Иконостас Врубеля в Кирилловской церкви. Киев

Алина Алексеева-Маркезин
                Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов.
          
      Это был главный собор Кирилловского монастыря, по-видимому, призванного стать семейной усыпальницей Ольговичей — так же, как усыпальницей Мономашичей служил загородный Выдубицкий монастырь, а Изяславичей — Михайловский Златоверхий монастырь.

       Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей черниговских князей Ольговичей. В 1179 году тут была похоронена жена Всеволода Ольговича — Мария Мстиславовна, дочь Мстислава Великого.
В 1194 году в Кирилловской церкви был погребён киевский князь Святослав Всеволодович — герой «Слова о полку Игореве».

      В 60х годах XIX века во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А уже в 1880—1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, а утерянные фрагменты древней стенописи были обновлены в технике масляной живописи.

 К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко и др., а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель.

    Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года. Врубель написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.


     УНИКАЛЬНЫЙ ИКОНОСТАС КИРИЛЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ.

     1884 год. 28-летний студент Санкт-Петербургской Академии Художеств Михаил Врубель, в числе прочих, приглашен в Киев для реставрационно-восстановительных работ в Кирилловской церкви, как лучший ученик известного педагога Академии Павла Чистякова. Руководит работами профессор-искусствовед Адриан Викторович Прахов.


   Пытаясь воссоздать церковь в первоначальном виде Прахов создал проект нового иконостаса в византийском стиле.Его заказали итальянской фирме Антонио Тузини,которая имела филиал в Киеве.

    Проектируя иконостас  Прахов ориентировался на древнюю живопись Кирилловской церкви.  Колонны иконостаса выполнены из серого мрамора и опираются на чёрную мраморную основу с розовыми прожилками.
Капители колонн поддерживают мраморные арки,украшенные орнаментальной резьбой растительного характера .Выше арок розовый,видимо веронский мрамор.Завершает иконостас широкая полоса белого мрамора.Ажурные царские врата и жертвенник выполнены из бронзы.

      Иконостас украшают четыре традиционные иконы:Богородица с младенцем,Иисус Христос,по сторонам патроны храма александрийские архиепископы Афанасий и Кирилл.

    Иконы для иконостаса Кирилловской церкви Врубель начал писать в Италии. Поначалу работа не клеилась. Вместо холста художник использовал цинковые листы, но краски плохо ложились. Он написал об этом Прахову, тот в свою очередь консультировался с профессором-химиком киевского университета Реформатского, который предложил протравить металлические листы соляной кислотой. После этого поверхность стала грубой, шероховатой, краски закреплялись отлично.

      Всего за шесть недель живописец написал три иконы: святых Кирилла и Афанасия и Иисуса Христа. Для таких высокохудожественных произведений это очень малый срок. А работа над знаменитой иконой «Богородица с младенцем» заняла несколько месяцев. Прототипом для лика Божьей Матери стало лицо Эмилии Праховой, а младенец Христос написан с дочери Праховых Оли.

      С помощью использования двух контрастных цветов Врубель подчёркивает их эмоциональное состояние. Маленький Христос в ярко белом платьице,которое смотрится как нежный цветок на кроваво гранатовом фоне одежды Богородицы. Возле подножья престола розы-символ Евхаристии.В лице Марии ощущается огромное напряжение,в печальном взгляде- проявление высочайшей трагедии.

           В живописи икон и архитектуре иконостаса интересны и другие особенности.В руках Христа и святого Кирилла раскрытые книги с чистыми страницами.Святой Афанасий и маленький Иисус,наоборот,держат закрытую книгу и свиток.Иконы окружены мраморными колоннами,перевязанными высеченными из мрамора узлами,которые не имеют ни начала,ни конца.

    В христианской иконографии раскрытые книги с чистыми страницами-символ приближения Страшного суда ,а узел без начала и конца-символ вечности.В чистые листвы впишутся деяния человеческие,каждой душе будет уготована вечность,о которой напоминают узлы на колоннах.

Замечательный иконостас Кирилловской церкви, иконы для которого написал Врубель, ценный памятник скульптуры и живописи 19 века