Нефтяные фонтаны Каспийского моря

Ольга Лужбина
Мандаринка погрузилась в теплые  прибрежные волны. Ее тут же окружили маленькие рыбки. Они удивленно разевали свои огромные рты и беззвучно шлепали толстыми губами. И тут одна, самая бойкая рыбка выдвинулась вперед и сказала:

- Многоуважаемая заморская гостья! Мы видим, вы не из наших широт. Вы к нам приплыли в гости?

- Да! Я – рыбка Мандаринка и путешествую по разным морям.

-  Ой, как здорово!! – рыбки  в восторге переглянулись между собой. – А мы – бычки, самые древние  местные жители.

- Тогда вы, наверное, можете  рассказать о вашем море?

И рыбки наперебой затараторили:

- С превеликим удовольствием! Наше Каспийское море многие считают самым большим озером на планете. Правда, нам больше нравится все же называть его морем из-за огромных размеров.  Оно не соединяется с океаном, и попасть в него не так-то просто! А   путешествовать мы тоже можем, но лишь по впадающим в море рекам. И про жизнь других обитателей знаем только по картинкам в книжках… Но и у нас есть много чего любопытного! –  рыбки весело болтали и тащили Мандаринку за собой вдоль берега.

- А почему у вас вода то соленая, то пресная? – спросила она.

- Это от рек, впадающих в море. Зато у нас могут жить рыбы, которые любят и  ту,  и другую воду.

- Вот, например, как эта? – она показала на тонкую длинную полоску, плывущую мимо.

- Да! Это рыба-игла, только она еще маленькая.

Камни на дне редели. Мандаринка хотела нырнуть вглубь, но бычки остановились и замотали головами.

-  Дальше мы не поплывем. Мы живем только возле берега, здесь много камней, и лучше дома для нас не сыскать! Тебе счастливой дороги и берегись осетров!

Они помахали друг другу плавничками на прощанье, и Мандаринка поплыла дальше.   
Вдруг ее обдало черненькой струйкой, с силой бьющей  со дна моря. Она метнулась в сторону, но это ее не спасло -  она уже была вся черная с головы до хвоста.  Мандаринка попыталась стряхнуть с себя грязь, но безуспешно.

- Ах! – сокрушалась она, глядя на свои грязные плавнички. – Она не отмывается… Струя забила сильнее. Она отодвинулась на безопасное расстояние и смотрела на неизвестную жижу, поднимающуюся кверху фонтаном.

- Ср-р-рочно! Ср-р-рочно мыться! – раскатисто прозвучал голос остроносой рыбки, проплывавшей мимо нее.

- Чем же отмывать эту черноту? – крикнула Мандаринка уже ее хвосту, терявшемуся в глубине.

- Ищи мыльное дерево!.. – неслось из синеющей глубины.

- Мыльное дерево? Где же я буду его  искать? – удивилась она.

На ее счастье рыба никуда не торопилась. Она услышала Мандаринку и,  остановившись, уже сама поджидала ее.

- Так-так-так… - сказала она. – Неместная?

Мандаринка вздохнула и помотала головой.

- Интер-р-ресненько, - снова сказала остроносая рыбка.

- Я у вас тут впервые, - грустно ответила она. – И вот я в чем-то испачкалась,  а вы знаете, как эту черную жижу можно отмыть. Помогите мне, пожалуйста, отыскать это дерево.

- Это не простое дерево, оно мыльное! – остроносая рыбка подняла вверх плавник. – Хорошо,  я тебе помогу.   Поплыли на мойку, а по пути я тебе все расскажу.

- У нас  самое гостеприимное море! - продолжил Остронос свое повествование. –Да-да! Вижу твое недоумение! Конечно, приходится уворачиваться от осетров или от таких вот фонтанов, - Остронос улыбнулся. - Мы их называем нефтяные вулканы. Но все же от черной жижи мы нашли спасение,  и по берегам у нас везде организованы мойки. Да ты сейчас все сама увидишь!  Поберегись! – вдруг крикнул Остронос и кинулся вниз, быстро скрывшись во впадине.

На них надвигалась большая рыба с длинным носом! Мандаринка не смогла вовремя спрятаться, потому что стала неповоротливой от черного слоя нефти, налипшей на нее. И только  широко раскрытые голубые глаза выдавали в ней рыбку. Ой-ой-ой, что же делать?!. Она зажмурилась…

И  рыба проплыла мимо Мандаринки, не обратив на нее ни малейшего внимания. Она перевела дух и приоткрыла глаза.

- Это и есть осетр, - шепотом сказал Остронос, вылезая из укрытия. - Удивительно, как он тебя не увидал? Хо-хо! Да ты вся черная, вот почему!

Они поплыли дальше. Вода становилась все теплее и приобретала желтоватый оттенок от придонного  песка. Стало понятно, что они приплыли к берегу.

- А вот и наша мойка!

Рыбки всех мастей и размеров купались в пене на мелководье. Одни  еще только намыливали  свои черные бока, другие уже полоскались рядом, взбивая хвостом пену и поднимая со дна желтый песок.

- Выбирай местечко удобнее,   сейчас я тебе принесу орешков! – с этими словами Остронос нырнул в прибрежную траву.

Прямо над самой водой нависли ветви какого-то зеленого дерева с кругленькими маленькими шариками на  них. Это и было мыльное дерево.

- А вот и я! – Остронос держал в плавниках несколько коричневых орешков и пучок травы. Он потер орешками траву, и она запенилась.

- Держи! Отмывайся!

Мандаринка слегка потерла свой черный бок.

- Ой-ой-ой! Щекотно как!

- А ты пой! – подсказала Камбала, отмывающая свой хвост неподалеку. – Я всегда так делаю, - она подмигнула Мандаринке сразу двумя глазами.

  Мандаринка вспомнила веселую песенку и стала ее напевать. Вскоре ее подхватили все рыбки, и из пены далеко разлеталась задорная мелодия. Через некоторое время на боках проявился ее настоящий цвет. Мандаринка оказалась ярко-голубой с оранжевыми полосочками по бокам.

- Ого, какая ты красивая!.. – воскликнул Остронос. - Теперь можно снова с тобой познакомиться! Остронос! – чуть поклонившись, представился он.

- Мандринка! – ответила она  шуточным реверансом и подумала, как хорошо, что все хорошо закончилось.

А иначе и быть не могло, потому что из любой, даже самой неприятной ситуации всегда можно найти выход. Стоит лишь немного подумать, и он непременно найдется.