Ладожским альбатросам

Сергей Груздев Валаамский
Может кому-то будет интересна и эта
страничка нашей островной жизни...
###
Гуляя с коляской по берегу Мирнинского  озерка "Плесцы" , убаюкивая восьмимесячного внука Алёшу,  увидел издали на льду рыбака. Сразу же потянулись из  памяти воспоминания о своём увлечении  в недавнем прошлом зимней рыбалкой на Ладоге. Конечно местное озеро в сравнении с нашим озером-морем, это просто "лужица" ( не в обиду здесь живущим). Но для тутошних и оно дорого. Пусть маленькое, но своё...
А мы - то занимались рыбалкой основательно и серьёзно. Какое это прекрасное, пусть и трудное, но такое увлекательное занятие. Почти все мужики нашего островного посёлка в свободное время пропадали на озере.
Да и многие женщины увлекались подлёдные ловом. Удивительно, лишившись острова эта страсть улётучилась, будто её и не было. Нет, она просто задремала где-то в дальних уголочках души...
А тогда, во время нашего проживания на Валааме, рыбалка заменяла  собой
все другие занятия.
Неработающие мужчины всё свободное дневное время пропадали на Ладожских лудах в надежде  "нащупать" и подцепить сижка. Другие ходили поближе в залив  за плотвой и окунем. Иногда и щучка зацепится, и лещ крючок заглотит да и налим не побрезгует. Налима зимой ловили в основном в тёмное время суток во время нереста  и сразу после него, на подцеп, на большие блёсны или "побрякушки" (особый самодельный вид снасти). Особо почитаемые места для " внутренней" рыбалки были луды в заливе от Фермы до "двух мостов".
А рыбаков было видимо не видимо, особенно по выходным. Ходили  и инвалиды из дома-интерната и работяги всевозможных организаций: реставраторы, строители,  затем инвалидов сменят "музейщики",.. А сколько приезжало Сортавальцев на мотоциклах,  "каракатицах" и автомобилях(когда жить стали побогаче), лишь только откроется ледовая дорога (что случалось, отнюдь не каждый год).
Сейчас, когда поселка на острове практически нет, не увидишь и рыбаков на льду. Жаль... Я начал учиться ловить рыбу  ещё в школьные годы со своим товарищем, Валерой Васильевым, сначала в заливе. Блеснили мы окушка по перволёдью, от причала и до "Николы" . И это занятие очень мне понравилось,прямо увлекло  меня. Тем, кто не сидел с удочкой на льду  зимой холодной или в дни весеннего снеготаяния, тем не понять чувств и азарта рыбака-любителя. Как это здорово и полезно для души( да и на столе рыбка не бывает лишней) . А когда я  попробовал рыбалку на сига на Ладоге, да ещё и не пустым вернулся домой - это навсегда определило моё предпочтение... Через некоторое время меня уже стали местные относить к рыбакам-"сижатникам" . А некоторые любители  ловили у берега на мели хариусов. Так как рыба эта очень осторожная, то лунки делали с вечера и присылали их снежком. А по утру ходили пробовать... Иногда таких экземпляров выуживали, что любой "сижатник" позавидует. Ловили в основном на  "мотыля" .  Сиг и хариус рыба очень ценная,  мясо нежное и вкусное. Особенно жареная - "пальчики оближешь!.."
Лишь лёд сантиметров 10-15 схватится у берега Никольского, так мы и "навостряем лыжи" за сигом. Опасное это дело, но увлекательное, как говорится - охота пуще неволи. Ведь сколько тонуло людей, уносило на льдинах и все-равно рыбаки шли на штурм Ладожских просторов. Сначала с опаской, поглядывая по сторонам и пробуя лёд на прочность, а потом осмелев начинаешь сверлить дырки, ищешь рыбу. Помню рыбачили у Предтеченского острова . Поклевывало. Смотришь: то один, то другой тащит, мотает леску на руки. Нет, тем кто не рыбалил, этого не понять, когда вдруг чувствуешь, как там внизу у дна кто-то дернул твою блесну, и сразу сердце ёкает, и одна мысль: Только бы не сорвался, не упустить...
Через некоторое время вокруг лунок - кучки замёрзших рыбин.
А Ладога только у берегов замерзла, а чуть вдалеке видны огромные волны и лёд под тобой так и шевелиться,  так и ходит, когда под ним волна пробегает. Только и думаешь-прикидываешь: далеко ли до берега добираться, если  вдруг ломаться начнет. Безрассудство?.. Наверно. Но так устроена душа рыбака, если есть клёв он будет рисковать. Сколько раз рыбаков вертолетами снимали с оторвавшихся льдин и все-равно шли и идут снова и снова каждую зиму.  Такое уж это действо - зимняя рыбалка. Сколько было любимых мест на лудах у скитов: Никольского, Предтеченского, Воскресенского, Белого(Всехсвятского).
Ловили у "берёзы", у "сосны", на южной стороне у Ладожского острова.
А когда озеро покрыто льдом полностью - тогда благодать! Иди куда хошь.. Куда не кинешь взгляд, везде в озере  на лудах черные точки шевелятся - это рыбаки  "удачу ищут". Кругом белым-бело - бескрайние просторы родной Ладоги, а когда солнце под весну начнет пригревать - вдвойне приятно. "Не выразить словами всю гамму чувств твоих - как  это удивительно!..
Вдруг вечерком "сарафанное радио" разнесёт по острову  весть о том, что "Ваня-кура" и Володька " Труба" у "Предтечи" где-то нарвались и по шарабану  сигов  надёргали. При этом значение имело  только количество. Бывало и мне выпадало счастье пару десятков выудить. (На качество никто внимания не обращал). На следующее утро с раннего утра вереница мужчин штурмуя снега и торосы Ладоги двинется за добычей. И как-бы некоторые нащупав  сига, не пытались "затихарить" свою удачу, всё-равно это становилось известно рыбацкому сословию. Одному похвастаешь и новость разнесётся вереницей по всему острову. А не похвастаться рыбак не может... Да ещё и прибавит чуток к своему рассказу. "Кто ещё похвалит, если сам себя не похвалишь?"...  Моим постоянным напарником по рыбалке был Валера Суслов. (местные Валаамцы помнят такого наверняка).Он очень хорошо умел паять блёсны и всегда делился со мной.
Вспоминаю, как рыбачил дядя Витя Амелин. Был он одноруким ( где и как лишился руки не знаю?), работал на местной метеостанции, покуда сил хватало. Очень любил рыбалку на Ладоге. Ходил с пешнёй, разбивая старые лунки, так как ледобуром сверлить не мог. Когда клевало леску брал в зубы и бежал вдаль от лунки, пока  сиг на льду не окажется. И ведь иногда больше рыбы выуживал, чем мы, здоровые. Очень интересный человек был. Каждый день из года в год записывал подробно погоду на острове в свои тетради. Сколько таких тетрадей у него накопилось никто уже не скажет. Умер и  никому они оказались не нужны... Похоронен на Валаамском кладбище. А сколько их, моих рыбаков-товарищей, лежат уже в земле, в разных местах отечества нашего?.. Такова жизнь человека...И ничего тут не сделаешь, не исправишь...
А бывало, назад домой, ты еле бредёшь в ватных штанах и валенках, чуть ноги переставляешь от усталости (ведь уходили далеко, иногда на многие километры), но если в "шарабане"(ящик для снасти и рыбы) твоём   ворох замёрзших рыбин, и мокрую твою макушку греет весеннее солнце, так что парок клубится, а по спине пот ручейком струится, ты знаешь, ты уверен, что только выдастся немного времени и Ладога снова позовет тебя к себе, в нелёгкое, но желанное счастье!..