Франциск из Ассизи. Laetita.. , Compassio...

Лота Кафка
(из литературного ежедневника)

#
          Первые жития (легенды) о Франциске Ассизском, написаны тотчас после его смерти, когда
было в живых ещё много очевидцев его первых шагов к избранному им духовному идеалу. Но
следует уточнить,  что авторы житий мало заботились о точном установлении биографических
сведений о святом.  Ограниченное число реальных данных спровоцировало необузданные
вымыслы, с напускной благочестивостью, приукрашенной в поэтические тона,  рисующие по сути
мифологизированный облик Франциска Ассизского.  Одно лишь было достоверно: Франциск
прожил не так долго, в сравнении с другими святыми подвижниками-аскетами, – всего 38 лет.
Родился он в 1182-м, а умер в 1226-м году.  Несмотря на то, что действительный образ Франциска
закрыт от нас легендарным, в созидании которого принимала участие не только богословская
литература, но и народная фантазия, попытаемся рассказать, что он из себя представлял.

#
          Основным свойством Франциска Ассизского было живое, отзывчивое сострадание.  Как
выражался сам Франциск и те, кто входил в его так называемое  с о д р у ж е с т в о: со-мучение
(compassio). Со-мучение, но и со-радование. Фома из Челано лично видел, как святой Франциск
«подымал с земли кусок дерева и, держа его в левой руке наподобие виолы, правой водил
тоненькой палочкой, точно смычком, и, делая соответствующие движения, пел по-галльски о
Боге». Учреждение нищенствующего ордена Франциска Ассизского знаменовало собой перелом
в истории западного монашества и римской курии. Старое монашество в своём отречении от мира
возлагало на отдельного монаха обет бедности, но это не помешало монастырям сделаться
крупными земельными собственниками, а их ббатамм – соперничать в богатстве и роскоши
с епископами и князьями. Франциск углубил идею бедности на основе идеи следования Христу.

#
          Францисск, напоминая о земной бедности и бездомности Учителя Иисуса Христа, видел
назначение монаха-отшельника в апостольско-миссионерском служении. Апостол-миссионер,
внутренне  отрекаясь от мира, остаётся в мире, чтобы призывать людей к миру и покаянию.
Братья-франсисканцы так говорили тем, кто хотел учиться: «Мы скоморохи Господни и в награду
за это мы хотим от вас, чтобы вы предались истинному покаянию». А Франциск добавлял к этому:
«Что же такое слуги Господа, как не скоморохи Его, которые должны растрогать сердца людские
и подвигнуть к радости духовной?» Речь идёт о со-радовании. Laetita: радость духовная. Помните
православного подвижника-аскета святого Серафима Саровского, который приветствовал тех, кто
приходил к нему за советом о праведной христианской жизни,  – «Радость моя!»... Со-радость как
предвестница со-мучения. Крестные стигматы Франциска из Ассизи и других святых Церкви.

#
          Старое монашество соответствовало аграрному периоду Западной Европы. Но возникли
города с густым населением богатых и бедных – к ним-то и обратились ученики Франциска
Ассизского, проповедуя – одним в назидание, другим в утешение – ''бедное житие'' как идеал
евангельского совершенства. «Радуйся, царица Премудрость, Господь храни тебя с сестрой твоей,
святой и чистой Простотой. Госпожа святая Бедность, Господь храни тебя с братом твоим, святым
Смирением»,  – так говорит святой Франциск в «Приветствии добродетелям».  – Все святейшие
добродетели, храни вас Господь…». Главенствующее место среди любых  похвальных
добродетелей отводится Любви. «Любовь святая прогоняет все искушения дьявольские и
плотские и владеет умертвляемым телом своим для послушания Духу...». Читая как текст почти
фольклорные «Цветочки» Франциска Асизского, мы наполняемся светом божественной Любви.

_______________________

22 марта 2021 года