Как мы стали людьми

Петр Лопахин
       1.

       Час зачатья я помню неточно —
       Значит память моя однобока,
       Но зачат я был ночью, порочно
       И явился на свет не до срока.

       Я рождался не в муках, не в злобе:
       Девять месяцев — это не лет!
       Первый срок отбывал я в утробе —
       Ничего там хорошего нет.
       Владимир Высоцкий. Баллада о детстве. (1975)


       Сколько себя помню, я был всемогущим. Всегда.

       В самых ранних своих воспоминаниях я – человеческий детеныш, живущий в человеческой семье. Правда, совсем необычный детеныш, да и семью обычной назвать нельзя. Все кругом подчинялось моей воле. Мои родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, друзья, знакомые и незнакомые люди, звери и все что угодно другое было именно таким, как мне хотелось, и всего было ровно столько, сколько хотел я. Если кто-то или что-то надоедало мне, Я избавлялся от этого – заставлял исчезнуть. Случалось, что уничтожив, таким образом, кого-нибудь из близких, я скучал без него и возвращал его из небытия. Шло время (а если я того хотел, то и не шло или вообще двигалось в обратном направлении), круг моих интересов расширялся, жажда знаний росла. Бывало, что для утоления этой жажды я отрывал своим домашним руки, ноги и головы, вынимал внутренности, сдирал с живых кожу, сжигал на костре. Дети жестоки, понаблюдайте, как ваши чада обращаются со своими игрушками, и вы поймете меня. После я создавал утраченных родственников заново, все равно, что покупал новые игрушки взамен сломанных. Вскоре я наигрался и все выбросил на помойку, точнее утилизировал, заставил исчезнуть – дематериализовал: родственников и друзей, весь окружающий мир и даже самого себя (точнее свое тело) и оказался в нигде.

       В нигде – это вне пространства и времени. Здесь не было никого и ничего кроме моего пытливого ума, алчущего новых познаний. Из ниоткуда он впитал в себя всю возможную и невозможную информацию (бесконечное множество). Не спрашивайте, как можно впитать что-то оттуда, где ничего нет. Для всемогущего возможно все. Овладев теоретическими данными, я стал закреплять их на практике, то есть испытывать все на себе.

       Я прожил огромное количество всевозможных жизней. Поочередно я материализовался в самых различных формах жизни, от самых простейших организмов до высших млекопитающих и не только. Мне удалось побывать в шкуре всех возможных и невозможных тварей. От Амебы обыкновенной до различных вымышленных фантастических существ. Я пожирал, меня пожирали.  Я убивал, меня убивали. Много-много раз.

       После я стал проживать человеческие жизни. В разное время мне довелось побывать всеми, кого только можно себе вообразить.  От Адама до Гая Монтэга и многих ему подобных. От храбрейших героев до подлейших негодяев, от святых до самых отъявленных грешников, от величайших правителей мира до самого ничтожного отребья. Был я:  Иисусом, страдавшим за грехи всего человечества, и Чингисханом, отнявшим шестьдесят миллионов жизней; святой Меданой, соблюдавшей целибат, и Геркулесом, оплодотворившим за одну ночь сорок девять дочерей царя Феспия, и Валерией Мессалиной, удовлетворившей за одни сутки похоть пятидесяти мужчин; трудолюбивым Стивом Балмером, и Ильей Ильичом Обломовым, и многими-многими  другими.

       Наигравшись человечеством, я стал создавать новые, ранее никому не ведомые миры . Джон Толкин и Джордж Мартин, Джордж Лукас и Ханс Гигер, Фрэнк Герберт и Говард Лавкрафт, Ли Бардуго и братья Стругацкие позавидовали бы моей изобретательности и прозорливости, а узнав о том, что мои миры существуют не на бумаге или экране телевизора, о том, что мои вселенные вполне реальны, в них можно окунуться с головой, жить, радоваться, мучиться и умирать, эти люди сошли бы с ума от восторга и удивления. Постепенно и эта забава мне наскучила. Созданные миры были уничтожены подобно всем прочим моим игрушкам.

       Настало время сделать следующий шаг, совершить нечто безумное. Я решил восстать против собственного всемогущества, уничтожить его, низвергнуть, отправить в небытие. Это желание овладело мной полностью, стало моей идеей фикс.
       Долой всемогущество!
       Долой тотальную власть!
       Долой всемогущего!
       Долой меня!

       Ничего нет, только кромешный мрак. Никакой воли. Никакой мысли. Черная пустота.

       Я очнулся лежа на гладком каменном полу в луже холодной воды. Я – лысый голый мужчина, судя по всему, молодой. Встал и огляделся. Нахожусь внутри какого-то огромного сооружения. Повсюду идеально ровными рядами стоят большие прозрачные шары, внутри которых в невесомости повисли обнаженные человеческие тела. Мужчины и женщины молодые и красивые бледные и начисто лишенные, какого бы то ни было волосяного покрова. Их глаза закрыты, они похожи на спящих кукол. Терракотовая армия, только каждый воин не статуя, а живой человек, голый, помещенный внутрь стеклянного шара. Вот кем (или чем) я был раньше! Вот что делало меня всемогущим божеством! Прозрачная сферическая оболочка! Разрушенная мною она превратилась в воду. Непостижимо! Я прикоснулся к ближайшему из шаров. Он твердый, похожий на стеклянный, но ладони от прикосновения стали влажными, вероятно это вода в каком-то неизвестном мне состоянии. Пожалуй, человека, находящегося внутри, невозможно извлечь оттуда никакими средствами, лишь он сам способен разрушить свою оболочку.

       Пора выбираться отсюда. Я пошел между рядами, нужно найти выход. Через несколько сотен метров передо мной возникла зеркальная стена, в которой отражался я и неисчислимое множество шаров с их обитателями. Двинулся вдоль стены и спустя некоторое время нашел в ней проем, шагнул в него и в ту же секунду оказался совершенно в другом месте – у подножия высокой скалы, подле которой раскинулся широкий лес, вдали голубыми водами сверкало озеро. Осмотревшись вокруг, я понял, что сооружение, покинутое мною не имеет входа, выйдя из него, вернуться назад невозможно.


       2.

       Не судьба меня манила
       И не золотая жила,
       А широкая моя кость
       И природная моя злость.
       Владимир Высоцкий. Песня Рябого. (1968)


       С интересом рассматривая все на своем пути, мужчина пробирался через лес по направлению к озеру. В ветвях деревьев летало множество птиц. В траве под ногами копошились насекомые. Найдет  ли он съедобные плоды? Пресная ли вода в озере? Водится ли там рыба? Еще никогда его так остро не донимали жажда и голод. Озеро оказалось пресным. Утолив жажду, наш герой принялся искать пропитание.  Неподалеку от берега росли банановые деревья. Не бог весть что, но за неимением лучшего сойдет и это. Подкрепившись недозрелыми бананами, он прилег в тени пальмовых листьев. Живут ли поблизости люди? И вообще, живут ли теперь люди, или все они заперты внутри стеклянных шаров?

       Немного передохнув, мужчина занялся постройкой убежища. Свой первый дом он сделал из сухих палок и пальмовых листьев. Для добычи более прочных материалов нужны были инструменты.

       Ночевка в шалаше – то еще удовольствие. Свернувшись клубком, на ложе из пальмовых листьев наш герой силился уснуть, но ничего не получалось. Со всех сторон на него наползали и налетали насекомые: кусали, жалили, жгли, щекотали. Лишь под утро покрытый волдырями и расчесами он смог забыться. Добыча огня – задача первейшей необходимости, не то эти твари сведут в могилу.

       Облазив близлежащие скалы, он натаскал к своему жилищу множество черных блестящих камней, похожих на кремний. При ударе друг о друга они высекали искры. Это давало некоторую надежду на успех. Было собрано большое количество сухих веток и сухих листьев, высохшая трава размята и измельчена до тончайших волокон. Ценой неимоверных усилий и нескольких разбитых пальцев появилось пламя. Кстати, наш герой с удивлением обнаружил, что у него нет ногтей. Что он за существо такое? Без волос. Без ногтей. Кто он?

       У входа в шалаш тлел костер, а внутри все было окурено дымом горьких трав. Насекомые отступили, и пусть вчерашние волдыри еще зудились, а кожа на спине, голове и плечах страдала от солнечных ожогов, мужчина спал вполне сносно.

       Пройдет время и он смастерит первые каменные инструменты: рубило и наконечники для дротиков. Острогой станет добывать рыбу из озера. В горных пещерах найдет соль, что позволит делать запасы вяленой рыбы. Место шалаша займет плетеная хижина обмазанная глиной. На голове и лице проклюнутся волосы, а на пальцах рук и ног – ногти.


       3.

       Не славы и не коровы,
       Не шаткой короны земной —
       Пошли мне, Господь, второго, —
       Чтоб вытянул петь со мной!

       Прошу не любви ворованной,
       Не милостей на денёк —
       Пошли мне, Господь, второго, —
       Чтоб не был так одинок.

       Чтоб было с кем пасоваться,
       Аукаться через степь,
       Для сердца, не для оваций,
       На два голоса спеть!
       Андрей Вознесенский. Пошли мне, Господь, второго. (1972)


       В горном ущелье, на высоких сочных травах паслось стадо буйволов. Несколько сотен килограммов мяса в каждом. Человек наблюдал за ними стоя на краю обрыва. Проявив смекалку, он вполне смог бы убить одного из этих гигантов. Но что делать с такой кучей мяса? Сколько способен съесть один человек?  Два килограмма? Или три? Несколько килограммов сможет засолить и потом завялить. Все остальное протухнет. Нет, нельзя портить такое количество еды. Это варварство! Пора возвращаться в свою хижину. Рыба уже в горло не лезет, а когда постоянно ешь бананы, кокосы и прочую тропическую дрянь, расстраивается кишечник. Найти бы каких-нибудь орехов.

       Лежа на постели из сухих пальмовых листьев, мужчина смотрел в потолок. Он живет здесь уже полгода. Об этом ему сегодня поведали сто восемьдесят пять вертикальных палочек, нарисованных углем на коре большого дерева. Полгода! А сколько лет было проведено в капсуле? Двадцать? Пятьдесят? Сто? Тысячу? Десять тысяч? Умея разговаривать на тридцати человеческих и восьми языках фантастических существ, он мог говорить лишь с самим собой. Неужели одиночество – его судьба? Человек поднялся и зачерпнул глиняной плошкой воды из глиняной емкости. Некоторое время назад он  занялся изготовлением примитивной керамической посуды. Необходимо научиться делать какое-либо подобие вина, пива или браги. Порой очень хочется забыться.

       Как делают банановое пиво? Очень просто! Спелые очищенные бананы замешивают до мягкого состояния. Из полученной массы отжимают сок, который разбавляют водой. Затем добавляют измельченное, слегка обжаренное Сорго.  Полученную смесь оставляют бродить не менее двадцати четырех часов. После чего напиток фильтруют. Все. Можно пить. Банановое пиво весьма крепкое, в среднем около восьми градусов.

       Для пива нужна посуда. За несколько дней мужчина вылепил и обжег большое количество глиняных сосудов: емкость для приготовления бананового пюре, плошку для обжаривания Сорго, большие горшки для брожения и для готового напитка. Вскоре пиво почти полностью заменило ему воду. Наш герой стал алкоголиком.

       Дни помчались значительно быстрее. Главной заботой теперь стала не добыча пропитания, а то, чтобы выпивка никогда не заканчивалась. Кто-то однажды сказал: «Зачем нам хлеб, если у нас есть вино?». Нарвав утром спелых бананов, в середине дня он ставил бродить свежую партию напитка, а к вечеру засыпал в своей хижине в стельку пьяный.

       В это утро произошло что-то крайне необычное, что-то из ряда вон выходящее. Человек чувствовал это. Несмотря на похмельный туман в голове и на нестерпимую сухость во рту, его не покидало предчувствие некоего судьбоносного события. Выйдя из хижины, он как обычно пошел умываться на озеро. Промыл свои оплывшие от обильных возлияний глаза. Тщательно отмыл усы и бороду от засохшего на них бананового пива. Нечаянно его взгляд упал на подножие той самой скалы, от которой он сам пришел сюда несколько месяцев назад. Там что-то двигалось. Что-то большое и ни на что не похожее. С неимоверной быстротой мужчина забрался на толстое ветвистое дерево на стволе, которого он ставил отметки о прожитых днях, и, ладонью прикрыв глаза от солнца, замер на несколько минут, пристально изучая непонятный объект. Потом плавно опустился пятой точкой на основание толстой ветки, обхвати руками голову и заплакал. К озеру шли люди. Несколько сотен нагих безволосых мужчин и женщин.

       На большом камне стоял бородач с курчавой шевелюрой на голове. Подле него полукругом расположились бывшие обитатели прозрачных шаров.
       – Здравствуйте, люди! Сегодня один из самых знаменательных дней, когда-либо бывших на этой планете. То, что произошло – настоящее чудо! Каждый из нас был всемогущим божеством и добровольно отказался от своего всемогущества. То, о чем наши далекие предки не могли помыслить в самых смелых своих мечтах, мы презрели и выбросили на помойку как негодную вещь или испортившуюся еду. Теперь нам предстоит прожить обычную человеческую жизнь. То есть горевать и радоваться, преодолевать различные трудности и переживать периоды рассвета, страдать от болезней и в конце концов умирать. 

       Мы здесь, друзья, потому, что всех нас призвал бог. Единственный настоящий и истинный бог, имя которому – Жизнь! Воздадим же ему и устроим пир в его честь!

       В здешнем лесу растут бананы, кокосы и много других тропических плодов, в озере полно рыбы, но сегодня особенный день, поэтому мы будем есть мясо!

       Пятьдесят мужчин пойдут со мной на охоту, остальным предстоит изготовить корыта, в которых мы будем  мариновать мясо, насобирать лимонов для маринада и дров для костра.

       Группа охотников, вооруженных длинными заостренными шестами, сумела отделить несколько буйволов от стада и погнала их туда, где ущелье становилось наиболее узким. Там заблаговременно была выкопана яма, на дне которой установили острые колья. Ловушка сработала. Попавшемуся быку в горло вонзили копье с широким каменным наконечником, и когда тот истек кровью, при помощи кремниевых ножей с него сняли шкуру. Потом каменным рубилом тушу разделили на части и перенесли на берег озера.

       Наступил вечер. Темноту прорезали огни нескольких десятков костров. Над землей плыл аромат изжаренного на углях мяса. Люди сидели вокруг костров и поедали плоть убитого животного, запивая молоком кокосовых орехов. Бородатый мужчина извлек все свои запасы бананового пива и разливал его в опустевшие кокосовые скорлупы. Народу было очень много и на долю каждого едва приходилось несколько глотков. Но это было не важно, наш герой был счастлив тем, что всех угостил своим драгоценным напитком.

       Постепенно ужин перешел в оргию. Проведшие много тысяч лет в одиночестве мужчины и женщины одаривали друг друга лаской и нежностью. В их душевной и телесной близости не было и не могло быть места ни ревности, ни собственичеству, ни стеснительности, потому как никто из них пока не имел даже своего имени.


       4.

       Вот твой билет, вот твой вагон
       Все в лучшем виде: одному тебе дано
       В цветном раю увидеть сон
       Трехвековое непрерывное кино.

       Все позади – уже сняты
       Все отпечатки, контрабанды не берем
       Как херувим стерилен ты
       А класс второй – не высший класс, зато с бельем.

       Вот и сбывается все, что пророчится
       Уходит поезд в небеса – счастливый путь!
       Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
       Не умереть, а именно уснуть.
       Владимир Высоцкий. Баллада об уходе в рай. (1975)


       Одни считают, что это началось с пандемии COVID-19 в 2020 году, когда подавляющее большинство людей, на собственной шкуре испытало все тяготы и неудобства самоизоляции. Другие утверждают, что начало было положено раньше, когда широкое распространение и всеобщую доступность получила такая вещь, как Всемирная паутина или Сеть интернет. Эпидемий в дальнейшем разразится очень много. Каждая последующая была стремительнее и смертоноснее всех предыдущих. В то же время технологии развивались с невероятной доселе быстротой. Компьютеры, смартфоны и многие другие, последующие за ними гаджеты становились все мощнее и совершеннее. Когда для выживания потребовалась абсолютная самоизоляция, человечество оказалось к этому готовым. Люди переселились в так называемые Умные дома. Такое жилище способно обеспечивать своих обитателей едой, питьем, воздухом, информацией и чем угодно другим, так же оно предохраняло их от всех возможных болезней кроме старости. Да, жители Умных домов старели и умирали, как и их предки.

       Но наступил день, когда светлые умы ученых явили миру изобретение, которому было суждено упразднить такое понятие, как старость и победить смерть. Этот новый гаджет называли Капсулой всемогущества, Божественной оболочкой или Яйцом судьбы. Оплодотворенная яйцеклетка – зигота помещалась в прозрачную оболочку, где подобно тому, как в материнской утробе развивалась, но не до девяти месяцев, а до двадцати лет. После чего телесное развитие останавливалось (волосы и ногти у таких людей не росли потому, что эти части тела нуждаются в постоянном подрезании), а умственное и духовное могло продолжаться бесконечно долго. Пока человек пребывал в виртуальной реальности, а именно в ней он и находился, потому, как Капсула всемогущества имела бесконечно огромную базу данных подобную Сети интернет,  его тело не старело и не умирало. Более того, Божественная оболочка делала своего обитателя всемогущим, выполняла все его прихоти, помогала осуществлять любые замыслы. Снаружи оболочка совершенно неуязвима, никакие силы не в состоянии разрушить ее. Только лишь сам обитатель Капсулы всемогущества способен уничтожить ее усилием воли.

       С момента изобретения Божественной оболочки человеческие дети перестали рождаться на свет. Теперь их местом обитания были Яйца судьбы. По всей планете было устроено множество замаскированных бункеров, внутри каждого из которых находилось около двухсот тысяч Капсул всемогущества.

       Последний обитатель Умного дома скончался в 2800 году, а первый человек, вылупившийся из Яйца судьбы, появился на земле много тысяч лет спустя. Очень немногие люди покинули свои оболочки: алчные, властолюбивые и ленивые остались в них навсегда, или, по крайней мере, до тех пор, пока не избавятся от своих пороков.