Кабанье родео на Д2

Александр Попов 13
В этот блудняк вписал меня Палыч. Позвонил и сказал, что 9 марта были в клубе испытания по вольерному кабану, а мы с ним ни сном, ни духом.  У нас  собаки почти ровесники – уже за полтора, но еще не два года. У Палыча кобель, у меня сука. И в клубе одном состоим. Собственно, мне –то с сукой особой надобности в этом кабане нет, но уж долго агитировали. Говорили, что кабан вольерный, к испытаниям привыкший, мол, никакой угрозы собаке нет, а уж тем более хозяину. В общем, чуть ли не за ухом кабана этого почесать можно, а с собакой они чуть ли не договариваются побегать на пару. Да, и мамаша у Нюшки моей диплом кабаний имеет. Помню, спросил у заводчика, зачем? Говорит, просто интересно стало. Вот так и оказался морально готовым.

Звоню в клуб. Говорят, что ничего не потеряно – записывайся, 23 числа снова едем. Естественно, записываюсь. Ладно,  надо ж когда-то начинать дипломы получать. Конечно, для курцхаара кабан, мягко говоря, не очень профильная дичь, но за неимением пока ничего другого, отчего б не попробовать?  А еще хотелось поближе с народом из клуба познакомиться, поскольку в клуб этот вступил (опять-таки, по совету Палыча) всего-то с месяц назад, а до этого состоял в другом, который по своему стилю работы больше смахивал на какую-нибудь первичную парторганизацию времен самого махрового застоя – существует для отчетности и оправдания чьих-то рабочих мест, для чего нужна, никто не знает, но собрания раз в год проводятся, платятся взносы и ставится отметка в партбилете. Здесь же клуб оказался клубом действительно по интересам. Вот и хотелось воспользоваться очередной возможностью собраться с людьми, которых объединяет общий с тобой диагноз - легашатник. Но мысль – а на фига нам этот кабан, - все ж не оставляла. Шрам вон от стычки с «кавказихой» еще не весь шерстью зарос. А тут – кабан.

Признаюсь честно, хотя в охоте уже больше двух десятков лет, кабана в своей жизни на воле видел только однажды. Точнее стадо. Но…из окна автобуса и…в полях… Чехии. Все охотился по перу, да очень иногда на зайца. Никогда в охоте мясо-гастрономических целей не преследовал, оттого, наверное, и никогда не испытывал желания стрелять копытных или медведя.
И вольерного кабана видел только по телевизору. А вольер представлял, как что-то типа моего дачного участка, обнесенного забором, в котором ходит, похрюкивая, практически домашний кабанчик с миролюбивой рожей.

Накануне все тщательно собрал и уложил в машину. А то не хватает, например, свисток забыть. Гардероб свой надо придумать – все ж мероприятие. К тому же весь день дождь пообещали. Предвкушая неплохие кадры поединков собак с кабаном, взял отдельно рюкзачок с «зеркалкой» Canon. Осталось утром залить термос и переложить пакет с бутербродами из холодильника в машину. Ну, это, надеюсь, не забуду.

Утро встретило отличной погодой с солнцем и отсутствием каких-либо намеков на дождь. Быстренько позавтракали с Нюшкой, погуляли по дачному массиву, кинул в машину ее миску, бутылку с водой, термос и бутерброды. Нюшка заняла свое место в клетке, и мы поехали. Выходной, свободная дорога, отличная погода. В общем, хорошее начало дня. Где-то через час добрались до места сбора около вольера. Первое, что увидел – улыбающиеся лица коллег по клубу и приветствие: «А это наша Нюша». Ведь всего раз виделись до этого на собрании. Да, все ж спасибо большое Палычу – к хорошим людям меня привел. А на улыбку можно отвечать только такой же приветливой улыбкой. Вот так и создается общее позитивное настроение во всем коллективе. Жеребьевка оказалась максимально упрощенной – каким по счету приехал, таким и пойдешь. Мы приехали пятыми. Когда все собрались, пошли на инструктаж.

Итак, выяснилось, что мои представление о вольере оказались очень далеки от реальности. Просто 4,5 гектара полноценного леса с завалами, подъемами и низинами, огороженные забором-сеткой.  В центре вышка для второго судьи. Перед вольером ручей с мостиком. Ожидать можно только на этой стороне ручья. За ручей может заходить только тот, кто уже идет на испытание. Шансы на хорошие кадры стали стремительно убывать – если только со своей собакой, но какие надежды на кадры могут быть, если собака даже по телевизору кабана вряд ли видела?

Кабан оказался совершенно новый. Только три дня назад в вольер привезли, и как он себя с собаками поведет, не знали даже егеря.

А синоптики в этот раз, как нельзя некстати, не ошиблись – солнечная погода сначала стремительно поменялась на пасмурную, а потом полил вполне приличный дождь без каких-либо признаков на скорое прекращение осадков.

Первым шел Палыч. У него были неотложные семейные дела, и его пропустили первым без очереди. Палыч ушел, а все стали прислушиваться. Время идет, а никаких признаков контакта с кабаном нет. Минут через двадцать раздался отдельный короткий лай, и снова тишина.

Ожидая Палыча у выхода из вольера , разговорился со вторым товарищем в очереди. У него был здоровенный курц – сам, как кабан, разве что постройней. Оказалось, что товарищ не первый раз выставляет своего пса по кабану. И был у него во время таких испытаний случай, когда свинья содрала у собаки шкуру чуть ли не со всего бока. Лечил он свою собаку после этого три месяца.
Мысль – а на фига я сюда приехал – как-то стала расти в размерах в моем сознании.

Минут через тридцать появился Палыч, а мой собеседник ушел на испытания. Рассказал, что кабан, как кабан. Что собака  увидела кабана, гавкнула на него пару раз. Тот мирно пошел своей дорогой, а пес своей. На том и разошлись.
Ну, ладно, если так. Главное, чтобы моя не побежала сама знакомиться с кабаном, а там, глядишь, и обойдемся без приключений.

Второй претендент о кабане знал не понаслышке и вероятно за подранный когда-то бок злобу на него держал немалую. Потому что очень скоро из вольера стал доносится не прекращающийся лай, перемещающий в пространстве, вытащивший других участников из своих машин под дождь для совместного обсуждения собачьей работы.
Через некоторое время эта боевая пара показалась на выходе из вольера. Получили они Д2(диплом второй степени), с чем все присутствующие их и спешили поздравить. Хозяин был очень возбужден и для начала произнес: «Кабан очень серьезный. Кидается на людей!»

Так, перспектива вырисовывается! Мысль – а на фига здесь мы с Нюшкой – уже заполнила почти все мое сознание. Отступать, конечно, не будем. Но какие там дипломы? Не пострадает собака, уже будет очень неплохо. На всякий случай прикидываю, как отсюда короче добраться до места, где работает моя знакомая очень хорошая ветеринар и охотник. За себя не боюсь совершенно. Я вообще, как говорят, страдаю комплексом собственной неуязвимости. А вот, потеряв своего предыдущего курца, за собаку боюсь чуть ли не панически. Говорю ей: «Нюшка, ты к нему только близко не приближайся!». Уж не знаю, поняла или нет?

Потом без диплома вернулась с испытаний третья собака. А следом…С призывом: «Мужики, будьте осторожны! Кабан очень серьезный!»- вольер покинули егеря и больше в него не возвращались. Как оказалось, кабан бросился на одного из них. Тот то ли за деревом укрылся, то ли в ответ чем-то кабана напугал, но по рассказам этого самого егеря кабан отвернул метров с пяти.
- Я его застрелю, если будет себя так вести! Зачем мне несчастные случаи! – изрек этот егерь.

Тут же у народа появились предложения, скинуться еще, по сколько надо, и закончить это мероприятие прямо сейчас коллективным шашлыком из этого самого кабана, а не испытывать дальше судьбу. Тем более, что стремительно набирающая влагу от не прекращающегося дождя одежда вовсе не способствовала поднятию боевого духа.
Потом мне предложили снять мой рюкзачок с фотоаппаратурой, поскольку …он может мне очень помешать уклоняться от кабана. Когда я попытался воспринять эту рекомендацию, как ироничную, повторили уже более настойчиво:
- Серьезно, серьезно. Снимите! Не надо ничего лишнего.
Ну, вот и вовсе какие-либо впечатляющие кадры отменяются.

Продолжаю знакомиться с участниками мероприятия и их питомцами. Оказывается, еще одна девчонка, ожидающая своей очереди, тоже уже не первый раз сталкивается с вольерным кабаном. И тоже имела неприятности от таких встреч – была придавлена кабаном к дереву, после чего нуждалась в лечение задней лапы.

Да, ну я и вписался в блудняк!

Во время испытаний то ли третьей, то ли четвертой пары, кабан, проявив чудеса хитрости и маскировки, спрятался, улегшись точно между двух деревьев. В результате вся комиссия на него чуть не наступила в буквальном смысле. Опять были массовые эмоции, связанные с уклонением от кабаньих атак. И было решено, дабы кабана хоть как-то «остудить» пустить, как раз перед нашим участием, в вольер не одиночного курцхаара, а пару лаек.
Лайки, судя по лаю, действительно работали. Но насколько им удалось этого зверя «остудить», судить не берусь.

И вот, после долгих ожиданий и получения массы информации, далекой от позитивной, подошла и наша очередь.
Да, кстати, полученный диплом на данный момент так и оставался в единственном числе. Так что никаких иллюзий я, конечно, не строил – выйдем целыми, и уже хорошо.
Заходим в вольер. Спрашиваю:
- Пускать собаку?
Оказывается, сначала надо судье проверить послушание и отношение к выстрелу. Видя сигнальный наган в кобуре, почему-то сразу вспомнилась сцена из к/ф «Бриллиантовая рука», когда Семену Семеновичу Горбункову сотрудник милиции передает пистолет :
«…- Оружие, скорее, психологическое. При необходимости можно напугать, подать сигнал. Заряжен холостыми.
- Дайте один боевой!
-Зачем?
- На всякий пожарный…
-….Не надо!...»
Вот и тут, хотя бы один боевой. «На всякий пожарный».
Конечно, по команде лечь – это всегда пожалуйста. Ну, а выстрелы Нюшка не то, что не боится, она их любит, как свидетельство настоящей работы. Правда, тут всего-то капсюль «Жевело» - не выстрел, а так…

Спрашивает судья:
- Собака с кабаном знакома?
Отвечаю, как есть:
- Если только случайно по телевизору видела.
- Понятно. Тогда может и не найти. Тем более, такой дождь.
- Ну, давайте посмотрим, - а что я еще мог сказать?
И пускаю собаку.

«Ищи, ищи, ищи!». «Туда ищи» - эту команду она у меня тоже знает и будет смотреть, куда я показываю рукой – туда и побежит искать.
Пошли не спеша по внешней границе вольера. Вдруг получаю от комиссии неожиданный комплимент:
- Идеальное поведение ведущего. Идет вообще позади комиссии. Обычно ведущего приходится одергивать, чтобы не мешал видеть работу собаки.
Ха, старый солдат – опытный солдат. А дайвер вообще бывает либо старый, либо смелый, поскольку старых и смелых не бывает. Отвечаю:
- Хорошо смотрел фильм «Чапаев» и знаю, где должен находиться командир.

В общем-то, совершенно комфортная атмосфера. И совершенно доброжелательное отношение друг к другу. Никакого «экзаменационного напряга». Действительно – ну, не получим ничего, ну, хоть кабана увидим. Наверное.

А Нюшка, смотрю, старается. И меня все время пасет. Это очень хорошо!
Смотрю, завал впереди. Говорю, комиссии, что этот завал мне не нравится (в смысле, вполне там наш главный герой прятаться может). Соглашаются и предлагают проверить.
- Нет! Собака пусть проверяет, - командую «Туда ищи» и показываю на завал. Нюшка обследует завал. Тогда идем дальше. Окопы какие-то. То же самое – «Туда ищи». Потом иду сам. Ну, что – молодец пока. Потом находит кабанью еду – разбросанный хлеб.
- Вот только попробуй! Я тебе…!
Проходим мимо. Практически весь вольер уже обошли. Бугор один остался. Поднимаемся.

Вдруг Нюшка целенаправленно бежит вперед. Две ели завалились друг на друга, образуя этакий приземистый шалаш, совершенно непроглядный из-за густого лапника. Встает сначала в стойку, потом потяжка. Шерсть на холке поднимается. Сначала одиночное и басовитое «Гав!». Басом, значит, в ее понимании неприятель. Потом еще . Подходит на потяжке ближе, опять короткие взлаивания и отход.
Один товарищ в комиссии находит приваленное к сосне небольшое деревце и по нему поднимается вплотную к этой сосне со словами:
- Я верю собаке!
Но главный судья высказывает сомнение – а вдруг там кабана все ж нет?
Собака периодически басовито взлаивает, но от этой практически берлоги не отходит. Как будто выясняет, с какого конца лучше подступиться. И сломя голову на рожон не лезет. Вот для меня это самое главное. Обхожу этот завал и я. Вижу с другой стороны некое подобие «окна» внутрь. Подзываю Нюшку и направляю к этому «окну».
Нюшка приближается практически вплотную с все такими же басовитыми взлаями. Внутри тишина. И я , и вся комиссия начинаем с энтузиазмом кидать в эту копну лапника все, что под ногами находим. Но даже брошенное приличное полено никаких ответных действий «с той стороны» не вызывает. Вижу поваленную сухую сосенку метров 5 длиной, которая своей верхушкой вмерзла в лед метрах в семи от, как раз, окна в эту лежку. С корневищем справляюсь быстро, а вот макушку отдираю, как сапер, глядя постоянно на эту черную дыру к кабану, готовый мгновенно куда-нибудь в сторону прыгать. Когда все ж деревце это оказалось у меня в руках, слышу рекомендацию главного судьи:
- Вот, теперь потыкайте этим в дыру!
Ага! Сейчас! На охоте бы стрелял уже и не думал. Пытаюсь кинуть, как копье. Недолет.

А там под лапником кабан наконец-то обозначил себя. Оттуда пошел рыкообразный хрюк. В наличии кабана уже никто не сомневался. И Нюшка после этого уже стала лаять строго в окно, хоть и не спеша, но постоянно и злобно.

В конце-концов ЭТО свершилось – лапник взорвался, и в противоположную от нас сторону вылетел кабан. Если честно, мне он очень даже понравился. Красавец!  Пожалуй, сантиметров восемьдесят в холке. Черный. Мощный. В общем, жалко мне было бы такого убивать на охоте.

Я со своих 196 см роста кабана увидел, а Нюшка только услышала и, очевидно, унюхала. Он уже исчез за ближайшими кустами, а Нюшка только оббежала лежбище и схватила след. Я еще пытался ее направлять, но меня остановил судья – сама справится. Ай, какая молодец у меня Муська (так жена еще Нюшку зовет, а следом и мы все стали иногда называть, когда уж очень хорошо себя ведет) – спрямила след и полетела за кабаном.

И пошел гон. Мы его не видели, только слышали. Зато слышали уже непрерывно, без единой паузы. Азартно, с дисконтом. Видела только судья на вышке. А мы все вдруг разом заулыбались. Потому что … В общем – «Й-е-ес!» Заработало! Сразу и как! Уже неспешно идем и слушаем гон (конечно, прошу прощения перед гончатниками, что лай курцхаара назвал тем же словом, что и песню гончей, но …другого-то нет). Вот один круг по вольеру, вот второй пошел. Вот они все ближе.

И тут на бугор, на котором все мы стоим, вылетает моя Нюшка, а следом за ней…этот кабан. Нюшка видит меня и заворачивает ко мне. А следом, конечно, на меня заворачивает и ее преследователь на этом этапе гонки. Слышу крик судьи:
- За дерево вставайте, за дерево!
Отскакиваю в сторону и встаю за толстую сосну. И эта парочка с подрагиванием земли под ними проносится от меня метрах в двух.

Потом отскакивает Нюшка, кабан пролетает вперед, и участники гонки меняются местами.
Никакого страха, даже весело как-то. Все получилось. А вот как теперь пьесу заканчивать, это еще вопрос? У меня возникают опасения, что эта гонка будет теперь продолжаться до тех пор, пока кто-то из этой парочки первый не рухнет от усталости – либо Нюшка, либо кабан.

Потому что было дело осенью. Ходили мы по полю по дупелю – бекасу. Нюшка была в стороне, а у меня из-под ног вылетел заяц. Заяц помчался по полю и быстро исчез из вида. Нюшка ничего этого не видела – ни подъема, ни бега. Я и обрадовался. А рано! На обратном ходу она мгновенно причуяла заячью лежку и полным галопом маханула по следу. Как гончая, только без голоса пошла. Никакой мой крик, никакие мои свистки на нее не действовали. Тогда стал стрелять в воздух. Благо, у меня был полуавтомат с полным магазином, потому что остановилась она только с пятым выстрелом. А вернулась по команде «Подай» - обманул я ее, дав понять, что я добыл кого-то стрельбой, и требуется ее присутствие для подачи. После чего увел с поля на поводке.

Тут стрелять было не из чего. А я слышу в свой адрес:
- Все отлично! Отзывайте собаку и берите на поводок!
Э-э-х! Будь что будет! Свисток, «Ко мне»….И моя собака на полном галопе резко останавливается на вершине бугра, оборачивается в мою сторону и так же галопом бежит уже ко мне и останавливается у ноги.
Главное, сохранять невозмутимое выражение лица в такой ситуации. Типа: «А что? Могли быть другие варианты?»
Вот ведь, дамская натура – если захочу, сделаю все идеально, поскольку знаю, как надо делать идеально. А не захочу, ничем вы меня не заставите.
Да, финал я и сам оценил. Финал случился «на ура!».

Потом судья на вышке специально ко мне подошла и поинтересовалась, где и как я натаскивал свою собаку. Я даже не понял сначала:
- По кабану, что ли?
- Ну, конечно!
- Если честно, я вижу кабана вне зоопарка второй раз в жизни, а собака, естественно, не видела никогда.
- Значит, у вас просто гениальная собака.
Вот! У меня гениальная собака! Я – счастливейший человек!
Но самая главная похвала была от главного судьи:
- Ваша собачка нам очень понравилась! Конечно, кабан – не профильная дичь для легавой. Но если надумаете, с этой собакой на кабана можете охотиться по-настоящему.
И потом, когда уже Нюшку спрятал от дождя в машине, когда уже адреналин окончательно закончился, когда выслушал поздравления коллег по диагнозу, я ощутил, что реально промок насквозь и порядком замерз. Благо, взял с собой полный цивильный комплект одежды. Переоделся, залез в машину и стал пить кофе с бутербродами. В клетке в своих любимых тряпках сопела, по-моему, не менее счастливая Нюшка. Пил кофе и звонил домой, звонил заводчику, друзьям –охотникам.
Я уже и не вспомню, что для меня вызвало больше эмоций – ее первая боевая стойка со взятием трофея , или сегодняшнее это кабанье родео.
Какая ж она у меня умница.
В этот день дипломы получили только две собаки – тот матерый уже кабанщик, что шел вторым, и моя славная Муська.
Вот так мы начали нашу рабочую карьеру. Наш первый рабочий диплом – вольерный кабан. Диплом второй степени – 78 баллов.

Уже потом еще наслушался всяких историй, связанных с опасностью вольерного кабана. Некоторые очень даже маститые легашатники откровенно говорили мне уже потом, что я очень рисковал, и больше они мне повторять подобное не советуют. Да, мы и не будем. Спектакль сыгран красиво. С этой сцены можно достойно уходить.  А свинину будем покупать в магазине.

А через две недели я узнал, что кабан этот из вольера сбежал. Сделал подкоп и ушел в лес. Честно говоря, я за него порадовался. Уж очень он красив и умен – уверен, прокормится на вольных хлебах.
Со временем очень многое позабудется из всей этой истории. А хотелось бы сохранить в памяти такой праздник жизни. Вот и решил об этом написать.

Июнь 2013 г.