Голяк и Красовский, полтавские курсанты с Донбасса

Евгений Пимонович
   “5 марта 2021 года, по словам заместителя начальника Управления Народной милиции ДНР Эдуарда Басурина, противник совершил огневые провокации с применением реактивной установки 9П-132 Град-П «Партизан», миномётов калибра 120 и 82 мм, различных типов гранатомётов и стрелкового оружия.
   Атакованы ВСУ были Старомихайловка, посёлок шахты «Трудовская» Петровского района Донецка..”
   За последние семь лет мы уже не выделяем такие новости как сенсационные, они рикошетом скользят по нашему сознанию, но “Крым и Донбасс в сердце каждого из нас”.
 
   Учились в Полтавском тракторном училище и парни с Донбасса, призванные Петровским райвоенкоматом. Я уже рассказывал о павших курсантах Красовском и Биба, http://proza.ru/2021/01/25/780. Теперь время рассказать о живых.

   Учетно-послужная карта офицера, озеро, в которое впадает множество информационных ручейков:

   ГОЛЯК Владимир Кузьмич, дата рождения: 29.08.1922;
   Место рождения: Сталинская обл., Петровский руд., шах. № 2/16
   Место призыва: Петровский РВК, г. Сталино, Петровский район;
Дата призыва: 15.02.1940;
    Воинское звание
инженер-полковник
 Место службы
2 строит. А; 84 оатр 59 А 2 сд АрхВО ВолхФр.
 Дата окончания службы: 27.08.1978 года
Награды: орден Красного знамени (представление от 24.04.45),
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейный орден Отечественной войны в 1985-ом.

  Фото см.перед заголовком!

  Этот курсант 22-го классного отделения  в конце сентября 41-ого прибыл с эшелоном в Пятигорск живым и здоровым. Войну заканчивал на Первом Украинском фронте старшим техник-лейтенантом, командиром роты автополка.

   Родился в окрестностях Юзовки, тогда ещё ни разу не переименованной.
 
   Поселок, откуда он родом, нынче в черте прифронтового Донецка: “Двойка (он же — "шестнадцатый. он же — поселок шахты №2-16) —  периферийный поселок одной из старых шахт Вознесенского рудника.
  Тогда, на раннем этапе, тут была больница и собственно церковь Вознесения Господня.
    Ныне, частный сектор не в самом лучшем состоянии. Посреди частного сектора, набрасывая на него тяжелую тень, громоздится Петровский завод угольного машиностроения.”

    Николай  Викторович  КРАСОВСКИЙ, пропавший без вести в сентябре 41-го  тоже, как и Голяк, учился в 22-ом  классном отделении. В армию был призван Петровским РВК 12.02.40.
   Отец пропавшего без вести, как следует из донесения о потерях, проживал на станции Рутченко.
   Краеведы Донбасса рассказали о ней: “ участок от Константиновки до Еленовки с раздельными пунктами Петровская (Кривой Торец), Железная (Фенольная), Ясиноватая, Александровская (она же – Юзово – нынешняя ст. Донецк), Рудничная (Рутченково) был сдан в эксплуатацию в 1872 году.”

   Интересным для меня оказалось, что Крым и Донбасс еще тогда были двумя сторонами одной проблемы. Послушаем знающих людей https://infodon.org.ua/pedia/974:

    “Поражение России в Крымской войне перевело вопрос строительства железных дорог к портам на Чёрном и Азовском морях в разряд первоочередных. Вопрос строительства т.н. «Южного хода» был поставлен на рассмотрение в самом начале войны – в 1854 г. Начались изыскания новой железной дороги направления Москва – Харьков – Феодосия с ответвлением в Донбасс. Изыскательными работами руководил министр С.С.Мельников.
 Причем, последний придавал ответвлению в Донбасс решающее значение, указывая, что по причине наличия месторождений стройматериалов в регионе, железную дорогу сюда следует построить в первую очередь, а уже потом – в Крым.”

        О других обитателях Петровского рудника, курсантах Биба и Ялымове, расскажу позже.