Гл. 4. 2. Креагностика

Владимир Толок
1. Креагностика
Учение о креагностике пока не сформировано, и мы в этом тексте только попытаемся нащупать пути к нему, проведя небольшой экскурс в область познания.
Начнем с  гностицизма (от др.-греч. - познающий), пожалуй, самого разветвленного способа познания, уходящего в далекую древность, когда еще не было не только этого понятия, но даже каких-то  религий. В это время человечество находилось в магическом периоде своего существования, и в нем вместе с религиями и культурой формировались основы этого мировоззрения.
 
Связь гностицизма с древней магией имела свое естественное продолжение в древневосточных религиях, древнеегипетском культе Изиды, античных философских школах (герметизм, орфизм, пифагореизм, платонизм, неоплатонизм), христианстве (нагляднее всего в его ересях), каббале, масонстве, манихействе, оккультизме, мистицизме, конечно, в современной философии, культуре и даже науке (Тесла).
Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению. Искупителями являются просвещенные силы, знающие тайный смысл бытия. Это  совершенные гностики (гуру,  святые, учителя и прочие проводники человечества), которые отрешились от мира, контролируют свою плоть своим духом, живут в гармонии с окружающим миром и всей Вселенной и готовятся к вечности. Их учению следуют принявшие гностическое посвящение, так называемые  духовные люди, тогда как душевные люди, по терминологии гностиков, вместо подлинного познания удовлетворяются лишь верой в данное учение, а плотские люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы.
Гностики полагали, что у них есть сакральное знание о Боге, человечестве и всей Вселенной, которым остальные люди не владеют. По их мнению, мир не спасается – спасается (то есть возвращается в область божественного бытия) только духовный элемент, присущий лишь некоторым духовным людям, изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере.

Кастовость гностицизма попыталось преодолеть христианство. Иисус оказался учителем, который ценой своей крови искупил от греха не себя, как это обычно практикуют гностики, а всех людей, когда-либо живших  на земле. Это означает, что к высшей сфере принадлежат и спасаются не только некоторые избранные, но все люди  без исключения. Это равноправие по объективным причинам не могло реализоваться даже сто лет назад, поэтому поводыри зарождающегося христианства объявили своей пастве, что для своего спасения людям после искупления Иисуса нужно всего лишь верить в свое спасение через этого Искупителя, то есть оставаться в сфере душевных людей.

Гностики в общем-то правы, когда утверждают, что вернется один духовный элемент, однако этот элемент значительно масштабнее отдельного человека, нации и даже всего человечества.  В этот духовный элемент преобразуется все вещество Вселенной, в том числе душа и  плоть человека, независимо от своей принадлежности - к совершенному мистику, бомжу, правителю или преступнику.
Эти и другие метафизические представления подвергаются критике агностиками.
Агностицизм (от др.-греч. – непознаваемый), развивающийся параллельно с гностицизмом уже в античной философии, в частности у Протагора и в скептицизме, утверждает принципиальную непознаваемость мира. Он стал антитезой метафизических идей, обычно не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.
 Приобретенный опыт знакомит нас только с ощущениями, поэтому мы не можем знать, насколько субъективная оценка соответствует объективной реальности вокруг нас, неизвестно также, существует ли она вообще вне наших ощущений, утверждал известный агностик Д. Юм.

В религиях агностики отделяют культурно-этическую составляющую, считая ее шкалой поведения в обществе, от мистической (боги, обряды и т.д.), и не придают последней существенного значения. Агностик считает невозможным познание Бога и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, хотя и не исключает возможности их существования.
Агностик может принадлежать к любой философской школе, религии, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины.
В материалистической диалектике отбрасываются все мистики и религии, как проявления разного рода фантазий, и акцент делается на общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления.

 Из этого очень беглого, если можно так сказать, обзора видно, что вся мировоззренческая мысль человечества вертится вокруг понятия «знание». Кроме этого, нетрудно заметить, что в основе любого объективного познания находится  познание посредством творчества, креагностика. Основная цель нашей работы состоит в том, чтобы побудить людей вернуться к естественной жизни, которая для них состоит в  творческом отношении к действительности в самом широком смысле.
Если инструмент любого познания - творчество, то было бы неплохо вспомнить хотя бы суть этого процесса. В нескольких словах в нашем понимании она звучит так:  творчество – это  единение  частного с всеобщим, духовная любовь. Что она собой представляет, мы уже знаем из нашей главы о христианстве.

Из этой сути вытекает, что если какое-то учение создано в любви, то оно истинно так же, как любое другое учение, созданное в любви.  Противоречия и даже вражда между какими-то учениями возникает и поддерживается плевелами этих учений, прибавляемых к чистому зерну, -  нетворческими поправками, комментариями и эксплуатацией учений в угоду политических и меркантильных интересов, - сначала, возможно, самим творцом учения, а затем  его последователями. 
Кроме этого, своеобразному (мифологическому) восприятию творения может способствовать уровень образования и воспитания, время и место, с которых дается оценка произведению.   Например, для мусульманина Иисус всего лишь один из библейских пророков, для атеиста – один из сотен «учителей», массово проходивших через Иудею две тысячи  лет назад, для христианина Иисус - Бог.

Кто-то из гностиков как-то заметил, что все религии – это жемчужины на одном ожерелье. На наш взгляд, на нем найдется место  представлениям об Абсолютной истине и самих гностиков, их противников и даже атеистов, так как в постижении Абсолютной истины участвуют все мировоззрения, строго говоря, все мысли всех людей, каждая из которых  складывается в миф, более или менее приближенный к объективной реальности в зависимости от обстоятельств  жизни и прочих факторов его создателя. Чтобы распознать эти жемчужины, нужно отнестись к чужим идеям с любовью.
Внутренний мир человека тесно взаимодействует с внешним, а весь человек -  с внешним и внутренним окружающими его мирами. Эти взаимодействия в различные периоды его истории наполнялись разным содержанием.
 
В дочеловеческую эпоху, находясь в животном состоянии, наш предок не разделял свое грубое тело от тонкого, он жил в окружающем мире, как рыба в воде, и был слит с ним в единое целое.
 Эволюция раскрыла глаза первого человека на грубый мир, и он, образно говоря, увидел свою наготу. Прикрывая ее, он первое время все еще  имел контакт с тонким миром, но теперь не как рыба с водой, а как  черепаха с нею. Этот период в истории человека называют магическим. Живя в нем, первобытные люди находились в системе мышления и поведения, при которых они массово обращались к тайным силам мироздания.
В этой системе магия не была отделена от прочих верований, так же, как не существовало профессии мага. Каждый член племени в меру необходимости занимался собственной магической практикой. Имели место и групповые магические действия, необходимые всему племени.

Как известно, магическое мышление основывается на двух принципах.  Первый из них: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу вещи, которые однажды пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта.
В своих принципах магия сходится с наукой, по которым природные процессы жестки и неизменны в своем течении. Их невозможно вывести из своего русла ни мольбами, ни уговорами, ни угрозами. Магия и наука противоположны религии, в которой заключена вера в существование сверхъестественных существ и стремление верующего снискать их благосклонность.
В магическом и научном мировоззрении  допускается, что последовательность событий в мире совершенно определенная, повторяемая и подчиняется действию неизменных законов, проявление которых можно точно вычислить и предвидеть. Из хода природных процессов изгоняются изменчивость, непостоянство и случайность. Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых, тем не менее, можно извлечь выгоду, если знать, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар.
 
Она часто имеет дело с духами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она обращается с неодушевленными силами, то есть вместо того, чтобы, подобно религии, угождать им, она их принуждает, заставляет.
Включение в маге ассоциативного мышления и активность его подсознания роднит его с художником, творцом. Как магия, так и наука раскрывается перед тем, кто знает причины вещей и может прикоснуться к тайным пружинам, приводящим в движение огромный и сложный механизм природы. Маг и ученый (художник) на какое-то время окунаются в мир идей и открывают для себя какую-то необходимую. Это не означает, что законов, например, механики до Ньютона не существовало. Ученый просто выудил из массы идей в Ноосфере ту, которая была ему необходима и которая оказалась по силам его способностей. Примерно то же самое происходит и с магом.
Маг,  как и любой творческий человек, -  это существо, которое имеет опору внутри себя.

Опираясь на что-то внешнее, человек ослабляет себя. И чем больше  человек возводит таких подпорок во внешнем мире, тем более беспомощным становится. На двух ногах человек может бежать, став на четвереньки, сильно теряет в  своей подвижности. Если же он упрется в землю всем телом, то сможет лишь ползти.
Маг имеет только одну точку опоры во внешнем мире – свой внутренний мир. Он похож на аиста, стоящего на одной ноге. Кажется, что в подобном положении маг более беспомощен, чем лежащий человек. Но этот взгляд ошибочен.
Стоя на одной ноге, маг готов к полету. Убрав последнюю точку опоры во внешней реальности, маг взлетает и летит, куда хочет. Он свободен, как ветер.
О чем бы маг ни бормотал, с какими предметами ни манипулировал, его результативная составляющая, знает об этом колдун или нет, формируется в тонком пространстве природы и человека. Отрезая ногу кукле или раскидывая кости, маг хочет, чтобы у какого-то человека отсохла нога. Но тот несчастный и без кукольного театра потеряет ногу, если маг настоящий, то есть умеет войти в тонкий мир, чтобы в озарении сотворить свою пакость или добро, ибо  только в нем работает закон подобия, и только его вещи, которые более привычно назвать идеями, а мы называем образами, раз соприкоснувшись, всегда взаимодействуют друг с другом.
 
Примерно так магия связывала первого человека с окружающим миром. Однако чисто магический период в его истории оказался недолгим. Что-то, а затем  многое, можно было совершить или достигнуть  во внешних взаимоотношениях с миром, не погружаясь для этого в тонкий мир. Оказалось, что поставить силок на кролика гораздо проще ритуального обряда по его появлению в нужное место и время, и эффективнее, так как с каждым поколением людей с магическими способностями обнаруживалось все меньше; и в шаманы зачастую продвигались люди проницательные, умные, волевые, но без магического таланта, то есть плуты.
В условиях затенения магических способностей у человека появились комплексы неполноценности перед природой и всем мирозданием. Он увидел себя слабым и беспомощным перед  их силами. Если продолжить сравнение человека с обитателями морей, то он стал чувствовать себя как рыба. выброшенная на берег. Его жизнь  наполнялась страхами и… внешними подпорками.
 
Эго прекратило всякое общение с тонким миром человека, поэтому потеряло связь и со всем остальным. Оно одиноко. У каждого человека появились собственные потребности и желания. Каждый стал преследовать свои цели, и каждый фактически зажил в изоляции, теша себя иллюзией согласия с другими людьми.
Страх стал основой всех других эмоций древнего человека. Он порождает неуверенность, которая накладывается на все другие его чувства, мысли и действия.
Страх стал суммой всех чувств человека, включая удовольствие. Он полностью овладел эго человека, и оно стало  заставлять человека страстно желать тех самых вещей, которые служат источником его страхов. 
Целостность недоступна существу, исторгнутому от ее берегов. Ощущая свою отделенность от  тонкого тела, эго направляет  каждое  чувство, слово и действие на воссоединение с ним, и при этом не хочет отказаться от своего суверенитета, поэтому оно пытается сложить свою целостность из мозаики грубой жизни, но безуспешно.

Магия, дававшая человеку крылья, то есть уверенность в своей способности изменить мир творческим способом, замещалась религией, манипуляции объектами тонкого мира – умиротворением их. 
Первые  признаки религии появились в семейном кругу, когда самые простые вещи -  веточка дерева, кость или кусок горной породы -  превращались в могущественное священное существо. Этой метаморфозе есть логическое объяснение, и меньше всего оно связано с глупостью или дикостью древнего человека.
Воображение любого человека во все времена может наделять вещи качествами, которые в ней не существуют. Со временем идеальные представления закрепляются в вещи, и действуют так, как если бы они были реальными, а также  управляют поведением человека с той же степенью необходимости и принуждения, что и реальные объекты. Деревянные или каменные идолы, иконы регламентируют жизнь человека не своим материалом, а тем, что вложено в них представлениями. Очевидно, что  и воин, который гибнет, защищая знамя, жертвует собой не во имя куска ткани, а  социальных представлений, которыми наделен флаг.

Боги успешной семьи становились богами рода, боги благополучного, сильного  рода - богами племени. Вместе с вовлечением в этот процесс все большего числа людей по магическим законам тонкого мира возрастает мощь и сила божеств, и не только их. Эти идеальные представления накладываются на отношения между людьми. Происходит их переход из образных состояний в религиозные, из религиозных – в правовые, из правовых – в состояние свободной нравственности, то есть распространяются на все общество, включая атеистов.
По мере социализации многобожие человека сменялось единобожием. Централизация власти укреплялась единым Богом. Естественно, под контролем эго. Оно  слепило из мозаики многочисленных божков единого Бога, и, конечно, во  множестве интерпретаций.
 
Так сложилось потому, что разное одиночество воображает себе различных кумиров. У кого-то единый Бог – Иегова, у другого Вишну, Магомед в своей пустыне увидел в этом качестве Аллаха и т.д.
Единый Бог появился, но от этого у человека единства его с окружающим миром не прибавилось, наоборот, развитие производства и культуры все больше расширяли пропасть между грубым и тонким мирами человека.
Изначальная Субстанция нашего мира, допустим Бог, пребывает одновременно за пределами всех вещей и внутри всех вещей. Все мироздание представляет собой отражение бесконечного Бога. Каждая молекула, эмоция, атом купаются в нем.
Монотеизм и одиночество предполагают единоличное достижение Господа. Через отрешение от материальной скверны, самоусовершенствование в  секте, при помощи постов, покаяния  человек вроде бы может предстать перед  единым Богом тет-а-тет.
 На самом деле, человек, по сравнению с Творцом сущего, настолько ничтожен, что от попыток достижения Бога в одиночку становится смешно и грустно. Индивидуальное достижение Бога абсолютно невозможно.

Это гордыня одинокого человека свела его с иллюзией первоосновы мира, с которой можно панибратски побеседовать, побороться, получить от нее пряник или удар кнута, превратить в Пустоту или, наоборот, в материю с грубыми физическими свойствами.
Спортсмен, чтобы достигнуть вершины какой-то горы, вынужден подниматься к ней в связке с другими альпинистами. А такую глыбу, как Бог, тысячи лет пытаются достичь в одиночку!
Бога не достигнуть какой-либо религиозной практикой, медитацией, познанием и опытом. Как только о Боге у кого-то зарождается первая мысль, он тут же становится частью мирового (в границах досветовых скоростей) опыта о нем, то есть непостижимым.
 Бога можно достигнуть только непосредственным контактом, являя субъект, тождественный Господу.

Никто не может придти к Господу, минуя меня, - пророчествовал Иисус.
Эти слова многие священники трактуют так, будто без веры Христовой Господь недостижим. Но это проявление религиозного ханжества. Еще до рождения Иисуса на земле, хотя бы из числа старозаветских героев, было много достойных людей, есть они и среди верующих иных древних религий и атеистов. Где сейчас находится, допустим, пророк Даниил, который жил раньше Иисуса и по этой причине  миновал его?
На самом деле, Иисус в своем главном аспекте олицетворяет творение, весь физический мир, и его слова означают, что   Бога невозможно достигнуть в отрешении от материального мира.  Во-вторых,  Иисус олицетворяет человечество, достигшее сознания и способностей для практического одухотворения людей и всего мира, для всеобщего, но в одном лице, вселенского вознесения в царство небесное.
Идея об индивидуальном возвращении человека назад к Господу, скорее всего, основана на том, что в древности физический мир считался вечным, однако теперь достоверно доказано, что это не так, кроме этого, Бог бесстрастен, для него все биологические существа, камни и атомы  из его творения равны между собой. Поэтому очевидно, что в конце существования творения перед Богом  предстанет один родственный ему объект (сын), в котором заключено все вещество Вселенной, все ее энергии, все разумные существа, когда-то существующие в ней, творчески преобразованные в богочеловека.
 
Связка нужна не только альпинистам. Связка букв рождает слова. Слов – предложения. Связка атомов образует молекулы. Связка молекул – белки…
Связка (сцепка) – единственный реальный способ для любого субъекта, чтобы подняться над своим уровнем существования. Только в связке со всем человечеством и окружающей природой человек может выполнить свою миссию во Вселенной.
В отличие от отдельного человека, связка (человечество) не ставит перед собой какие-то конкретные задачи, она не ожидает чего-то от того, о ком не имеет представления, хотя целью ее и является соединение с ним.
 Главный признак единобожия – тотальная власть Бога над человеком. В многобожии каждый бог требовал от своего почитателя выполнения своих правил поведения, часто противоречащих предписаниям иных богов, и у человека, в зависимости от образа жизни и рода занятий, была возможность выбора своего личного пантеона богов, а монотеизм предполагает одни правила на всех. В нем Бог - господин, человек - его раб, от которого  требуется всего лишь тщательное выполнение раз и навсегда заданных божественных заповедей.
 
При формировании идеологии монотеизма  в любой религии отсекалось все, что противоречит господству Бога над человеком, и в первую очередь, -  магическое единство человека с окружающим  миром, любовь.
Иисус нарушил этот закон и вернул человеку любовь (пока только теоретически), но законникам это не могло понравиться, и они сначала казнили реформатора, а затем стали убирать из его учения магический пласт, пытаясь оставить в нем только закон. Однако до конца произвести чистку новой религии им так и не удалось. За них это сделал Магомед, создав из известных ему религий, «загрязненных» любовью, совершенно чистый от нее, сплошь законный, ислам. И теперь его фанатичному приверженцу наплевать на все, в том числе на свою жизнь, потому что он полностью вверил ее Аллаху.

Христианская магия началась в чуде единого Бога, но в трех Лицах. Может показаться, что если Бог смог разделиться на три Лица и остаться целым, то ничего ему не может помешать иметь бесчисленное множество своих воплощений, экспансий, аватар, аспектов, ипостасей или иных проявлений своих энергий в материальном мире, однако тогда единый Бог превратится в  верховного. Христианское учение предполагает, что  Бог один, и только тот, кто своими делами стремится к абсолютной истине, наполняет свою сущность божественным светом, становится его сыном, творцом.  Творчество – это строительство из человека  и всего вещества вокруг него бога.
В творческой деятельности человек самостоятельно входит в тонкий мир, мир идей, поэтому ему, как древнему магу не нужны посредники творческого процесса в лице шаманов, учителей, жрецов, мастеров, медиумов, гуру, пастырей и т.д.

Эдисон – это маг,  находящийся ближе к Богу, чем практикующий вуду. Мы настолько отдалились от древней магии, что ее проявления в современном мире считаем шарлатанством и спокойно воспринимаем магию творчества. Это, быть может, несправедливо к нескольким истинным магам из миллиона, занимающихся оккультными науками, но естественно для настоящего времени, которому  остро необходимы эдисоны, а не астрологи, колдуны, экстрасенсы и прочие хироманты, паразитирующие на прошлом и давно утерянном умении человека контактировать с тонким миром. 
В современной действительности магия (контакт  с тонким уровнем окружающего мира) может возвратиться к человеку только при творческом отношении к действительности.
Чтобы вернуть себе детское восприятие мира, человек должен оставить в себе одну единственную опору во внешнем мире, свой внутренний мир (индивидуальные природные способности) и отказаться от всех иных подпорок (пособий, пенсий, дотаций и прочих унизительных подачек от государства), только тогда он увидит в природе душу, как видит ее ребенок (художник), но не для написания картины, а для своего повседневного   существования. Нет у человека иного способа избавления от тысячелетнего рабства, кроме   богоподобного духовного отношения к миру.
 
Но как сохранить в себе ребенка до самой старости? -  сразу возникает естественный вопрос к Иисусу. Через любовь к ближнему, -  отвечает он.
 Какой-то мудрец утверждал, что наши недостатки - это продолжение наших достоинств, и наоборот. Эго вышло из тонкого мира, где царят одни достоинства (любовь), стало их продолжением  в физическом мире и со временем сплошь и рядом стало недостатком человека, и теперь, чтобы превратить его снова в достоинство, нужно просто продолжить его экспансию, грубо говоря, потакая ему. Гноить эго по примеру восточных практик нет большого смысла, так как оно само должно без какого-либо насилия преобразоваться в возвышенное достоинство.
Природа, как наивная деревенская девственница, доверчиво раскрывает (иначе не может) свою духовную любовь перед человеком, но эго  не видит ее любовь, зато возбуждается ее роскошными чреслами и берет их, думая что для своего блага, а в конце концов, – на погибель, так как природе от человека тоже нужна духовная любовь, а не его грубые домогательства.
К середине 19 века закон, заповеданный  христианством, как самый слабый среди религий, пал, но его место заняла не Христова любовь, а атеизм в разных своих проявлениях.

В рациональном капиталистическом обществе религии стало отводиться формальное место, труд воспринимается следствием принуждения, считается рутинным и унизительным. Но страхи человека никуда не делись, и он стал избавляться от них, погружаясь в мир (опиум) культуры.
Для современного человека культура заняла место религии, но вместо усмирения эго как, пыталась делать религия, она, особенно  искусство и культура демократии, стала благоволить эго, исследовать его, упиваться им и рассматривать как первоисточник индивидуальности. Все это выводится из верховенства  индивида, «какой он есть», над всем остальным спорным и невидимым в человеке. Таким образом,  современная культура сместила центр авторитета от священного, сущностного к светскому, внешнему.

В отчаянных поисках единства с внутренним миром  эго  к третьему тысячелетию превратилось в хищника. Оно набрасывается на природу и других людей, обнажая острые, как ножи клыки целесообразности, рассудка и эгоистического интереса, но в тонком мире  законы естественного отбора не срабатывают. Человечество обречено на гибель, если эго в обозримом будущем не возвратит когда-то утерянную связь с внутренним миром.
Мысленно прокрутив по спирали истории время назад, можно заметить, что сейчас человечество находится на месте витка развития, похожего на сопредельный постмагический. Как и десятки тысяч лет назад современными людьми манипулируют шаманы, у которых уже нет магических способностей, но гипертрофированно эго, а население по своим возможностям и желанию присоединяется к их пиру во время чумы бездуховности. Как раньше религии слабы, тогда – еще, в наши дни – уже. Эти и некоторые другие признаки подсказывают нам, что до магии, доступной для всех, то есть до жизни с раскрытыми всему миру своими индивидуальными природными способностями, современным людям осталось пройти всего несколько шагов. И первым шагом к ней должна оказаться демократизация собственности. Это необходимо для массового удовлетворения эго и старта его преобразования в безусловное достоинство человека.

Все прошлые и нынешние революции, в том числе цветные, реформы и перестройки, были плутовскими. Их организаторы поднимали народы ради своих сословных, клановых, партийных и прочих корыстных интересов, более или менее успешно добивались своего, а основная часть населения страны в своих интересах после часто продолжительной борьбы оставалась у того же разбитого   корыта, которое имела до восстания. Когда-нибудь эта  длинная цепь афер  должна закончиться, и свершится первая революция для народа. Без насилий и крови, в форме реформы, возможно, через референдум. Ее главным завоеванием окажется небольшая статья в конституции, по которой отныне и навсегда каждый  молодой человек в день совершеннолетия станет получать от государства стартовый капитал (собственность) для безболезненного вхождения во взрослую жизнь. Эта уступка плутов народу не станет следствием их человеколюбия, пойти на этот шаг их заставит инстинкт самосохранения.

Честная частная собственность, по большому счету, – это не только какие-то акции рудников, распределенные между кем-то. Она частица природы, идентифицированная физическим лицом, в которую отдельный человек должен быть вперессованным со всеми своими потрохами.
Законная и гарантированная собственность дисциплинирует человека, особенно эффективно, если о ней известно с детских лет, дает возможность  подростку совершить свободный и правильный выбор  профессии. Получат возможность воплощения и другие свободы граждан, задекларированные во всех конституциях мира, но нигде не обеспеченные в полной мере  материально. Например, свободный доступ к высшему образованию в стране – пустой звук, если у человека нет возможности оплатить обучение. Так и по всем остальным  конституционным свободам.
После честной реформы  у многих людей изменится отношение  к труду. Работа на себя сильно отличается от работы на какого-то дядю, колхоз или даже родителей.
Плут не может относиться к своей собственности иначе, как вор в законе, поэтому  всю оставшуюся жизнь он кутит (гуляет) и приворовывает чужую собственность, транжирит ее и приворовывает.
 
В романе «Угрюм-река» старатель, ограбивший своих товарищей, по возвращению в деревню, первым делом зашел со своими золотыми самородками в мануфактурную лавку. В ней он приобрел самый дорогой кафтан и надел его на грязное тело, затем скинул свои сапоги и обмотал грязные ноги многометровыми портянками из самого дорогого и редкого атласа, и в этой «обуви» под восхищенными и завистливыми взглядами зевак по деревенской грязи пошел гулять в кабак.
 Многие богачи по поведению в принципе такие же, как этот старатель, хотя вряд ли признаются даже себе в этом. Они под восхищенными и завистливыми взглядами телезевак шествуют по красной дорожке жизни в  примитивных, как атласные портянки, чуждых делу, соблазнах – футбол, политика, молоденькие супруги и любовники, кричащая роскошь, - в  рабов которых  они превратились.
Все эти атласные портянки требует огромных денег. Средства изымаются из дела, и оно без новых воровских вливаний чахнет. Из современной мировой экономики изъято столько живых средств, что она стала хронически больной. Живые деньги пытаются подменить макулатурными, но это все равно, что лепить горчичники больному  от истощения.

Самый добросовестный работник у плута, будь-то власть или предприниматель, не может относиться к своим обязанностям лучше, чем его хозяин. Отсюда, многовековая неустроенность жизни многих народов и человечества в целом.
Совсем иное отношение человека к законной собственности и творческому труду. Он всячески лелеет их, совершенствует, сливается с ними в единое целое. Прибыль от своего дела он возвращает ему же, так как бизнес для настоящего предпринимателя - не золотая рыбка, но смысл  жизни. Изымая из дела капитал на какие-то финтифлюшки, он урезает смысл своей жизни, часто до уровня старателя в атласных портянках, которого возле кабака в ту же ночь в стельку пьяного кто-то зарезал, как курицу, и забрал все его золото, чтобы повторить его жалкую судьбу.
 Частная и честная собственность – это духовная отдушина человека от  назойливой суеты эго. Через нее он может слиться с природой и ее сущностью не хуже, чем в медитации, зато без ущемления  эго. Под влиянием законной собственности появляется мистическая солидарность между человеком и его трудом, в конце концов, независимо от того, к собственному делу он применим или чужому.

Труд, этот третий способ избавления человека от страхов, в условиях гарантированной собственности и других очевидных условий для раскрытия творческого потенциала человека со временем займет место культуры, которая в качестве страхоотвода в прошлом веке подменила в этой роли религию. Человек освободится от ее наркотического воздействия, и в первую очередь, от объятий массовой культуры. Благодаря возвращению магии в форме массового творческого труда   возвышенные чувства станут преобладать над низменными.
Соединившись с тонким миром, чувства и мысли творческого человека избавляются от комплекса неполноценности, страх растворяется в уверенности в своих силах, любви. Человек вступает на свое законное царственное положение в окружающем мире.  Духовное сознание возвращает человеку целостное восприятие мира, с ним он ощущает себя защищенным, теперь он не одинок, так как его связи с другими людьми от механически-утилитарных переросли в духовные.

В творческой солидарности человека с любимым делом, через него -   с природой, а затем и всем космосом сноваь, как в первобытные времена, появятся творцы реальности, широко эксплуатирующие идеи из тонкого мира для приближения грубого мира к возвышенному.
Магия возвратится в практическую жизнь человека, но не по первобытным рецептам. Возможно, через христианство, быть может,  без него, но именно в нем, на наш взгляд, указано, как это может случиться.
В последнее время, часто говорят о новой эпохе для человечества, по сравнению с прошлыми периодами более возвышенной, духовной.  Но она не может возникнуть, как чудо-лестница, светлым лучом опущенная с небес в пропасть бездуховности, в которой прозябает человечество. Нужны не тривиальные социально-экономические реформы. Никто не сделает эту работу вместо человека – ни высокоразвитые инопланетяне, ни космос, ни даже  сам Бог.

И  простым людям остается только ждать и надеяться, что очень скоро религиозные и светские поводыри человечества станут опираться не на холуйское, но творческое призвание человека. Они придадут высший религиозный и социальный смысл его творческим порывам, так как только в творческой (мистической) солидарности с окружающим миром человек может освободиться от своих бесконечных и унизительных проблем, ускоренно и  реально, до чистоты  духа, освободиться от своих грехов и распять грехи всей остальной Вселенной.