художественная философичность vs философск. схемы

Серхио Николаефф
художественная философичность (vs) философск. схемы /логика .


--
периодическ. заглядыв. в, любопытн. методичку -
`гердер и философско-культурологич. мысль в  р.`
(@ жуковой ек. п.; мск 2ооо. теор.культ.; к.к.).



----
начало цитирован.:

>>

(..)

третий раздел посвящен влиянию "идей гердера в русск. философ-
ской поэзии" россии  нач. 19 в. как указыв. л.а.сугай, русскыя
мыслителя` нередко отдавали предпочтение не отвлечен. философ-
скым схемам и логике, а выразительному поэнтическому слову.(*)

научн. поэзии , медитативной лирике в русской культуре принад-
лежит особое место, ее художественныя открытия воздействовали
не тока на литерат.процесс , но и на развитие философск.мысли.

освоение наследия гердера идет не только в рамках философской
рефлехсии , но и в непосредственно художественного восприятия
и интерпретации. одним из первых русских мыслителей , обратив-
шихса к гердеровской философии в стихах, стал г.р. державинъ .

его ода "бог" (178о-8ч) - попытка ответить на высш. вопр. чел-
овеч. бытия. в этой оде державин , руководств. тракт. гердера
"бог. нескока диалоговв" и первыми книгами "идей к философ. и-
стории человеч-ва", размышляет над мировоззренческ. проблема-
ми мирозданья .

-
примеч.: см. сугай л.а. философск.поэзья // русск. философ. :
словарь.

~~
{стр. -1о-}.
~~

(..)

--

<< .

----
конец цитирован.

(..)

====
ps.

--

**

слушая аудьоозапись кажетса петра вайля про русск.лит-ру,
в частн. про "войну и мир", всплыли что-т мысли, в тему не
в тему, кстати не кстати. пока помню, пожалуй лучше зафих-
сирую прям тут.

примечательные, любопытные, и даже познавательные некотор.
моменты некыя.

итак, первоначально роман (будущ. эпопеи) назыв.  "18о5 (г.)".
вайль отмечает что традиционный некый канон историческ.-то ро-
мана , толстой л. , игнорирует. для него история - лишь декора-
ции,фон , не более того.
по первому времени выхода и опубличивания романа, тургенев и.,
(- будучи весьма авторитетн. уже литератором, властителем дум)
весьма скептически отзывалса о нем. ссылаяс на то, что много..
`штучек` , - деталей .; - (..кажущса) не к месту, невпопад, не-
уместных короче, лишних как бы вовсе.
позже тургенев изменил конечно свою такую критич. точку зрения.

ибо, как тот же ведущий передачи-лекции, петр вайль , замечает,
что именно энтот `воздух`, энти детали, `мелочи` и пр. `штучки`
наполняют-таки - роман атмосферностию , аурами тех людей что ..
предстают нашему воображению. за счет именно сией художествен-
ности таки, - романъ и живёт в веках , благодаря живой материи,
а не сухому схематическому историзму (;или строгому `серьезно-
му` пафосу эпичности ли, или классич. трагедии жанру, с антич-
ности берущ. свое начало.). 

вайль настаивает на том факте, что все последующ. большие рома-
ны, - уже основывалис на методе,(схеме,) архитектонике если уг-
одно, - собств. `войны и мира`. единств. исключ. по его мнению,
это `доктор живаго` (пастернака б.  соотв.), котор. был создан,
поэтика котор., сюжетика, именно что по законам, - поэзии боль-
ше устроена ; создана поэтом .

у толстого `в. и м.` , построен как ансамбль , из трех главн. ..
сюжетных категорий, трех социальн.-культурн. пластов : народный
мотив (фолклорно-демократическ.); светскый(~городской), +духов-
ный ; и третье - историческ. (в т.ч. и войны собств.).
так они энти сюжетн. линии и перемежаютса, сплетаяс в одну косу.
вайль так прямо и говорит, что потом , романы большие все по та-
кому принципу и создавалис .

что роман сей  есть мозаика, где каждый камешек-глазурь, смальта
есть сам по себе уже мотив некый . а сочетание их и рождает подо-
бие симфонии , полифонии .
маленькие локальные зарисовки у толстого - и есть смальта в его,
мозаичном литературн. собств. панно ; .. мозаике собств. жисни .

(..)

--
вот-с. что вспомнил.


----
конец.