Ёжики

Ольга Гунина-Владимирская
Опубликовано в книге
Ольги Гуниной "БУКЕТ НАРЦИССОВ. Театральные новеллы и не только..."
 г. Владимир, издательство ООО "Аркаим" 2020 г.


Вячеслав очень нервничал. Трудно было представить, как можно расстроиться после циркового представления! Оно его начинает разрушать. Надо бы собраться с силами и снова пойти на это же представление через пару дней.
Через неделю снова пришел в цирк, ко второму отделению, прямо к появлению дрессированных ёжиков. Номер был таким же оригинальным, каким он его придумал еще лет двадцать назад, почти точь-в-точь, как у него. Кто мог украсть его?
Пытался вспомнить последовательность событий. Впервые это возникло в пятом классе, когда учитель Олег Игоревич предложил написать о самом интересном, произошедшем с ними летом.
Его соседка по парте Настя тут же сообщила всем, что была за границей, на море и плавала на пиратском корабле, была захвачена в плен, но ее тут же освободила команда, в которой были папа и брат. Впереди сидящий мальчик в очках Макс, лихо прихвастывая, рассказал, как на экскурсии в горах его лошадь чуть не сорвалась в пропасть. Он смог ее удержать, зная, как управлять лошадью в экстремальных условиях. С того момента Максим стал героем. Дети выкрикивали разные страны и города, приключения и происшествия, произошедшие с ними. Славик тоже мог бы о многом рассказать.

Сочинение первое
Этим летом у нас в семье родился ребёнок. И мы не смогли поехать на море, о котором я так мечтал. Всё лето были на даче у бабушки. И там у меня произошла удивительная и трогательная история. Я удивился, встретив живого ёжика. До этого считал, что они бывают только в мультиках и сказках. И трогательная оттого, что ёжик оказался не таким колючим, когда я его погладил. Так что дальше я его трогал, что означает гладил, и ежику это нравилось. Бабушка дала мне маленькое блюдечко, которое ей было не жалко для ежика, и я наливал туда молоко. Каждый день он приходил к блюдечку, что можно считать – ко мне. Так я с ним и подружился. Это был мой единственный друг.
Через день Славик стал героем класса, потому что Олег Игоревич признал его сочинение лучшим, читать перед всем классом не стал, ограничившись кратким сообщением о друзьях-ежиках. Многие его одноклассники покрутили носиками: мол, тоже невидаль, ежики. Тогда Славик впервые поймал ощущение триумфа и отверженности одновременно! Он понял, что удивлять других, оставляя их далеко позади, очень приятно. Вскоре забыл о своем сочинении, время летело быстро, год промчался, и впереди снова каникулы!

Второе сочинение
Я снова провел лето в деревне, хотя так хотелось на море. Маленькая сестричка болеет, и врачи прописали ей наш климат. Но я радуюсь этому, потому что снова встретил своего ёжика! Он меня сразу узнал, наверное, по запаху молока, которое я налил в прошлогоднее блюдечко. И через полчаса пришел не один, а с двумя маленькими ежатами. Так мы поняли, что ежик не совсем ежик, на самом деле – это ежиха. Тут же дал ей имя Маруся, так зовут мою сестру.
Маленьких ежат не трогал, потому что бабушка напугала, будто если буду их гладить, то они примут мой запах, и ежиха откажется от них. Ежи отличают мир по запахам, потому что плохо видят. Я прочитал в интернете, и это оказалось правдой. Наверное, бабушка это прочитала раньше меня.
Вокруг были сельские  дети, и семья боялась, чтобы они не научили меня чему-нибудь плохому. Иногда я всё-таки купался с мальчиками в озере.
Когда в конце лета мы вернулись из деревни, ведь надо собираться в школу, то пошли всей семьей в цирк. Там были два клоуна – Рыжий и Белый. Они толкали друг друга, обижали и даже обзывались. Когда белый клоун спросил:
– Дети, как можно назвать Рыжего за такое плохое поведение?
Я раньше всех крикнул:
– Полное г... о.
Все засмеялись, а папа увёл меня домой.
Бабушка сразу определила, где я набрался таких слов: понятно, что на озере у сельских мальчишек. Тогда бабушка быстро решила, что надо поехать в деревню на дачу, собрать яблоки и оставить там заодно эти плохие слова. Мне тоже так показалось, что надо. Ведь я уже несколько дней не видел своих ёжиков!
Мы быстро собрали яблоки, уложили их в корзинки и приступили к ритуалу "прощайте плохие слова". Бабушка предложила мне выкопать ямку в углу сада и выплюнуть туда все плохие слова, которые я знаю. И хорошенько засыпать землёй, травой и листьями.
Когда я все так сделал и вернулся, она меня похвалила и сказала, что земля съела плохое. И меня простили.
Ежики прибежали на запах молока! Как мы радовались друг другу! Если бы было можно, я расцеловал бы их всех.

Проверяя сочинение в учительской  и столкнувшись с беспечной детской откровенностью, Олег Игоревич окончательно понял, как далеко ушло его детство с ежесекундным открытием мира для себя и в себе. Сегодняшний Игорь уже давно расстался с той наивной детскостью, которой ему как раз и не хватало в мире прагматизма, постоянного контроля и необходимостью соответствовать всем нормам и правилам взрослой жесткой жизни.
Когда-то он учился в этой школе и был самым счастливым ребенком на свете! В старших классах думал, что если бы он был директором школы, то поступил бы иначе, чем Елена Денисовна.
Неужели он  желал попасть в школьный мир, чтобы воплотить свои детские мечты? Разве это было достойно такого солидного человека, без пяти минут доктора филологии? А не ради ли того хотел ступить на дорожку своего детства, чтобы оттуда больше никуда не сворачивать? Это же, как попасть в сказку и остаться в ней навсегда!
В той школьной его жизни были живы дедушка и бабушка, папа, которых давно нет с ним рядом. Не за их ли теплом и любовью стучится он в свое прошлое? Ему показалось, что тайный его мир проявляется, как переводная картинка. На ней трудно различимое белое на белом: белый ватман на выбеленной школьной стене, белый мел  и белая манная каша в школьной столовой.
Олег Игоревич обожал школу, но сейчас работает в университете заместителем заведующего кафедрой русского языка. Был молодым ученым и любящим отцом трех мальчишек – погодок. Самому старшему было 10 лет. Двадцать лет назад окончил лингвистическую гимназию, в которой теперь учились его сыновья. У них были проблемы со здоровьем, не такие уж значительные, но все же им нужно было дополнительное внимание педагогов. Желая быть рядом с ними, Олег Игоревич взял уроки в средних классах гимназии и два года радовался такой возможности.
Елена Денисовна, нынешний директор , когда-то была его классным руководителем, понимающим и строгим. И  по его просьбе с радостью взяла его в гимназию почасовиком, с большой учебной нагрузкой, так что и зарабатывал Олег Игоревич хорошо.
Прервав его воспоминания, вошедшая в учительскую Елена Денисовна окликнула:
– Олег, здравствуй! Знаю, что тебя переводят на должность заведующего кафедрой, но ты не соглашаешься. В чем дело?
Игорь ждал этого вопроса и, как прилежный ученик, дал полный развернутый ответ.
– Дорогая Елена Денисовна, рад Вас видеть! Отказываюсь, потому что хочу работать в школе. И желательно вашим заместителем.
Директор не ожидала такой бойкости от любимого ученика.
– Приходи после шестого урока, поговорим, – и резко развернувшись, направилась из учительской.
Гимназия кипела, готовя молодые умы к новой жизни. Как в огромном котле здесь были свои повара и поварята, растопники, и те, кто не забывает подбросить дрова, походя и ловко. Елена Денисовна рассуждала, кто же пытается ее столкнуть с директорского места, в котором она находится несколько десятилетий. Получалось, что таких людей имелось предостаточно. Но так коварно разыгрывать интригу, сталкивая с ее же учеником, это подвластно очень опытному интригану. Она понимала, что этого соперничества с молодым и талантливым человеком не выдержит, проиграет своему же ученику. Конечно, хотелось поработать еще год-два, а потом уйти на пенсию, но Олег, скорее всего, сомнёт ее затаенные планы.
Олег вошел в кабинет директора школы на разговор сложный и неискренний. И только сейчас признался себе, что на самом деле хочет быть директором школы. Елена Денисовна  молча встала, показала ему рукой на кресло и, улыбаясь, произнесла:
– Теперь оно твое. Осталось только согласовать в департаменте.
Она стояла ровно, с несгибаемой статью и характером, много выдержавшая и через много прошедшая за пятьдесят лет работы в школе, с протянутой рукой своему ученику, преподав ему урок мудрости.

Третье сочинение
Из-за того, что бабушка тяжело заболела, мы снова не поехали на море и все лето просидели с ней на даче. Я радовался и стал тренировать своих ежиков. Точнее дрессировать. Нашел в Интернете книжку про Дурова, который еще чуть ли в не позапрошлом веке придумал разные фокусы с ежиками. Не буду их описывать, я же их усовершенствовал, и показал перед нашими соседями. Сельские мальчишки тут же зауважали, даже без матерных слов я среди них стал своим. А так лето было как лето, только дождливое очень …

Олег Игоревич обратил внимание на беглый, неряшливый почерк Славика, на краткость изложения, и ничуть не удивился: у семиклассника много других увлечений, более интересных, чем вспоминать ушедшее лето…
Директорствовал он уже год, со всем и всеми разобрался, договаривался, обещал, иногда выполнял, в общем, держал коллектив в своих цепких объятиях. Конфликтов не допускал, гасил он их в самом начале, любительниц посплетничать отчитывал с глазу на глаз в своем кабинете, с начальством из департамента отношения были замечательные.
Четверть за четвертью пролетел учебный год …

Четвертое сочинение
Как я провел это лето? Да, как всегда мы не поехали на море, а были на даче. Говорили, что бабушка умрет за зиму, но она еще жива. Вот и не поехали мы с ней на море!
И благодаря всему этому совпадению я полностью обжился на даче со своими ежиками, сделал им вольер и дрессировал каждый день.
Бабушка даже решила, что можно стать классным дрессировщиком, только мне нужно придумать несколько оригинальных номеров и сделать программу. Возможно, с ней я буду гастролировать по всему миру.
Надо сообщить вам, что у меня родился брат. Теперь наша семья сравнялась с семьей ежиков – нас всех по шестеро!!!

Всякий раз, читая сочинения учеников, Олег Викторович удивлялся многообразию детского восприятия жизни. К сожалению, с возрастом это проходит, и чувства изменяются, то ли угасают, то ли теряют яркость, и желания становятся все проще, предсказуемей поступки и совсем тусклыми их результаты.

Пятое сочинение
Все уехали на море, а я поехал с бабушкой на дачу. Все решили, что я вполне взрослый 14-летний мужчина, могу заняться хозяйством, ведь  у меня там ежики. И еще, я влюбился, но к сочинению это не имеет отношения.  Про любовь я мог бы много написать, но не стану. Любовь моя одинокая, однобокая, односторонняя. Я не стал говорить девушке о любви, видел, что она меня не замечает. Она впервые приехала в наш дачный поселок, жила на соседней улице. Видел ее на дискотеке и на озере, а подойти ни разу не смог. Робкий я и некрасивый, зачем собой девушку расстраивать. Как больно взрослеть … Иногда мне кажется, что ёжиком быть легче: у тебя есть иголки … Никто меня не замечает, никому в семье нет дела до меня. Только бабушка иногда приласкает, даст пирожок, поцелует, и на душе становится легче.

Взрослеть больно … Олег Игоревич невольно вспомнил себя в старших классах. Во времена его юности, не менее сложные, чем сейчас, все было по-другому. Люди жили по-иному, коллективно, а не индивидуально, как сейчас. Он еще успел побывать октябренком и пионером. В октябрятской звездочке из пяти человек он был главным, сейчас и не вспомнит, как называли такого юного вожака. В пионерском отряде, с подачи классного руководителя, его избрали командиром отряда. И было всегда весело, суетно, многолико, многообразно. Сбор макулатуры и металлолома, пионерские лагеря и песни у вечернего костра, стенгазеты ко Дню Победы и встречи с ветеранами, тематические дискуссии «А смог бы ты стать героем?» Все вместе, все друг за друга и никакой личной ответственности. Может, это оттого, что были они нужны друг другу, бегали во дворе, играли в футбол, ссорились и мирились, влюблялись и иногда страдали. А сейчас все заменяет Интернет, краткие смс-ки, смайлики и гифки и всякая прочая ерунда. Все обезличено, пусто и зыбко. Мол, вот я есть, а до тебя мне и дела нет …
Пожалуй, ему было легче, он не чувствовал так остро взросление, ему помогали родители и учителя, которые должны были воспитывать детей наравне с родителями, с которых государство и партия спрашивали сполна.
Он решил позвонить Елене Денисовне. Городской телефон нашел быстро среди учительских телефонов. Все эти годы по его распоряжению в телефонной школьной книжице печатали ее телефон. Не по алфавиту, не по рангу, а самым первым и очень лаконично – Елена Денисовна. Олег это сделал намеренно, ожидая, что лишний раз кто-то из коллег обязательно вспомнит и позвонит бывшему директору. Сам Олег звонил ей поначалу чуть ли не каждый день, потом реже, теперь изредка.
Он набрал наизусть известный номер, и Елена Денисовна тут же ответила, будто сидела у телефона и ждала его звонка. Их разговор был легким, добрым. Олег, как заботливый сын, расспросил ее о здоровье, о необходимости помощи и стал делиться школьными новостями. Она о многом уже знала: ей звонили и учителя, и родители, и бывшие ученики.
Они говорили с полчаса, и Олегу делалось на душе легче, свободней, словно там освобождалось место для чего-то нового.
Олег поделился с ней размышлениями о сочинениях Славика, о своем удивлении преданностью мальчика животным. Елена Денисовна, напротив, не разделяли его восторгов, заметив, что это скоро пройдет. Олег не стал уточнять, что именно пройдет: его восторг по поводу учеников или привязанность Славы к ежикам.

Шестое сочинение
Снова все уехали на море, надо сестричку и братика оздоравливать, а мы с бабушкой были все лето в деревне.
Наверное, мне надо поблагодарить моего учителя Олега Игоревича, который пришел к нам в пятом классе и задал сочинение на тему, как я провел лето. Тогда я стал думать о жизни. Наверное, потому что мы не поехали на море, и я нашел своих ежиков.
Теперь я точно знаю, что буду поступать в цирковое училище, стану дрессировщиком и буду с ежиками ездить по всему миру! И когда-нибудь на моем представлении будут мои учителя и сельские мальчишки, и главное – моя бабушка! А я, стоя на арене, объявлю всем, что свой первый номер с ежиками сделал, благодаря ей и летним каникулам, проведенным в деревне.
А Вы, Олег Игоревич, будете сидеть в первом ряду, вместе с бабушкой, родителями, братом и сестрой, Еленой Денисовной. Именно Вам я доверял свои сокровенные мечты!

Олег Игоревич следил по сочинениям за Славой, который так трогательно выстраивал отношения с ёжиками. Эта способность ребенка его удивила еще много лет тому назад, когда он пришел в этот класс и дал задание написать о прошедшем лете. Сама идея стать дрессировщиком казалась уникальной, прорвавшейся через годы. Слава  стал взрослым человеком со своим сложившимся мировоззрением, четким представлением о себе, своих способностях, своем предназначении и видением перспективы жизни. Нет, Олег Игоревич не был таким в его годы. Да, это другое поколение …

Выпускной вечер в гимназии шел по вечно разработанному сценарию. Выступали директор, председатель законодательного собрания, общественная палата города, священник, шестеро детей которого учились здесь же, от родительского комитета, и  Настя-выпускница – от гимназистов.
Олег Игоревич решил подойти к каждой семье и сказать добрые слова об их ребенке. Родителей Вячеслава он видел впервые и удивился, как его представления о них не совпали с реальными образами. Папа и мама были респектабельными людьми, со своей удачной, наверное, жизненной историей, которая выпирала из них и рассеивалась по залу. Олег Игоревич мог бы поставить себе двойку за интуицию, но не стал: он привык только к отличным оценкам.
– Разрешите поздравить вашу семью с окончанием гимназии Славой. Он взрослый, сложившийся человек. И, пожалуй, один из немногих моих учеников, который точно знает, кем будет.
Радость и смятение возникли у обоих на лице, и мама удивленно спросила:
– Кем же?
– Вы не знаете? Тогда пусть для вас это останется сюрпризом. Желаю благополучия вашей многочисленной семье и здоровья бабушке.
– Бабушка здорова. Она очень следит за собой. И мы отправляли её каждое лето на море, – поморщившись, произнес папа.
– Со Славиком, – живо подхватила мама, – каждое лето почти на три месяца.
Олег Игоревич растерялся, не понимая ничего:
– А остальные ваши дети были на даче?
Мама моргала часто-часто, дышала глубоко, открывала рот и не могла ничего сказать.
– Славик – наш единственный ребенок! – возмутился папа. – Вы нас с кем-то  перепутали. И с профессией Славик еще не разобрался, хотя у него есть такие возможности. Точнее, возможности у нас, ему только выбрать вуз осталось.

… Вячеслав все же пошел еще раз на представление в цирке. Гастроли цирка заканчивались, и номер с ежиками завершал всю программ.
Женщина, сидевшая рядом с Вячеславом, громко кричала «браво» и «бис», хлопала в ладоши и смеялась.
– Какой удивительный номер! Это я его подсказала своему сыну!
Вячеслав повернулся к ней. Он ее не видел никогда:
– Вы дрессировщица?
– Нет, что вы? Я программист.
– А как же вы придумали такой сложный номер?
– Ну, не совсем я, это папа Виктора ему оставил на память.
– Папа был дрессировщиком? – Вячеслав напрягся.
– Ну, да, почти был. То есть он в моей жизни был, но о рождении Вити он не знает. Как впрочем, и я не знаю, где он. Мы поссорились до того, как стало известно о появлении ребенка.
– И вы его не искали?
– Нет. Зачем? Слава – мой сын!
– И он не знает, что у него такой талантливый и счастливый сын?
– Не знает, он не достоин такого сына!
Милая уставшая женщина смотрела на него с гордостью и радостью.
– Скажите, кто рассказал вам об этом номере? – голос Вячеслава даже дрогнул.
Вопрос ее удивил, но ответила она просто:
– Не помню.
– Как не помните, ведь это же папа рассказал. Мне кажется, я знаю автора номера …
Она испуганно смотрела на него, часто моргая и тяжело дыша, сказала шепотом:
– Этот номер мне рассказала девушка в поезде, когда я ехала рожать к маме. А ей рассказал ее парень, который мечтал стать дрессировщиком ежиков, но стал бизнесменом по требованию своих родителей. Он с нею расстался из-за своих родителей/ Они расстались из-за его родителей: они были против их отношений. А Витя лет в шесть спросил, кем был его папа. Не знаю, почему я ответила, что дрессировщиком. И что папа погиб на автостраде еще до рождения сына. Ложь во благо. И сын стал мечтать, чтобы воплотить мечту отца. Ну, вроде жить за отца. Вы знаете этого мужчину, придумавшего номер?
 Вячеслав смотрел на круглый яркий ковер цирковой арены, по которому только что пронеслась каруселью его несостоявшаяся мечта.
– Да, знал когда-то. Не тревожьтесь об этом. Он давно исчез из моей жизни. У вас талантливый сын. Хотя бы ему удалось соответствовать своей мечте.
Вячеслав чувствовал, что слова никак не складываются в правильные предложения, и замолчал.
Женщина смотрела на него с изумлением.
– Это были вы?
– Это был я. Только от меня, того юного, уже ничего не осталось. Я смотрел номер несколько раз, и он гораздо лучше, чем я сочинил. Знаете, у меня ощущение, что прочел книгу о своей непрожитой жизни. Часто детская фантазия не уживается с ложью взрослых и их прагматизмом. И тогда судьба ребенка выстраивается иначе, чем он хочет. Никогда неизвестно, как будет лучше, будет ли он счастлив …
– А Вы счастливы?
Вопрос не только застал его врасплох, он сбил в нем привычную устойчивость. Живя в привычной успешности в бизнесе и легкости в отношениях с женщинами, он не задумывался, есть ли в его жизни место счастью. Всегда считал, что все нормально у него.
Вячеслав задумался и понял, что ответа у него нет.