Я. Лович Враги

Сергей Сиротин
Я.Лович "Враги"
(Другая литература)

    Автор представляемой книги Яков Львович Лович (Дейч) родился в семье ближайшего сподвижника первого русского марксиста Г.В. Плеханова. Он писал о себе: «Я сын правого социалиста (плехановца) Л.Г. Дейча никогда не разделял его убеждений, что, как мне кажется, и доказал, пойдя на войну и борясь за Родину». Лович (Дейч), как и многие, со студенческой скамьи, из Московского университета, попал в «студенческий батальон», окончил школу прапорщиков, воевал на фронте в первую мировую, затем  вступил в армию А.В. Колчака, а после ранения служил следователем при военно-полевом суде и занимал должность прокурора по политическим и уголовным делам. Позднее, оказавшись в Харбине, стал заниматься литературой.
Его книга «Что ждёт Россию» была переведена на многие языки. Но особое место в его, довольно объёмном, творческом наследии занимает произведение «Враги» – об инфернальных событиях в городе Николаевске-на-Амуре, где под руководством красного партизана Якова Тряпицына в 1920 году был стёрт с лица земли вместе с жителями старинный русский город. Именно там во всей полноте проявились все грани геноцида как большевистского новоизобретения ХХ века, которое затем напрямую унаследовали все борцы за очень светлое будущее, начиная от великих кровопийц сороковых, до кампучийского маньяка Пол Пота,   соратниками которого было применено при массовых казнях даже то же самое оружие – дубины для оглушения крупной рыбы. Только тряпицинские уголовники бросали трупы в реку, а полпотовцы даже закапывали, по-видимому, реки не настолько полноводны, как у нас.   Лович вспоминал о своём посещении того места: « В начале лета 1922 года (тогда ещё существовала буферная Дальневосточная Республика) судьба забросила меня в Николаевск-на-Амуре. Чёрная, страшная равнина, утыканная печными трубами, грудами кирпича, ржавого кровельного железа, горелые брёвна… Я был на фронтах Великой войны и гражданской бойни, видел много страшного, но о таких ужасах, какие вытерпели эти люди, я никогда не слыхал».
Книга написана не только по фактам собственных наблюдений и бесед с выжившими, но и на основе дневниковых записок Константина Александровича Емельянова, пережившего события и потерявшего сына, в прошлом судебного следователя (позднее, в тридцатые годы расстрелянного). Была добита, и перестала существовать ещё одна российская семья. А сколько их было уничтожено на просторах большой страны люмпенами, ведомыми идейными Тряпицыными, идеям и деяниям которых до сих пор нет никакой нравственно-юридической оценки.
Как раз о насильственном разрушении и изживании одной большой семьи, созданной, когда-то прочно осевшим на Дальнем востоке, бывшим политическим ссыльным Николаем Ивановичем Синцовым, и поведал в своём произведении «Враги» Я. Лович.
В нём ставится до сих пор нерешённый в общественном сознании вопрос, должен ли убийца и выродок, какими бы высокими лозунгами он не прикрывался, отвечать за свои зверства.  И автор, и его герой, бывший поручик, затем харбинский литератор Полунин по-военному чётко отвечают: обязан получить воздаяние по делам своим, несмотря ни на что.   
А посмотришь по самому всеохватывающему «искусству»   наши родимые киноужастики и долгоиграющие сериалы собственного изготовления по голливудским лекалам и радуешься, выплывая из созданных художественным сознанием рек крови и грязи, –  вот один получил по заслугам, вот второй, но зрителю тут же прямо и без метафорических наворотов объясняют и показывают, что всё это мелкая преступно-несчастная рыбёшка, а тот, кто вырос в огромную зубастую, даже не акулу, а щуку, и не просто выплыл, а хорошо устроился посреди управляемой демократии. И подаётся сие варево с пиитетом, придыханием и демонстрацией красивой жизни и всяких иных утех облагородившегося и утончённого кровососа, наконец, далее по сюжету идёт демонстрация  многоэтажной с бассейном хазы, норы удачливого пахана где-нибудь в Подмосковье или ещё хлеще, на кипрско-испанском берегу, где он пестует сопливую гвардию будущих убийц, обалдевших, как и большинство, мягко выражаясь, молодых зрителей от прелестей такого несказанно красочного и содержательного образа жизни. И в язык уже всё люмпенское благополучие проскочило, все эти слова из кинопродукции: крутые, бригады, мочить, зелень и хавка, а также стрелки с быкующими шестёрками – и тому подобное лексическое буйство камерной терминологии.   
А фильмы, якобы прославляющие МЕНТОВ всех оттенков и разрядов, на мой взгляд, больше демонстрируют хоть короткую, но яркую, по меркам ударенных головой о всеобщее наше образование недоростков, жизнь героев – подонков, которым повезло не попасться, зато  мол пожили…
Кроме того, последнее, необходимое замечание. Если образцами изображения романтически-правильной или неправильной жизни, судя по самому массовому пропагандисту и воспитателю, стали хорошие и бедные менты, с человеческим лицом и без оного, т.е. в масках,  но тоже, не всегда и кое-где, которые во всех сферах и закоулках бытия ловят и пресекают днём и ночью, без отдыха и сна «организованную преступность», и мафия, подгаживающая даже любимым обывателем, всеведующим нашим Шерлокам, где остальные персонажи – свидетели и потерпевшие, к коим, судя по экрану, наши ловильшики тоже относятся как к враждебным, вечно мешающим следствию субъектам, то возникает даже не из головы, а откуда-то из утробы гадкий вопрос: «Где же мы живём? И сам по себе наплывает из подсознания простой ответ.
– В тюрьме… Это и есть результат долгой и даже продолжающейся героизации преступников ещё той, первой уголовно-классовой волны, преступников и убийц, прикрывавшихся социальными лозунгами и определявших срок человеческой жизни по состоянию пролетарского чутья. Чего же мы хотим сегодня во времена  всеобщей бригадизации и бумеризации.
Есть и ещё вопрос, возникающий неспроста: «Зачем нужно так настойчиво запугивать народонаселение, подолгу  и назойливо показывая прямых потомков тряпицыных – это для чего-то же нужно?». 
В произведении «Враги» много места отведено людям и событиям, напрямую связанным с КВЖД и вообще русской эмиграции в Манчжурии, жизни на китайской территории, тогда ещё русского города Харбин. И многое становится понятным задним числом, когда прочитываешь эти страницы. Поэтому мне приходится всё больше убеждаться, что ничему и никого не научили истинные уроки подлинной трагической русской истории, а тем более уроки истории, построенные на препарировано-лживых школьных программах.
 
С.М. Серотян 27.02. 2008.