Просто обо мне

Лариса Баженова
           Нравится мне подводить итоги. Осмыслять свои жизненные опыты. Скучны вам такие занятия - сразу закройте это и ищите то, что вам по душе.

           Что было интересного в моей жизни? Как время победивших жадин и тщеславных зазнаек повлияло на меня?

           Детство.

          Что запомнилось и греет до сих пор? Много лет (в смысле лето, как время года) проведённых на хуторе у бабушки и дедушки по папиной линии в Калининградской области. Для детей там было хорошо всё. Взрослые были заняты хозяйством и по пустякам нас не дёргали. Если нужна была наша помощь - мы им помогали, всегда была готова еда. Еду готовили как в русской печке так и на газовой плите. А свежие фрукты и овощи в огороде и в саду поспевали друг за другом. В паре километров было озеро. И каждое лето там гостила - моя двоюродная сестра Наташа. С которой мы могли поговорить обо всём. Говорили мы с ней о том, что случалось с нами за весь учебный год, пока мы не виделись. Говорили, когда пололи в огороде, согребали сено, собирали ягоды, фрукты и овощи, ходили на озеро. А, вот когда ходили с бабушкой или другими взрослыми доить корову, - говорили с коровой. Я и сама научилась корову доить. Задача наша была отгонять мух, слепней и комаров так, чтобы наша сначала Ночка, а потом Зорька могла стоять спокойно. Говорили, когда рисовали и клеили, передавая друг другу то, чему научились она в московской, а я в латвийской школе. Вели мы дневники и альбомы. Тестировали всех, кто соглашался отвечать про любимых писателей и артистов. Думаю, что взрослым с нами было не скучно. Пока были в младшей школе устраивали небольшие концерты, ставили сценки для своих родных. И пели, и стихи рассказывали. Запомнилась одна, про Анюту, которую никак было не дождаться с поручением.

Анюта! – кричит барыня.
Проходит одна минута
Анюта!! – кричит барыня.
проходит вторая минута
Анюта!!!
проходит третья минута

- Что, барыня, я тута – отвечает  Анюта.
- Принеси мне подушку! - требовательно говорит барыня.
- Лягушку? - бубнит себе под нос Анюта. Сейчас! – отвечает Анюта и уходит недалеко, и  увлечённо ищет, всюду заглядывая, лягушку. Через время она возвращается и говорит сокрушенно, барыне:
- Всё болота обошла, а лягушки не нашла.
- Да не лягушку, а подушку!

Вроде было там ещё что-то, но не припомню.

       Отдельная тема в жизни на деревне у бабушки с дедушкой - русская печка. Самая настоящая. Печка в которой пекли блины через день, варили пшённую кашу в котелке и щи. Пекли булочки. Иногда запекали мясо. Печка - это душа русского дома. Самое тёплое и чистое место. Пока были маленькие мы там частенько сидели и шептались. Спал там дедушка. Там он лечил все свои хвори. Топилась наша белая красавица печка дровами, а зола использовалась как удобрение.

       Весь учебный год я училась и читала. А всё лето пересказывала всё самое интересное своей сестре. А когда научились писать мы стали писать друг-другу и в течении года. Писали регулярно. Раз в неделю обязательно, а то и чаще. Ответ из Москвы мне приходил через три-четыре дня. Почта работала превосходно. И я продолжала строчить про свои детские, а потом подростковые переживания. Эпистолярный жанр, - это было чудесно!

       Вот это и есть мои самые светлые детские переживания.

       Ещё нравилось с папой играть в разные настольные игры. Теперь с сыном играю. Кроме нетрудной учёбы в провинциальной школе, занятий в музыкалке и спортивных секциях помню ещё мультфильмы и фильмы из детства. Интересные передачи для детей по телевизору. Весной и осенью велосипед, зимой санки, коньки и лыжи. Санатории в Юрмале и один раз в Трускавце. Больницы. Детство как детство.

       Помню, всегда мечтала, чтобы дома было тихо, чтобы можно было спокойно почитать. Никогда не огорчалась по поводу простуды или гриппа - возможность была почитать подольше и посидеть в тишине. Начиная со второго класса читала очень много. И увлёк меня в этот мир, во втором классе - Пушкин. Первую книгу, которую я действительно с увлечением прочитала была "Руслан и Людмила". До этого любимая была "Конёк-Горбунок" Ершова. Потом было по пять-шесть книг в неделю.
 
Тема про животных присутствовала всегда. Мама моя биолог и у нас был Пришвин и Акимушкин, и Джеральд Даррелл. Множество энциклопедий. В библиотеке на эту тему было очень много литературы. Ярко в памяти "Бродяги севера" про дружбу собаки и медведя. "Дикая собака Динго" несколько о другом, но выбрала я её почитать именно по названию. Такие книги я любила.

Вторая тема - приключения. Марк Твен и Джек Лондон - самые любимые писатели в детстве. Их я читала, пока не наткнулась на собрание сочинений. Перечитала все тома, которые были в библиотеке. Очень заинтересовал Марк Твен как публицист. Потом Томас Майн Рид.
 
Третья тема - сказки. Сказки всех народов мира я читала в жизни три раза. Сначала мне и сама. Потом дочке. Потом с сыном. Люблю сказки и ценю.

Четвёртая тема - детские писатели про детей. Аркадий Гайдар. Конечно Драгункин.  Носов – сказки ли он писал? Много было хороших советских детских писателей.

Пятая тема книги о Великой Отечественной войне. Книги о Гражданской войне.

Шестая французские писатели. Для меня они стоят отдельно.  Эрве Базен и Сомерсет Моэм, – любимые в ранней юности. Дюма и Жюль Верн, несомненно, оставили свой след в моём детстве и юности.

Седьмая тема - Философы и Древние греки. Не углублялась. Библиотека маленьких городов Латвии, где я росла не была богата такой литературой. Читала то, что могла достать. Самый интересный для меня Артур Шопенгауэр. Хоть я и дошла до него позже остальных. Спиноза. Аристотель и Сократ. Иоганн Вольфганг фон Гёте. Очень интересная биография была у Гёте. Вольтер. Жан-Жак Руссо. Не подробно познакомилась со всеми, кого встречала в произведениях классиков. А там упомянуты практически все, кто до нас дошёл. С китайской и японской философией знакома меньше. Но тоже интересовалась.

Восьмая тема - энциклопедии, словари и справочники. Много и разных на всевозможные темы.

И самая серьёзная тема для души - русская классика. Читать начала рано. Читала собраниями сочинений со всеми критическими статьями. Писатели и поэты, которые будут живы, пока жив на нашей планете человек с душой. Для меня есть иерархия. Пушкин и Достоевский - номер один. Горький, Лев Толстой, Гоголь, Тютчев, Александр Островский, Лермонтов - номер два.
Гончаров, Николай Островский, Лесков, Крылов, Есенин, Некрасов, Тургенев и Антон Чехов, Цветаева и Ахматова номер три.

И очень много других русских писателей и поэтов у которых есть гениальные произведения.

Музыка и песни.

Очень важная тема в моём детстве и юности.
Многие мои самые любимые песни детства оказывается написал один человек - Юрий Михайлович Чичков. Столько успел. Уверена, что там за горизонтом у него всё хорошо.
Мы пели их на хоре и я частенько просыпалась с этими песнями и засыпала.
«Песня о волшебном цветке» (сл. М. Пляцковского)
«Песня про жирафа» (сл. Ю. Энтина)
«Самая счастливая» (сл. К. Ибряева и Л. Кондрашенко)
«Из чего же, из чего же…» (сл. Я. Халецкого)
«Лесной марш» (сл. Петра Синявского)
«Мой щенок» (сл. П. Синявского)
«Детство - это я и ты!»(сл. М. Пляцковского)

Кроме того Музыка: Л. К. Бекман Слова: Р. А. Кудашёва «В лесу родилась ёлочка»
«Весёлый ветер» Музыка: Исаак Дунаевский Слова: Василий Лебедев-Кумач 1936г.
«Не дразните собак, не гоняйте кошек». Автором стихотворных строк является поэт-песенник Михаил Спартакович Пляцковский. Музыка Е. Птичкина
«Эхо любви» ещё одна любимейшая песня на музыку Е. Птичкина. Стихи Р. Рождественского
«Если с другом вышел в путь» Михаил Танич, музыка Шаинского
«Дорогою добра», написанный в 1983 году поэтом-песенником Юрием Энтиным. Музыка: М. Минков.

Конечно мы любили и пели песни советской эстрады.
«Всё, что есть у меня» — песня композитора Вячеслава Добрынина на слова Леонида Дербенёва
«ТЕЧЕТ ВОЛГА» Стихи Л.Ошанина, музыка М.Фрадкина
«Лето, ах, лето!»


Песни о наших героях.
«Песня о Щорсе» — советская песня, посвящённая начальнику дивизии Красной армии времён Гражданской войны в России Николаю Щорсу. Композитор — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Голодный.
«Варшавянка»  Музыка: В. Вольский Слова: В. Свендицкий, пер. Г. Кржижановского 1905г.
«Варяг» Музыка: А.С. Турищев Слова: Рудольф Грейнц, пер. Е.Студенская 1904г.
«Маленький барабанщик» Музыка: В. Валльрот Слова: М. Светлов 1930г.
«У деревни Крюково» Музыка: М.Фрадкин Слова: С.Островой
«И вновь продолжается бой» Музыка: А. Пахмутова Слова: Н. Добронравов
«Гренада» на слова Михаила светлова
«Песня о тревожной молодости» А. Пахмутова, Л. Ошанин.
к/ф «Неуловимые мстители». «Погоня» - музыка Яна Френкеля, слова-Роберт Рождественский и «Бьют свинцовые ливни» Музыка Б. Мокроусов. Слова Р. Рождественский
«Товарищ время» Музыка: Игорь Шамо Слова: Роберт Рождественский
«Три танкиста» Автор слов Борис Ласкин. Композиторы Братья Покрасс
«Песня "10-й батальон"»  слова и музыка Б. окуджава
«День победы» композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова
«Там, вдали за рекой» Автор текста (слов):Николай Мартынович Кооль Н. Композитор (музыка):Александр Васильевич Александров
Все песни из к/ф Бумбараш. Особенно «Марш 4-й роты» , «Песня Левки»  и «А, вот я на фронте был» . «Ходят кони»
«Если завтра война» Музыка: Дм. и Дан. Покрасс Слова: В. Лебедев-Кумач 1938г.
«Алёша» песня на стихи поэта Константина Ваншенкина и музыку композитора Эдуарда Колмановского
«Священная война» слова В. И. Лебедева-Кумача. А. В. Александров написал музыку

 


Продолжение следует