Боязливость и страхования. Пути освобождения

Валентина Ульянова
Боязливость, навязчивые страхи – это сейчас явление почти всеобщее. Чего только мы не боимся, мучая страхами и опасениями себя и других. Между тем, у христианина такого быть не должно.

«Будьте мужественны» (1 Кор. 16, 13) – говорит апостол. «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души»  (Евр. 10, 38-39). 

«Боязливых же и неверных… участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21, 8) – предупреждает Слово Божие.

Господь порицает тех, кто «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13, 5), (Пс. 52, 6). Свт. Василий Великий пишет, толкуя эти слова: «Весьма много способствует совершенству — страх с умом, страх не ко всему и не такой, какой имеют те, которые при всяком шуме приходят в испуг; ибо таких то и укоряет псалмопевец».

«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12, 4-5) – говорит Господь, научая христиан добродетели страха Божия и одновременно – мужеству перед любыми искушениями и обстоятельствами.

Эти две добродетели неразрывно связаны, чему учат, как будет показано ниже, святые отцы. Добродетель страха Божия, доверия Его промыслу рождает мужество, мир души, помогает в очищении от всех страстей. И напротив, тот, кто маловерен, не полагает всей своей защиты и жизни в Боге, а подчиняется и служит своим страстям, - малодушен, боязлив, суеверен.

Святые отцы относят боязливость к грехам, нуждающимся в покаянии и исцеляющимся покаянием, смирением себя, борьбой со страстями, от которых появляется боязливость: гордость, тщеславие, самомнение, высокоумие, неправильный подвиг, мнение о себе, надмение, малодушие, недоверие милости Божией и Его промыслу.

Преп. Иоанн Лествичник называет этот грех «дщерью неверия и порождением тщеславия», он пишет, что живая вера, смирение, плач о грехах, надежда на Промысл, страх Божий изгоняют боязливость:

«Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед.

Страх есть предвоображаемая беда... Страх есть лишение твердой надежды.

Гордая душа есть раба страха, уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней.

Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований…

…нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача она от нас отходит, а с уменьшением оного увеличивается в нас. …

Если же мы от сокрушения сердца с преданностью Богу усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.

Не пустыня и мрачность места укрепляют бесов против нас, но бесплодие нашей души, иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему.

Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки, а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится».
(Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании)

Преп. Макарий Оптинский писал своим духовным чадам о причинах боязливости и страхований, указывая и пути избавления от них:

«…ты впадала в прелесть от мнимой своей молитвы и правил, на которые ты только и надежду полагаешь; но обольщаешься до такой степени, что уже провидеть стала, когда я к тебе пишу. А между тем страхование, боязнь и привидения показывают тебе гнилые плоды твоего делания. Я тебя много раз предостерегал, чтобы не думала, что ты молишься хорошо, но считала бы себя последнею из всех: ибо Бог приемлет только молитвы смиренных и сердца сокрушенна и смиренна не уничижит; а у тебя и не бывало оного, а, напротив, надменная молитва: "молюсь в церкви после утрени и стою возле крыльца своего и читаю молитвы на небо". Что это, как не явная прелесть вражия, и возмездие оной — страшное явление и потом страх, и всего боишься и вздрагиваешь. Оставь такие свои высокоумные молитвы, смирись пред Богом и пред людьми, имей страх Божий, то не убоишься от страха вражия.

Сердечно прискорбно читать о частых твоих недугах... Да ты же еще стала так малодушна и боязлива смерти; милостив Господь, ты еще поживешь с нами, не устрашайся так, как ты боишься смерти. Истинная память смерти не имеет такого малодушного страха, какой вижу в тебе, но оная побуждает к любомудрию и к доброму жительству.

Ты вспомни, что я писал к тебе: отчаяние есть плод гордости, и сознаешь себя, что ты наполнена ею... Постарайся же стать противу оной самоукорением, видя свои неисправления; а при исправлении чего-либо помни, что Господь повелел: «аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должны бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17, 10)

...Надобно смиряться во всем, и тогда удобнее сокрушить сети вражии, ибо гордость бывает причиною сильных браней и побеждений от них.

Ссоры и споры с А., верно, за пустое бывают и происходят не от чего другого, как от гордости. Попери этого змия смирением, самоукорением… приими совет, врачующий тебя. Когда так будешь поступать, то и боязливость твоя тебя оставит, ибо оная происходит от гордости и тщеславия».
(Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского)

О том, что боязливость «незаконна, «ненатуральна», безосновательна и исцеляется покаянием, так пишут святые отцы:

Преп. Варсонофий Оптинский:

«Враг сильно нападает, внушая уныние, отчаяние и какой-то необычайный страх. «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх...» (Пс. 13, 5). Иногда человек чувствует свое полное бессилие и руки опускает. Но такая печаль незаконна: нужно молитвой и крестным знамением, в котором сокрыта непостижимая сила, противиться козням врага». (Беседы старца с духовными чадами)

Святитель Феофан Затворник:

«Что у вас за боязливость? она не натуральна. Молитесь против нее к милостивому Господу, и Он даст бодрость. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, ибо той победит! В монастыре, что на Бородинском поле, в церкви читается непрерывно псалтырь по убиенным воинам. По ночам читают его сестры по очереди. Одна из них сказывала мне, что, когда ей приходила очередь, едва в обморок не падала и часто выбегала из церкви. Но потом отец духовный велел ей молиться именно против сего страха. Она помолилась с постом, и страх отошел». (Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни)

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

«Если покаянием хотим угодить Господу и спасти душу свою, достигнуть свободы от грехов и страстей, – мы должны каяться из глубины души, обстоятельно, всесторонне, твёрдо, охотно, потому что во глубине ея гнездятся и коренятся все грехи наши – самолюбие, … легкомыслие, суетность, тщеславие, боязливость, уныние, малодушие, безнадежность и отчаяние…»

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Предстоя самому Христу, проси у Него, и получи от Него великую и богатую милость — прощение грехов. Зачем же нам медлить? Зачем останавливаться, приходить в сомнение и двоедушие… Так! Грехи твои — тяжки. Для всех врачей твое состояние неисцелимо, но не для врача-Господа, всемогущего и бесконечно милостивого. Недоверчивая боязливость твоя тогда бы еще была сколько-нибудь извинительною, когда бы ты мог ожидать, что врач отвратит от тебя очи, отвергнет тебя с презрением и гневом. Но Он не отвергает тебя, напротив того призывает к Себе, умоляет тебя, чтоб ты приступил к нему. Он не будет упрекать тебя, никакое жестокое слово не изыдет из уст Его. Он призывает тебя к Себе единственно для того, чтоб даровать тебе прощение и исцеление». (Аскетическая проповедь)

Боязливость и страхования – не всегда одно и то же. Страхования – это искушающие явления бесов в их настоящем виде или в виде привидений. Как правило у нас, мирян, их не бывает. Хотя бывают и исключения, по особому попущению Божию, - когда страхования происходят с заблудшими, прельщёнными, погружёнными в нечувствие грешниками, ради их обращения к Богу от лицезрения ужаса их падения, ужаса от зрения сил, которым они себя подчиняют.

Как правило, страхования попускаются Богом подвижникам благочестия высокой жизни, отшельникам. Зрение истинного вида врага, его зла и безобразия укрепляет просвещённых Истиной в их подвиге, являет в большем свете Божию помощь, Его всесилие, совершенство Его промысла.

Преп. Антоний Великий, наставляя своих учеников из своего беспримерного духовного опыта противостояния демонам, учил не бояться их и уверял, что если бесы найдут христиан «утвержденными в мысли, что все - в деснице Божией, что демоны вполне немощны по отношению к христианам, что они ни в чем не имеют ни малейшей власти; если... они найдут душу огражденною таким оружием, то со стыдом отступают от неё»:

«Врагов имеем страшных и коварных, то есть лукавых демонов, с ними предлежит нам сражение, как говорит Апостол: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем века сего, духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12). Великое множество их находится в объемлющем нас воздухе; они - недалеко от нас…

Бог не создал ничего такого, что само по себе, было бы злым. Демоны созданы благими. Впоследствии, отпадши от небесной мудрости, низверженные на землю, они обольстили язычников привидениями. Пламенея ненавистью к нам, христианам, они употребляют все средства к возбранению нам доступа на небеса, чтоб мы не взошли туда, откуда они ниспали. …у всех - одно стремление: разными способами устроять для нас падение и погибель. Многообразна их хитрость; многообразны приемы к приуготовлению козней…

Если демоны увидят что кто-либо из христиан, в особенности из монахов, начинает подвизаться и преуспевать: то приступают к нему, и тотчас же начинают полагать препятствия на пути его. Препятствия эти суть греховныя помышления. … Не успев обольстить сердце тайным действием при посредстве вожделений, они подступают иным путем, и покушаются привести в испуг пустыми привидениями, принимая различные образы, то женщин, то зверей, то гадов, то величайших исполинов, то множества воинов. Но и этих приведений, показанных ими, не должно страшиться: не имея никакого значения, они мгновенно исчезают, если кто потщится оградить себя верою и знамением креста. Впрочем они дерзки и крайне безстыдны: побежденные при одном способе борьбы, прибегают к другому. ... Они вытягиваются привидением в такую высоту роста, при великом объеме в ширину, что представляются прикасающимися к крышам домов. … Если же и при этом покушении они найдут душу укрепленную верою и надеждою: то наконец приводят с собою своего начальника...

Являясь таким, князь демонов велеречивый и состаревшийся во зле, старается, как я сказал, навести ужас … Нам, верующим, не должно страшиться их приведений, не должно внимать их провозглашениям. Лгут они всегда, никогда не говорят ничего справедливого. Хотя диавол дерзко высказывал о себе так многое; однако Господь извлек его как змея на уде, возложил на него узду, как на рабочий скот, заковал в железный обруч, как беглаго раба, продел в ноздри и губы его кольцо. Он связан Господом подобно воробью, и предан нам в игралище. Вместе с ним низвержены его сообщники, демоны, как скорпионы и змеи, в попранием нам, христианам. Доказательством этого служит то, что мы самым образом жительства нашего боремся с диаволом, - и тот, кто похвалялся изсушить море и охватить вселенную, уже не может противостоять нашему подвижничеству, не может воспретить мне, говорящему против него. Не будем обращать никакого внимания на слова его, потому что он постоянно ложен! … Имеющий власть убить, приступает не в пустом привидении, не приводит в ужас шумом и мятежом, но действует свободно по власти своей. Напротив того демоны, не имея никакой силы, разыгрывают как бы театральное представление, изменяя вид свой и приводя детей в ужас шумом и безобразными личинами своими: по этому самому они заслуживают презрения, как немощные. … Не имеющие же никакой силы - каковы демоны - стараются лишь привести в ужас суетными привидениями».

«Однажды они приступили ко мне грозно, в подобии воинов, вооруженных разным оружием, намереваясь изрубить меня. В другой раз они, приняв вид лошадей, зверей и змей, наполнили дом мой. Тогда я повторял изречение Псалма: Сии на колесницах и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем (Пс. 19, 8). В то время, как я молился таким образом, Господь прогнал их. … Случилось, что они поколебали мое жилище; я, не смутившись, пребывал в молитве. После этого они опять приходили, со стукотнею, свистом и плясанием; но увидя, что я молюсь и лежа совершаю умом псалмопение, они тотчас начали плакать и рыдать, как лишившиеся сил, а я возсылал славословие Господу, обуздавшему и извратившему их дерзость и свирепство. …

Многократно они жестоко били меня и покрывали ранами; но я восклицал: Ничто не отлучит меня от любви Христовой! (Рим. 8, 35). Тогда они кидались друг на друга, и поражали друг друга. … Чада мои! помня изречение Апостола, «преобразив сия на себе» (1 Кор. 4, 6), чтоб вы научились не упадать духом, протекая поприще подвижничества, и не устрашиться привидений диавола и его демонов.

…выслушайте же и следующее, чтоб проводить вам жительство без страха и преткновения. Веруйте моему нелживому сказанию. Однажды кто-то постучался в дверь моего уединенного жилища. Я вышел: предо мною стоял исполин высочайшего роста. Я спросил его: кто - ты? Я - сатана, отвечал он. Опять спросил я: для чего ты пришел сюда? Он отвечал: Напрасно обвиняют меня монахи и все христиане! напрасно не престают ни на час проклинать меня. Я сказал ему: они делают это потому, что ты преследуешь их, и не даешь им спокойствия. Не я, возразил он на это, но они сами смущают себя, а я окончательно потерял всю силу. Неужели они не читают: «Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси» (Пс. 9, 7). В моем владении не осталось никакого места, ни страны, ни города. Повсюду принято христианство, а ныне и пустыни наполнились монахами. Пусть они наблюдают за собою, и не обвиняют меня напрасно. Тогда, удивившись благодати Господа, я сказал демону: Ты - ложь, всегда пребываешь ложью, и никогда не говоришь правды. Но ныне невольно сказал ты правду: потому что Христос пришествием Своим расслабил тебя, низверг и обнажил. Демон, услышав имя Спасителя, и не терпя огня, исходящего из этого имени, исчез.

Если сам диавол сознается, что он не имеет никакой силы; то, всеконечно, достоин презрения нашего он, достойны презрения и демоны его. Враг со псами своими прибегает к кознодейству, а мы, зная немощь его, должны презирать его. Не будем утруждать ума нашего размышлением, не будем рассматривать причин к испугу, не попустим себе усвоить помыслов боязни, говоря: Как бы демон, напавши на меня, не ниспроверг! как бы он меня не поднял, и потом не ударил о землю! или как бы внезапным нападением не перепугал меня! Никак не допустим себе таких помыслов; не попустим себе тоски, как бы долженствующие погибнуть. Напротив того, будем более и более утверждаться верою, исполняясь радости, как долженствующие наследовать спасение, содержа в памяти, что с нами Господь, обративший в бегство и сокрушивший демонов. Также будем помышлять и непрестанно памятствовать, что доколе Господь находится с нами, дотоле враги не могут причинить нам никакого зла. Когда они придут к нам: то поступают относительно нас соответственно тому, какими найдут нас, и приноровляют свои привидения к помышлениям, которыми тогда мы будем объяты. Если они найдут нас в страхе и смущении: то вторгаются в это состояние наше, подобно ворам, нашедшим какое-либо место, никем не охраняемое. Что помышляем мы сами: то они стараются представить в преувеличенном виде. Если они увидят, что мы испугались и вострепетали: то они соответственно нашему состоянию испуга представляют привидения и страхования, и несчастная душа подвергается наказанию на самом деле за свое внутреннее состояние. Если же они найдут нас радующимися о Господе, размышляющих о будущих благах, утвержденными в мысли, что все - в деснице Божией, что демоны вполне немощны по отношению к христианам, что они ни в чем не имеют ни малейшей власти; если, говорю, они найдут душу огражденною таким оружием, то со стыдом отступают от неё».

Итак, единственный законный, правильный, спасительный страх – это страх Божий. Страх Божий – это духовное чувство, проявление любви к Богу, христианская добродетель, которая включает в себя благоговение перед Богом, боязнь удалиться от Него из-за грехов, опасение оскорбить Бога нарушением Его святой воли, благоговейный трепет перед величием Бога, всеведущего, не только милостивого, но и праведного.

Страх Божий неразрывно связан с верой в истину бытия Божия, он говорит «о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию» (по слову св. Феофана Затворника).

Святые отцы учат, что страх Божий может быть двоякий: первоначальный, предначинательный, вводящий страх, страх рабский, когда человек делает добро из страха наказания, чтобы избежать мучений, или как наёмник для получения награды, - и страх совершенный, боязнь любящего сына оскорбить любимого Отца неисполнением Его благой воли, удалиться от Него из-за греха.

Святые отцы, следуя Слову Божию, говорят о том, что страх Божий – это начало, и источник, и охранение всех добродетелей, корень всех благ, ограда от греха, могущественное средство для исцеления от страстей, верный проводник в Царствие Небесное.

«Начало нашего спасения, - говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, - есть страх Господень. Им доставляется и начало обращения, и очищение от страстей, и хранение добродетелей в тех, которые наставляются на путь совершенства. Он, когда проникнет в сердце человеческое, рождает в нем презрение ко всему вещественному…»

Свт. Феофан Затворник так поясняет спасительность страха Божия:

«Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни (Притч. 8, 13). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его - и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно - он выправит все твои неправды».