человеку за то, что дома у вас, так извините за выражение, намалевали?
 - При чем тут мой дом, как мне сказали, я так и покрасила.
 -  Вам сказали красить с подтеками и разводами?
 - Что вы до меня докопались? Пусть отдают мне мои 30 000 и до свидания. Обещали, пусть отдают.
      С этой всё понятно, подхожу к плотнику:
 - Канат, вот вы прибили доски с перепадами, гвозди торчат.
 - Ну и что это же, не дворец. Такие доски дали!
 -  Тут будут бегать ваши дети, вдруг ребёнок споткнется?
 - Мои дети тут не учатся.
 - Значит, по вашему, чужие пусть падают и спотыкаются?
Молчит.
  Тут, у меня почему то вырвалось:
 -  Вы все, случаем, не враги народа?
- Что-то вы, какими-то сталинскими терминами тут заговорили.
 Вроде бы шутя, вмешался директор фирмы.
 Я ему:
 - А вы, куда смотрите? Вы же, за все это несете ответственность. Вам-же, в конце концов, за все это отвечать. Права директор школы, что не подписываясь вам акт приемки. Если она подпишет, то ответственность ляжет на неё. Дело может кончиться уголовной статьей. Миллионы государственных денег потрачены.
 - Вы что предлагаете нас расстрелять, как в 37 году?
 Не унимался директор фирмы. Он, кроме того, что гинеколог, оказался еще и либерал.
 -  Извините, что что бы вы сказали, если бы сейчас роды начал принимать строитель. Лучше вам заняться своим делом, а не мучить людей.
 - Вообще-то, я имею диплом экономиста и юриста
  Обиделся он.
 - На строителя не забудьте выучиться,
 - Я уже поступил заочно.
 - У вас будет 4 диплома? Работать когда начнем?
  Промолчал, обиделся, думал я его защищать пришёл.
  Посоветовал директору школы написать претензионное письмо подрядчику и сообщить о халтуре в Арх.инспекцию.
  Оттуда вышел с сильно испорченным настроением, шел защищать интересы подрядчика и его рабочих, а получилось все наоборот. Многие скажут: ничего страшного. В том-то и проблема, что это сейчас обычная ситуация. Тут, ещё и в Сталинизме упрекнули.
   По дороге вспомнил один урок, преподанный мне отцом. Электриком я начал работать в 13 лет, на своих каникулах. Отец был главным энергетиком в совхозе, и как-то договорился с директором.
  Как-то, в зерноскладе сгорел реверсивный пускатель, требовалась полная замена. Все взрослые электрики были на выезде. Делать нечего, пришлось схему собирать мне. Вроде сейчас кажется несложно, но любой кто это делал, скажет, что для пацана 14 лет, без специальных образование, задача нелёгкая. В течении двух часов, кое-как управился. Правда провода торчали во все стороны и крышка кнопочного поста не закрывалась, но я был горд и несколько раз включил двигатель. Он лихо крутился туда и обратно, к всеобщему восторгу женщин, работающих на складе. Всё работало!
  Вечером подъехал отец, и я ему с гордостью показал свою работу, он-же, неодобрительно посмотрел и сказал:
 - Подключил правильно, молодец, но работа должна быть красивой.
  Хотя, время было уже семь вечера, он предложил мне всё перемонтировать. Я снял все провода, аккуратно обрезал кусачками по длине, гнул под углом круглогубцами, собирал жгут и обматывал его изолентой. Получилось вроде так же, но крышка кнопочного поста легко закрылась. Все как-то стало аккуратным и солидным. Время было уже около девяти. Я устал, хотел сильно есть. Ну и зачем все это? Всё равно работает, как работало. Только провода больше израсходовали, да время потеряли.
 -  Приучайся сразу работать хорошо. Зато потом, всё будешь делать хорошо и быстро.
   Я урок запомнил.
  Отец мой, был мобилизован в войну подростком в школу ФЗО. Выучился на электрослесаря, работал на шахте. Позже по путёвке уехал на целину. Имея только такое образование, дошел от простого электрика, до главного энергетика большого совхоза. Хорошо справлялся со своей работой и был даже депутатом поселкового и районного советов. Почетным энергетиком Каз.ССР. 
  Никогда не осуждал Сталина. Его отец, мой дед, вернулся с войны инвалидом.  Двое его дядьев, погибли на фронтах ВОВ. Он сам, как крепостной, был мобилизован и десять лет проработал на шахтах, без права на увольнение. Знал, что это такое голод тридцатых годов.  Он много чего, не просто знал, но и испытал на себе, но Сталина не осуждал.
  Самое странное, что Сталина не осуждала и моя мать. У нее то точно было, за что Сталина не любить. Её отец, председатель колхоза «Алгабас», был по ложному доносу расстрелян в 1938 году. Ей пришлось испытать все прелести жизни, члена семьи врага народа. По ее убеждению, это не Сталин виноват, а местные сволочи и враги народа.
  Когда нам удалось найти судебные документы по этому делу, оказалось, что она права. Свои писали. Таков был тогда народ.  Сейчас принято идеализировать: ах какие люди были. Всех испортил проклятый, тоталитарный, коммунистической режим.
  Про других не скажу, но со слов, живших в те годы: народ, был не очень: неграмотный, дикий, не отягощенный никакой моралью и нравственностью. Не стоит судить по небольшой кучке интеллигентов из Алаш Орды.
  Если не верите свидетельству тех, с кем я общался, почитайте Абая. Все старые люди были согласны с его характеристиками. Я, лично не уверен, что в русской деревне, в то время жили очень высоконравственные, высокодуховные и трудолюбивые люди. 
  При честном анализе можно прийти к выводу:
- прежде чем провести коллективизацию и индустриализации, которые вывели страну на совершенно другой уровень, на совершенно новую траекторию, была сломана старая психология и создана новая. Психологию костной, отсталой и феодальной, ломали через Гулаг, расстрелы, репрессии и голод. Новую создавали через всеобщее образование, индустриализацию, коллективизацию и новые общественные организации.
  Те люди, которые жили в то время, где-то в глубине души, все это понимали и принимали.  Понимали, что при всей своей чудовищной жестокости, Сталинская власть была права. НКВД выполняла самую грязную работу. Она вырвала страну из средневекового застоя. Не спорю, с кровью, но она это сделала.
  Мы же, за тридцать лет, всё сделали для того, чтобы вернуть страну назад, в средневековье. Сатирик Задорнов говорил:
 - Сталин построил на крови Магнитку, но ходил в одном кителе, а олигархи, приватизировавшие ее, на этой крови делают бабки чтобы покупать себе дворцы, ругая при этом кровавый сталинский режим.
   Не стоит осуждать Сталина, пока мы живем в домах, построенных в ту эпоху и получаем электроэнергию по системе ГОЭЛРО. Не стоит терять то, за что мы заплатили миллионами жертв ГУЛАГа. Это касается не только с заводов, дорог, шахт и городов, но и образования, трудовой этики и многого, многого другого.
    Сталина больше нет, некому, теперь у нас, делать эту грязную, черную работу, да ещё и бескорыстно.