Торжество православия

Игорь Кон
На небольшой скамье, прямо напротив церковной лавки, сидела женщина. Ноги прижаты к сумкам, руки на коленях, в глазах тревожная пустота. Я по хозяйству управлялся. Как она прошла в притвор не видел. Да если бы и видел, мало ли народу к концу службы в церковь приходит? Свечку к иконе поставить по дороге с работы домой; книжку в лавке купить; с батюшкой поговорить, если, конечно, удастся встретиться с ним по окончании.... Но эта женщина пришла сюда явно не за свечками.
Заведующая лавкой перехватила мой взгляд и еле заметным движением головы кивнула на посетительницу, мол, проблема. Присмотрелся к гостье внимательней: одежда хоть и бедненькая, но чистая, по сезону. Лицо не пропитое. Специфический запах отсутствует. Явно не с теплотрассы тётка. Тогда в чём проблема? Подошёл, спросил в пол голоса:
- Извините..., вы ждёте кого-то? - Мимо нас уже потекли к выходу, после целования креста, первые прихожане. День будний, народу на вечерней немного.... - Служба окончилась, церковь закрывается, поэтому....
- Мне ночевать негде. - Тихо сказала женщина не поднимая глаз. - Я из деревни к сестре приехала. Дома никого..., это здесь, недалеко..., телефон не отвечает, а города я не знаю..., совсем. Можно я у вас заночую? А уж завтра обратно....
Это да, это проблема. Оглянулся на заведующую, она пожала плечами. Ну некуда, действительно некуда нам девать таких вот "паломников" поневоле. Строительство собственного гостевого домика - в далёкой и призрачной перспективе..., Храм вон никак достроить не можем. А больше куда? В сторожку мою? Так там печку подтапливать надо каждые два-три часа, да и мне тогда деваться некуда будет. Только что в трапезной, на лавках....
Позвонил настоятелю. Нет благословения: "Ну что ты Егор, как маленький. Сам что ли не понимаешь? Никого на территории, кроме тебя и собак, ночью быть не должно".
Приюты какие-нибудь? Так ты их ещё найди попробуй. Да и отдельная это вообще песня. Непросто там всё, с этими приютами....
Подкинул угля в пЕчи, задал кроликам и козам сена, собак накормил.... Зимой рано темнеет. Ещё семи часов нет, а уже хоть глаз выколи.
Включил наружное освещение, закрыл заднюю калитку, потом центральные ворота, оставив для прохода небольшую дверцу....
Из всего церковного персонала, кроме меня, одна уборщица осталась, Лидия. Маленькая женщина, немногим за шестьдесят. Скромная, тихая, работящая, практически незаметная. Появлялась под занавес, тихонько стояла в уголке, в ожидании окончания Литургии, а когда последние прихожане закрывали за собой входную дверь, молча доставала нехитрые свои моющие принадлежности и принималась за уборку.
Как часто она причащалась - не знаю. Сам ни разу не видел.

- Ну что ж вы? Чего сидите-то? Никак вам у нас ночевать нельзя. Ведь говорил уже....
Женщина, как и часом раньше, всё так же сидела на скамейке, прижав ногами к ней свои нехитрые баулы и держа руки на коленях. Только пальто расстегнула и тёплый платок с головы сняла.
- Я с ней вот.... - Женщина показала на Лидию. - Мы вместе.... Дождусь. Сказала проводит....
- Ничего-ничего, Егор. Я провожу. - Не отрываясь от швабры кивнула мне уборщица.
- Ну ладно.... Раз так, хорошо, ждите. Чаю вам налить?
А что я ещё могу для неё сделать? Как помочь? Сказано - нельзя. Мне ещё и за чай с печенюшками влететь может, чего это ты, мол, посторонних людей угощаешь? А может она заразная какая-нибудь....
"Ну-ну, не прибедняйся. - Проснулся вдруг внутренний голос. - Что значит помочь не можешь? Ещё как можешь. Жене позвони, пусть такси вызовет с вашим обратным адресом. Ей ночь только пережить. В зале, на диванчике. Есть место".
Да какое место? Все комнаты проходные.... А вдруг упрёт чего-нибудь?
"Ох и насмешил.... Чего у вас красть-то? Ни денег, ни золота, ни бриллиантов, тем более. Стиральную машину утащит? Ты сам-то её поднимешь?"
Ну..., не знаю. Никогда у нас вот так-то не случалось. Друзья, знакомые, родственники ночевали, конечно, и не раз, но чтобы совершенно незнакомого человека приютить.... Такого не было. Как это вообще? Небогато живём, но какая-то зона комфорта существовать должна.
"Так вы ж православные! Мало того - христиане. Забыл? Ночлег нуждающемуся дать то же самое, что Христа приютить. В Библии написано. Тебя когда к ответу призовут, ты ТАМ про свою зону комфорта рассказывать будешь?"

- Егор, мы уходим. Закрывайся иди....
Я очнулся. Надо мной, в чёрном, затянутом облаками небе, светился золотом крест в виде якоря, подсветку недавно установили. В руке телефон, по которому я так и не позвонил.

- Лидия, а вот три дня назад вы с женщиной уходили. Ей ночевать негде было.... Помните?
Всё шло своим чином. Дежурства мои, сутки через трое. Службы, как положено. Лидия, как обычно тихая и незаметная, по вечерам со своими щётками и шваброй.
- Так я её к себе отвела. Покормила, спать уложила, утром на автобус отправила.... - И дальше, линолеум натирать.

У многих потом спрашивал, как бы поступили они в этом случае. У прихожан, у служащих.... К Причастию каждую неделю, молитвенные правила каждый день, пение на клиросе.... Ни один из опрошенных выходить из своей зоны комфорта не рискнул.