Литературный ликбез 4

Сергей Мельников
Архитектоника – от греческого «главное строение». Этот термин включает в себя построение художественного произведения, его стиль. Стили бывают разные, например, исторический роман, или детективная повесть.
Архитектоника включает в себя различные элементы построения произведения, сюжет, образы, диалоги и прочее, объединённые одним стилем. Проще говоря, это внутреннее построение произведения, соотношение различных его частей. Это соотношение может быть, как гармоничным, плавное течение сюжета, так и скачкообразным, где одна тема сменяется другой, но при этом соблюдается целостность стиля произведения.

Буриме – название этой шуточной литературной игры происходит от французского словосочетания «рифмованные концы». Смысл этой игры состоит в том, что нужно придумать стихотворение на заданные рифмы, как лет- свет, коридор- помидор, абрикос – не дорос и прочее.
Эта забава появилась благодаря французскому поэту Дюло в 17 веке и быстро завоевала популярность в светских салонах, а затем и среди простонародья.
В России буриме так же имело большую популярность. Так дядя Александра Пушкина Василий Львович Пушкин весьма увлекался составлением буриме.
По воспоминаниям Михаила Михайловича Хераскова, поэта 18-го века, Пушкин В.Л. написал, с подачи Василия Жуковского, предложившего ему рифмы «баран-барабан», «стакан-алкоран» следующее буриме:
Чем я начну теперь! — Я вижу, что баран
Нейдет тут ни к чему, где рифма барабан!
Вы лучше дайте мне зальцвасеру стакан
Для подкрепленья сил! Вранье не алкоран…
В наше время игра в буриме популярна в качестве розыгрыша или шуточного представления на различном виде праздниках.
Варваризм- этот термин происходит от римского «иноземный». Варваризмами называют слова или обороты речи, взятые по образцу иностранного языка.
Некоторые варваризмы настолько вошли в наш язык, что мы даже не догадываемся о их иноземном происхождении. Древняя Русь имела надёжные связи с Византийской империей, а после того как Русь приняла вероучение православное по византийскому обряду, эта связь ещё более усилилась. Потому в русском языке много  слов из греческого, такие как пономарь, ангел, апостол, текст, легенда.
Так же Русь подвергалась набегам кочевников, нашествию монголо-татар и так же в русском полно слов тюркского происхождения, дорога, тьма, лошадь, жемчуг, богатырь.
Варваризмы широко влились в русский язык во времена Петра Первого, когда Россия стала модернизироваться по западному образцу.
Новые технические знание, построение армии и флота по европейским лекалам, привлечение иностранных специалистов, требовали введения новых терминов. Поэтому в русском языке появились такие слова как ассамблея, сенат, коллегия, мануфактура и прочие.
Ориентация Петра Первого на Германию привела к тому, что в русском языке появилось много слов, заимствованных немецкого языка, юнкер, вахта, стамеска, винт, лозунг, штурм и прочие.
В конце 18-и в 19-м веках Россия изменила ориентацию на Францию и потому в русских язык вошли многие слова из французского лексикона. Это такие слова как абажур, абонемент, абордаж, конверт, пресса и прочие.
Использование варваризмов возможно в том случае, если слово выражает более точное понятие или в русском языке нет аналогичного понятия, например, автомат проще передаёт смыл предмета, чем скорострельное ружьё.
Много варваризмов встречается в научной литературе, потому как многие научные разработки впервые появились за рубежом и потому принято их использовать.
Проблема варваризмов возникает тогда, когда в русском языке происходит неуместное их использование, засоряющее родную речь.

Версификация – происходит от латинских слов версус (стих) и фачио (делаю). Называется определённая система правил, приёмов, используемых поэтами при написании стихотворений, стихосложение, выражаясь русским языком.
Версификация определяет ритмическое построение стиха, посредством различных норм литературного языка.
Мастерское владение искусством версификации определяет звучность стихов, красивое их построение.
Различают две группы стихосложения, первая, совокупность стилей - метрическое, когда происходит ритмичное чередование долгих и кратких слогов квалитативное, когда особое внимание уделяется выразительности образов.
Вторая группа делится на несколько разделов, которые включают в себя силлабическое стихосложение, включающий в себя деление стиха на ритмические единицы, которые равны между собой по числу слогов. И тоническое стихосложение, в котором главную роль играет ударная составляющая стиха, составленное так, чтобы их было равное количество, а количество безударных слогов не имеет значения.
Так же существует силлабо-тоническая форма стихосложения, где наблюдается гармоничное сочетание количества слогов и число ударений в стихотворной строке.
Кроме этого существует особая форма стихосложения как свободный стих или верлибр, не отягощённый жёсткими требованиями структуры рифмы.

Былина – русская народная поэма в напевном стиле, рассказывающая о подвигах героев и богатырей.
Наиболее древние былины связаны с великаном –богатырём Святогором. Он настолько огромный что Мать- Сыра Земля. Святогор похваляется, что может перевернуть Землю, но тогда другой богатырь Микула Селянович предлагает поднять ему суму в которой находится вся тягость земная. Святогору не удаётся поднять суму и от натуги он умирает.
Наиболее популярными на Руси были образы трёх богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича.
Все три богатыря имели исторические прообразы, но народная память свела их в троицу, хотя Илья Муромец и Добрыня Никитич были современники, то Алёша Попович жил гораздо позже и погиб во время битвы на Калке.

В Киево-Печерской лавре хранятся мощи Ильи Муромца. Согласно проведённым исследованием, он умер в возрасте 45-55 лет от раны нанесённой в сердце, был для тех веков довольно сильным человеком. Так же исследования показали, что в юности Илья Муромец страдал заболеванием позвоночника, которое не позволяло ему ходить.
Добрыня Никитич ассоциируется с братом Малуши, матери Владимира Красно солнышко. Так же упоминание о Добрыне есть в новгородской летописи о крещении жителей Новгорода где сказано «Путята крестил мечом, Добрыня огнём».
Прообразом Алёши Поповича считается ростовский боярин Александр, Олеша уменьшительное. По летописям это был храбрый воин, служивший нескольким князям и как сказано выше, погиб в битве на Калке.
В былинах не только рассказывается о их подвигах, но и их жизни, характерах.
Илья Муромец был своенравен, перечил самому князю Владимиру Красно солнышко, за что попал в темницу. Так же Илью Муромца называют казаком, хотя казаки появились в более позднее время развала Золотой орды, а не в правление князя Владимира.
Добрыня Никитич является, можно сказать, не только наделёнными физической силой, но и мощным интеллектом. Он владеет 12 языками, способен проявить блестящие дипломатические способности, готов выполнить любой приказ князя, ловок в игре в тавлеи, типа наших шашек.
Алёша Попович по своему характеру не очень пригляден, он любит прихвастнуть, слукавить, не останавливается даже перед тем, что может обмануть друга, не разборчив в любовных связях.
Другого богатыря Чурило Пленковича любовные похождения довели до гибели. Этот красавчика и покорителя женских сердец послали пригласить на пир некого Бермяту, у которого была красавица жена Катерина. Соблазнившись красотой богатыря Катерина увлекает его в опочивальню. Сенная девка рассказывает о измене жены Бермяте и тот застаёт любовников вместе и убивает их обоих.
В былинах есть и другие персонажи как Микула Селянович, пахарь земли русской, Дунай Иванович, по трагической случайности убивший свою жену и другие.

Вдохновение – сложный творческий процесс, характеризующийся концентрацией душевных сил, проявлением активной деятельности, повышенным эмоциональным фоном.
Вдохновение может возникнуть в виде неожиданного озарения, подсказывающего правильный подход к проблеме, нахождение верного направления. Так же вдохновение может возникнуть в результате мучительных размышлений, творческих метаний, особых психотехник, когда открываются резервные сущности психики.
Вот как характеризует Пушкин вдохновение:
Я был далеко:
Я время то воспоминал,
Когда, надеждами богатый,
Поэт беспечный, я писал
Из вдохновенья, не из платы.
Я видел вновь приюты скал
И темный кров уединенья,
Где я на пир воображенья,
Бывало, музу призывал.
Там слаще голос мой звучал;
Там доле яркие виденья,
С неизъяснимою красой,
Вились, летали надо мной
В часы ночного вдохновенья!..
Все волновало нежный ум:
Цветущий луг, луны блистанье,
В часовне ветхой бури шум,
Старушки чудное преданье.
Какой-то демон обладал
Моими играми, досугом;
За мной повсюду он летал,
Мне звуки дивные шептал,
И тяжким, пламенным недугом
Была полна моя глава;
В ней грезы чудные рождались;
В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шопот речки тихоструйной.
Тогда, в безмолвии трудов,
Делиться не был я готов
С толпою пламенным восторгом,
И музы сладостных даров
Не унижал постыдным торгом;
Я был хранитель их скупой:
Так точно, в гордости немой,
От взоров черни лицемерной
Дары любовницы младой
Хранит любовник суеверный
…………………………………..
Прекрасно. Вот же вам совет;
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
Что слава?- Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Что ж медлить? уж ко мне заходят
Нетерпеливые чтецы;
Вкруг лавки журналисты бродят,
За ними тощие певцы:
Кто просит пищи для сатиры,
Кто для души, кто для пера;
И признаюсь — от вашей лиры
Предвижу много я добра.
Знаменитый изобретатель Томас Эдисон использовал технику вдохновения с помощью использования подсознательных резервов. Он садился в уютное кресло, погружался в состояние полудрёмы и размышлял о возникшей проблеме. В его руке был медный шар, рядом с креслом стоял таз и когда его полудремотное состояния переходило в сон рука расслаблялась, шар падал в таз и от грохота Эдисон просыпался.
 Самым сложным в этом процессе запомнить то, что к какому решению  приходишь, не забыть его, потому рядом должны  быть листы бумаги на которых  можно записать возникшие идеи.
Вдохновение, как видно, возникает не только в литературе, но и в других сферах деятельности человека.
Белинский так охарактеризовал вдохновение:
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдёт и учёный, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде
Порой для вдохновения писатели прибегают к необычным методам.
Норвежский драматург Генрик Ибсен во время работы над книгой периодически смотрел на портрет шведского драматурга Августа Стринберга, которого люто ненавидел, впрочем, как и тот Ибсена.
 Фридрих Шиллер не мог писать если ящик его писательского стола не был набит гнилыми яблоками.
Для подстёгивания своей музы Оноре де Бальзак поглощал огромное количество кофе, утверждая, что это помогает ему сосредоточиться и работать по 14 часов над его романами.
Виктор Гюго, что бы ничего не отвлекало его от работы, прятал свою одежду в шкаф и писал книги закутавшись в шаль.
Николай Гоголь писал свои произведения стоя, такую же привычку имели Вирджиния Фулф, Эрнест Хемингуэй.
Высшей степенью вдохновения является экстаз. Экстаз от греческого «исступление, восторг», характеризуется максимальным напряжением духовных, творческих сил, неописуемый восторг, ликование и прилив захватывающего счастья.

Градация – в переводе с латыни как «постепенное повышение», называется литературный приём, предназначенный для повышения или понижения смысла, отдельных слов или словосочетаний. Это позволяет представить действо более насыщенным, трагичным, акцентирует внимание на особых эпизодах.
Так у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» всё повествование как раз основано на градации, где старуха высказывает всё больше и больше требований:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой…
Не хочу быть столбовой дворянкой,
А хочу быть вольной царицей…
Не хочу быть вольной царицей,
А хочу быть владычицей морскою…
Есенин в своём стихотворении с помощью градации показывает всю трагичность упущенных возможностей, сожалеет о прошедшей молодости:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охвачен,
Я не буду больше молодым.

Градация бывает восходящей, называется климакс от греческого «лестница» и понижающая – антиклимакс.
Примером климакса могут быть строки из произведения Солоухина В.А: «Светились, горели сияли огромные синие глаза».
Так же в своих стихах этот приём Е.А. Баратынский:

1.В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдёт…
Часто антиклимакс использовал в своих стихах Маяковский:
Не думай сбежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!
Можно так же встретить антиклимакс в стихах Андрея Белого:
«Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах»

Двустишье – простейшее строфическое образование из двух строк, как правило имеющее рифмованное окончание или же такого не имеющее.
Двустишье может выглядеть в виде эпиграммы, афоризма, философской притчи. Порой эпиграммы имеют не только шутливый тон,но и оскорбительный, так Пушкин за эпиграмму Кюхельбекеру стрелялся с ним на дуэли, но выстрели они   в воздух, кстати Пушкин был любителем эпиграмм.
Ещё в Древнем Риме были известны двустишья эпиграммы поэта Марциала, под названием «Ксении»:
В золото бедное ты облегчаешь желудок, бесстыдник
Басс, а пьёшь из стекла. Что же дороже тебе?
Если сограждан толпа столь усердно кричит тебе "браво",
Это обед твой, Помпей, красноречив, а не ты!

Кто тебе, Гавр, старику богачу, присылает подарки,
Тот, если можешь смекнуть, вот что твердит: "Умирай"!

Немецкие поэты Гёте, в письме от 23 декабря 1795 года своему собрату по перу Шиллеры, недовольный безвкусицей своих сограждан, решили взбодрить их рядом эпиграмм, как утверждал Гёте «вроде ксениев Марциала».
Их эпиграммы были посвящены как некоторым литературным журналам, так и некоторым людям.
Эпиграмма на журнал «Дойче монатсшрифт» (Германский ежемесячник):
Немцев искусство слывёт обычно убогим.
Знать и ты, «Ежемесячник» этого толка продукт?
Так же они посвятили свою эпиграмму журналу «Библиотека изящных искусств»:
Год за годом уже мы ситом черпаем воду
Не наполняется сито – как и камень нельзя растопить.
Так, Фридрих Николай злобно пародировавший «Вертера», написанного Шиллером, они сочинили следующую эпиграмму:

Николаи всё колесит, наш Николаи почтенный.
Жаль, что в царство рассудка он не находит пути.

Так же известна эпиграмма двустишье Пушкина:
Аптеку позабудь ты для венков лавровых
И не мори больных, но усыпляй здоровых.
Не чужд эпиграмм был и Лермонтов:
Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.
Известное двустишье  И.Бродского:
В тот вечер возле нашего огня
Увидели мы чёрного коня.
Существуют так же и не рифмованные двустишья:
Поскольку времени немного,
я вкратце матом объясню.
Башка сегодня отключилась,
не вся, конечно, — есть могу.

Жанр – слово жанр происходит от латинского слова «род, вид, племя, поколение» и означает в литературе.
Жанр – это исторически сложившаяся разновидность литературных направлений, выраженных в различных формах произведений, с специфичным набором определённых признаков.
В литературе имеются следующие виды жанра:
Антиутопия – от греческих слов «против» и «место».
В произведения антиутопии показано негативное будущее, является фантастикой, в которой описывается общество, вставшее на путь деградации, толитаризма, в следствии нарушения закона в развития гармоничного общества, беспощадной эксплуатации, нарушения экологического равновесия. Примерами антиутопии может служить такие произведения как «Час  быка» Ефремова,  «1984» Оруэла, «Машина времени» Уэллса.
Басня – это стихотворное или прозаическое литературное произведения, с нравоучительным содержанием. Басни зародились ещё в древности, одним из основателей этого жанра был греческий баснописец Эзоп. Жанр басни был популярен во времена, так во Франции знаменитым баснописцем был Лафонтен, в России Сумароков, Крылов. В советские времена широко были известны басни Михалкова.
Баллада – произведение, изложенное в поэтической литературной форме, повествующее о событиях исторической, мифической или героической направленности. При этом идёт прославление воинов, королей, смелых и решительных людей, являются примером стойкости, смелости, любви, преданности. Баллады возникают из различных народных преданий, передаваемых из поколения в поколение.
Былина – собственно говоря, те же самые баллады, изложенные в русской словесной традиции. Рассказывают о подвигах богатырей, при чём не скрывают и недостатки самих воителей, их отрицательные качества, тщеславие, хвастовство, жадность и прочие. Сами былины возникли в 16-м веке, повествуют о событиях 9-13 веков и потому многие события в них не соответствуют действительности. Так в былинах рассказывается о подвигах трёх богатырей, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича.
Первые двое, прототипы их, жили в 10-м веке, Алёша Попович, жил гораздо позже в 13-м веке, но народная память объединила их.
Видения – жанр средневековой литературы, рассказывающий о блужданиях души усопшего в загробном мире или посещение человеком рая, в других случаях ада. При этом усопший оживает, чтобы поведать об увиденном. Этот жанр является нравоучительным повествованием, рассказывающий об устройстве загробного мира, предупреждающий грешников о грядущем наказании и блаженстве для безгрешных. Самым знаменитым видением является изложенное в Новом завете  повествование о конце света в Евангелие от Иоанна под названием Апокалипсис.
Детектив – от латинского «раскрытие», литературный жанр, в основе которого расследование загадочного преступления, кражи, убийства, похищения и прочего. В основе сюжета противоборство преступника и детектива, раскрывающего преступления.
Жанр детектива известен ещё с древних времён, так в Древнем Египте был известен детектив, о том, как воры проникали в сокровищницу фараона и похищали драгоценности. Фараон устроил ловушку и один из воров, оказавшиеся братьями угодил в капкан и был вынужден быть братом обезглавлен, что бы не смогли его опознать.
В Средние века так же были детективы, например, в арабской литературе.
Классикой детективного жанра являются произведения Артура Конан Дойла о приключениях сыщика Шерлока Холмса, а также Агата Кристи с Эркюлем Пуаро и мисс Марпл.
Популярность детектива основана за захватывающем сюжете, психолог логической борьбе с преступниками, увлекательных событиях и порой неожиданной развязкой.
Комедия – от греческого «праздник в честь Диониса» и «песня».
Этот литературный жанр относится к лёгким литературным произведениям. Это жанр включает в себя такие виды произведений как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. Характеризуется юмористическими или сатирическими элементами повествования.
Различают комедия положений, в которых в юмористической или сатирической форме представляются некие события или обстоятельства и комедия нравов, в которой основной упор делается на личностные характеристики человека, его гипертрофированные недостатки, страсти, пороки.
Лирическое стихотворение в прозе – литературная форма, отличающаяся от стихотворной тем, что в ней отсутствует характерные для стихов ритмика, рифма, метрика.
При этом в тексте сохраняется яркая образность представленной картины, её цветоощущение, предметность, повышенная восторженность. 
Впервые такой жанр возник во Франции, родоначальником его является поэт-романист Алоииюс Бертран, издавший книгу миниатюр «Гаспар из Тьмы» изданная в 1842 году.
 В России наиболее знаменито стихотворение, написанное Тургеневым в 1882 году:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Традицию Тургенев продолжил Иннокентий Анненский, который переводил французский поэтов символистов Бодлера, Варлена Рембо и прочих.
Благодаря произведениям Фёдора Абрамова о сельской жизни и раздумьях о будущем страны, которые доходили до читателя с трудом из-за цензурных преград, в СССР начался всплеск интереса стихотворений в прозе.
Мелодрама – от греческого «песня, поэма» и «действие». Для мелодрамы характерны яркие образы действующих лиц, их личностные переживания, столкновение контрастных представлений и добре, зле, любви, ненависти и других сильных эмоциональных переживаний. Обычно мелодрамы затрагивают темы семейных отношений, порой на протяжении нескольких поколений в одной связке с историческими событиями. Не смотря на происходящие трагические действа, мелодрама, обычно заканчиваются счастливо, разлучённые возлюбленные встречаются, родители находят своих потерявшихся детей, попавшие в сложные ситуации находят выход из них, поэтому мелодрамы являются, в своём большинстве, стереотипными сценариями.
Мелодрамы в своём развитии делают упор на межличностные отношения, развитие сюжета строится на тонких психологических соприкосновениях и противоречиях.
Мелодрама возникла на основе сентиментальных романах 18-го века. Самым ранним произведением подобного толка считается вышедший в 1762 году роман Жан-Жака Руссо «Пигмалион».
В России данный жанр прослеживается у писателей 20-х годов 19-го века таких как Кукольник Н.В., Полевой Н.А. и прочих.
Популярность мелодрам заключается   в том, что они воздействуют на эмоциональные переживания читающего, поэтому весьма охотно их читают представительницы прекрасного пола.
Миф – от греческого «речь, слово, сказание, предание». Мифы зародились в глубокой древности из-за непонимания людей, процессов, происходящих в природе, взаимоотношений между людьми. Все непонятные явления списывались на деятельность богов.
Различные боги отвечали за свои отдельные виды природные явления, среди них так же была определённая градация.
Кроме этого, люди, которые обладали особой силой, смёткой, удачливостью в памяти последующих поколений или сами становились богами или объявлялись героями, находящимися под покровительством того или иного бога.
Для повышения своего авторитета некоторые личности сами объявляли себя сыновьями богов, что бы их современники беспрекословно исполняли их требования и желания.
Первые мифы передавались устно, но позже   были записаны и появились в Древней Месопотамии.
 В них прежде всего рассказывается и поясняется любопытным, как появились боги и как они сотворили Землю и людей.
Так в шумерско-месопотамской мифологии бог Мардук победил в битве с богиней хаоса Тиамат, затем из её тела создал небо и землю. После этого были созданы другие боги и люди.
В Древнем Египте так же были свои мифы о сотворении мира. Первоначально над миром властвовал хаос и был мировой океан Нун. Из этого океана родился бог Атум. Затем он создал бога ветра Шу и богиню влаги Тефнут.
После этого из белого лотоса родился бог Ра. Из слёз Ра появились люди.
Многие народы мира таким образом объясняли устройство мира и появление людей.
Из всего разнообразия мифов стоит выделить героические мифы, рассказывающие о жизни и битвах богов или героев. Кроме задачи о воспевании таких личностей или богов они ещё имели и воспитательное значение подрастающего поколения, ликвидацию страха смерти, обещая павшим героям вечное блаженство в загробном мире.

Очерк – является одной из разновидности малой формы литературного повествования, пропущенного через личностное восприятие автора, характерное описанием реальных событий и людей.
Зарождение этого литературного направления возникло в Англии на страницах сатирических журналов «Болтун» и «Зритель». После этого был широко распространён в Франции, где им увлекались такие писатели как Оноре де Бальзак, Жюль Жанен в 1830-1840 года.
В России этот жанр впервые появился на страницах, выпускаемых публицистом Новиковым Н. И. в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец».
Не был чужд жанра очерка, и Салтыков-Щедрин выпустивший цикл произведений «Губернские л очерки».
Существует четыре вида очерков:
1. Портретный очерк. Рассказывает о конкретном человеке его жизни, деятельности, раскрывает внутренний мир героя очерка, формирование его характера и проявление личностных качеств.
2. Проблемный очерк. Основной задачей такого очерка является освещение проблемы, раскрывается причины её появления, требования к решению, анализ ситуации, предсказания последствий. Особенно ярко он выражен в газетной или журнальной периодике, где журналист проводит собственное журналистское расследование.
3. Путевой очерк. Рассказывает о впечатлениях автора о путешествии, виденных им картинах быта или различных исторических событий, встречи с людьми. Так же он может включать в себя другие виды очерков. Как описание людей, освещение проблем, виденных автором и историческую справку о людях или событиях.
4. Исторический очерк. Рассказывает о истории возникновения предмета, места или личности. При этом автор, опираясь на полученный из различных научных источников сведений, излагает и анализирует события как в прошлого, так и настоящего. Такие очерки имеют большое познавательное значение.

Песня или Песнь – наиболее простая и в то же время древняя форма стихотворного сочетания слов и музыки или без музыки, так называемая капелла.
Состоит из рифмованного содержания и припева. Песни имеют свои собственные жанры – лирические, любовные, шуточные, застольные, обрядовые, плачи-причитания, военные и прочие.
Кроме этого существуют особые, как рифмованные, так и нет произведения, которые называются песнями.
В Библии широко известна Песнь песней царя Соломона, воспроизводящая обычаи и обряды в Древнем Израиле, отношения в те далёкие времена между мужчиной и женщиной.
У Лермонтова «Песнь о купце Калашникове», выдержанная в силе русского народного эпоса.
Так же основана на легендах индейцев народа оджибве, являющейся классическим памятником американской литературы «Песнь о Гайавате».
Примером песни без рифмы может служить произведение Максима Горького «Песня о Буревестнике», написанная под впечатлением разгона студенческой демонстрации у Казанского собора в Санкт – Петербурге 4 марта 1901 года. В этой песне пророчески указаны   надвигающиеся грозные события русской революции.

Фантастика – от греческого «искусство воображать».  Можно сказать, что первыми фантастическим произведениями были мифы, сказки и былины.
В фантастической литературе существует своя градация:
Научная фантастика – основана на предположительном развитии техники в будущем, предсказания технического продвижения общества. Многие предсказания авторов научной фантастики сбываются, так Жюль Верн предсказал появление подводных лодок, самолётов, Рей Бредбери технологии «умный дом» и прочее.
Космическая фантастика – повествует о космических полётах в космосе, на другие планеты, боевые действия в космосе и тому подобное.
Описание путешествий можно найти у Сирано де Бержерака, жившего в 17-м веке в его книге «Иной свет, или Государства и империи Луны».

Знаменитый фантаст 19-го века Жюль Верн в своём романе «Из пушки на Луну» так же описывал космический полёт на наш спутник Земли.
В СССР был весьма популярен роман Алексей Толстого написанный в 1937 году, «Аэлита» и о том, как был совершён полёт на Марс.
Так же знамениты и другие романы, описывающие космические одиссеи: «Стальная крыса спасает мир» Гарри Гарисона, «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, «Звёздные короли» Эдмонд Гамильтон и другие.
Боевая фантастика – описывает боевые действия в будущем с помощью роботов и различных военных технологий, выживание в мире после различных мировых катастроф, жизнь общества после апокалиптических событий.
Примерами таких произведений могут быть «Метро 2035» Дмитрия Глуховского, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, «Война миров» Герберта Уэллса.
Социальная фантастика – рассказывает о отношениях между людьми в обществе.
Первоначально о структуре идеального общества рассуждал ещё Платон. В своём труде «Государство» он призывал править государством просвещённых философов, желал вводить особые экзамены, для определения способности управлять, выделял три основных класса, правители –философы, стражи, защищающие государство и все остальные.
Продолжением идей Платна был Томас Мор, описавший, основываясь на принципах гуманизма, мир, в котором так же правит мудрый монарх, все должности выборные, работа не является тяжким бременем, отсутствует частная собственность.
Продолжателем идей Платона и Томаса Мора стал Кампанелла и его произведение «Город Солнца».
Тут так же здесь проповедуется общественное собрание, где обсуждается порядок выполнения обязанностей должностными лицами и каждый имеет право высказать своё мнение. Люди трудятся пол 4 часа в день остальное время посвящается наукам духовному и физическому развитию. Женщины и мужчины уравниваются в правах, а воспитание детей поручено обществу.
Но, кроме сочинений о справедливом и гармоничном обществе есть такие, что рассказывают о том, каким будет жизнь, если государство станет идеальным.
Пользовать тиранический методы правления. Эта тема поднята в таких произведениях как Ефремов «Час быка» и «1984» Оруэлла.
Фэнтези – описывает вымышленный мир, основанный на различных легендах, где герои действуют, используя магию. Героями таких произведений являются боги, колдуны, тролли, гномы и прочие существа, наделённые сверхъестественными способностями.
Действия происходят, в основном, в эпоху, сравнимую со Средневековьем, описываются эпические битвы королевств, героев с великанами, троллями, призраками и прочими потусторонними существами, где используется холодное оружие и различные магические приёмы.
Сильное влияние на жанр фэнтези оказали средневековые рыцарские романы, в которых благородный рыцарь сражается с порождениями тёмных сил.
В России основоположником фэнтези можно назвать Вельмана написавшего произведения «Кощей Бессмертный. Былина прошедшего времени», «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира», «Новый Емеля, или Превращения».
Наиболее знаменитыми произведениями в стиле фэнтези являются книги Эдварда лорда Дансени «Конан», Роберта Говарда «Хроники Нарнии» и наиболее известная Толкиена «Властилин колец».

Мистика и ужасы– близкие по стилю к фэнтези жанры в котором человек сталкиваются с необъяснимыми явлениями, неведомыми силами подвластными воле человека. Атмосфера страха и неопределённости, беспомощность перед грозными неумолимыми силами зла являются центральной концепцией таких произведений. Любители этого направления испытывают особое наслаждение в том, что, представляя в роли героев таких произведений они получают мощный выброс адреналина. Читатели, порой дрожа от ужаса, получают удовольствие от описанных кровавых сцен, таинственных оккультных обрядов, заклинаний, общей динамики произведения.
В России к таким произведениям можно отнести Булгакова «Мастер и Маргарита». Одним из основоположников этого направления является Эдгар По, написавший такие произведения как «Колодец и маятник», «Падение дома Ашеров» и другие.
В современной западной литературе самым популярным писателем в этом стиле является Стивен Кинг, которого называют «королём ужасов».  Многие его книги ужасов  экранизированы, такие как «Оно», «Кладбище домашних животных», «Сияние», «Дети кукурузы» и прочие.