Под впечатлением от дискуссии на просторах интернета на тему: "Кто умнее? Мы, современное поколение (часть которого "готовит" нас, старшее поколение, к люстрации), либо вы — "родом из СССР".
Однозначно и закономерно, что каждое новое поколение лучше предыдущего — это связано с техническим прогрессом (изобретения, новый уровень жизни). А Дж. Оруэлл уточняет: "Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее".
Британские ученые ему вторят, выявив закономерность, по которой уровень коэффициента интеллекта (IQ) у каждого последующего поколения людей вырастает в среднем на 20 баллов (проверены и обобщены результаты тестов на IQ более 200 тыс людей в разных странах в последние 64 года, передает портал Digital Pages). Умнее — это более приспособлено чем предыдущее?!
Умнее — это обладающее большей способностью анализировать информацию и делать "правильные" выводы к действию ?!
Оп, загвоздка. Очень многие из нас слышали крылатую фразу:кто владеет информацией, тот владеет миром. В наш информационный век открытостью информации, ее объемом не удивишь (даже войны идут преимущественно информационные). Удивишь, пожалуй, тем, что эти информационные объемы, поступающие со всех сторон в голову наших детей, мозг просто не успевает откладывать в долговременную память — формируется клиповое мышление (Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы).
Заострим внимание на минусах клипового мышления: снижение способности к запоминанию, рост объема кратковременной (рабочей или еще оперативной) памяти,значительное уменьшение объема долговременной памяти,поспешность в выводах, языковой минимализм (маленький словарный запас) — отсутствие умения формулировать свои мысли, отрыв от реальности, минимум личного опыта, бедность эмоций - эмоциональный интеллект не развивается, в итоге теряется способность сочувствовать, сопереживать.
Результат - повышенная внушаемость молодого поколения. Повышенной внушаемостью пользуются политические манипуляторы, которые выводят несовершеннолетних детей на протестные акции, а фотографии Гитлера и нацистских преступников публикуются в Бессмертном полку.
Удручающий "прогресс"? Страшные, огромные потери в формировании личности по сравнению с предыдущим поколением. Становится понятен вполне оправданный скепсис старшего поколения по поводу того, что современная молодежь лучше тех, кто "родом из СССР".
Но реальность в том, что клиповое мышление — это механизм адаптации к быстро развивающимся современным информационным технологиям (защита от информационных перегрузок),в которых большая часть старшего поколения так и не сумела адаптироваться. Потому что сакральный стереотип поведения нашего поколения, освященный советскими максимами, ежели лаконично, - в любой информации должен быть один "верный ответ", который дублировал правильные мысли школьного учебника. А значит и одно "правильное" мнение, иметь свое мнение было чревато. А наши дети и внуки в этом отношении абсолютно свободны, но вот беда, не умеют анализировать плюрализм мнений и различных теорий, чтобы иметь обоснованное аргументами свое.
Эта проблема остается со времен СССР: как проанализировать и использовать информацию.
Современный человек должен решать сам:сделать свой мозг "мусорной корзиной" либо копилкой драгоценных знаний и носителем информации о личности с большой буквы. СВОБОДА ВЫБОРА!
В итоге. Современное поколение лучше нас, потому что у большинства современных молодых людей развиты мыслительные способности разных типов мышления (это характеризует глубину мышления), среди которых клиповое мышление повышает способности к многозадачности человека и быстрому схватыванию информации.
Рассуждаю об этом не по — наслышке: четверо своих детей, внуку 16 лет, а за плечами 40 лет педагогического стажа...
Фотография из свободного доступа в интернете