Денис Мацуев представляет. Рецензия на концерт

Михаил Берсенев
Студенты Московской консерватории! Они все такие молодые и интересные и свежие.  В начищенной до блеска классической обуви.  В строгих тёмных костюмах. Приятно даже просто смотреть на этот коллектив. На концерте студентов Московской Консерватории "Денис Мацуев представляет" в Большом зале Московской консерватории слушатель наполняется  молодой энергетикой, помноженной на энергетику музыки Моцарта, Мендельсона, Россини. Эта музыка и весь концерт чем- то напоминает катание на морских волнах. Сначала всё идёт плавно, но потом вдруг с рывками, как будто,  от удара волны, всё вспенивается. А потом снова штиль.

 Особенно здорово у исполнителя партии фортепиано ( Александр Малофеев) получается проигрыш с сотней мельчайших, беглых движений пальцев в единицу времени по черно-белым клавишам фортепиано. Видно, что ребятки и девушки, эта братия студентов, все стараются вжиться в то, что они играют. Но пока ещё до выжатых до пота рубашек дело не доходит. Наверное, впереди ещё десяток лет репетиций и концертов, чтобы научиться выкладываться полностью, до последнего. До капельки пота, что рисует зигзаг по раскрасневшемуся от эмоций лицу.

Посещение концерта студентов Московской Консерватории в Большом зале " Денис Мацуев представляет" оставляет ощущение торжественности всего мероприятия. Причем это чувство накрывает уже в фойе Консерватории. Со стен почти живыми глазами на посетителя смотрят портреты классиков мирового уровня классической же музыки.  Кажется, к примеру, глядя на портрет Мендельсона, что слышишь его немой вопрос:
"- Ну, что, развлекаться сюда пришёл? А не получится!". Согласен. Разговаривать с портретами при посторонних не очень-то и нормально, но на этот концерт уж точно с поп корном идти и с газировкой негоже. У каждого возникают свои ассоциации от прослушивания и углубления в эту удивительную многослойную  музыку. Это не развлекательное мероприятие, нет. Здесь торжественно и даже - грустно.

Иногда задаешься невольно вопросом а не устарела ли вся эта классическая музыка? Может быть, её место под обломками прошлого? Здесь нет ни синтезаторов, ни электрогитар, ни компьютерной обработки звучания и через специальные программы доведения звука до идеальных уровней. И ты сидишь как и зритель, слушатель лет 200 назад и слышишь такое же живое звучание. Необычное ощущение! Это как будто забросить сотовый телефон и компьютер и игровую приставку в сундук и уехать в деревню на неделю. И жить среди равнин у реки. Слушать утром крик петуха, а днём пение птиц. И вокруг - тишина.

А в Большом зале Московской консерватории на концерте "Денис Мацуев представляет" люди, как и на природе, в деревне, смотрят почему-то вверх, как бы ища образы и ловя их на потолке. Словно в небо в деревне глядятся. А кто-то, наоборот, при прослушивании музыки уткнул взгляд вниз. В пол. Этот жест в психологи относят к процессу обдумывания. Значит, великая музыка прошлого до сих пор наталкивает слушателей на какие-то свои размышления. Если попса развлекает и тянет пуститься в хмельной пляс, то тут совсем иные ощущения и желания. И у всех они - разные. Часть зрителей  уходит в мир своих грёз, закрывая во время прослушивания глаза. Так приходит ПУСТОТА. Музыка Мендельсона стирает вообще какие - либо мысли. Остается умиротворенная пустота, мозг и тело отдыхают.
 
Единственный минус программы я бы заключил, как в гранит, в одно слово. "Мало".  Программа непродолжительна, чуть больше полтора часа вместе с антрактом и только душа распахивается навстречу музыке, бац - и пора захлопываться. Конец концерту.  Делается это плавно, венчается концерт музыкой Россини и она действительно спокойна, размеренна, в чём- то даже философична. Всё имеет начало, и всё имеет конец. Но потом Россини взрывается искрометной бомбочкой. Встряска до мурашек. И чуть позже - снова штиль. Невольно начинаешь жмурить глаза от некоторой сонливости. Глядишь на отблеск ламп на отделке помещения.

Приятно, что  в Большом зале Московской консерватории имеется особенное, ненавязчивое освещение. Оно не режет глаза, а чувство потока света не всё же не покидает. Орган подсвечен аккуратно, сотни бликов играют на его трубках. Всё внутри выглядит в итоге торжественно.
 
Дирижер концерта - элегантный молодой человек (Юрий Демидович) музыкантам прямо как отец родной. Руководит, машет палочкой, жестикулирует и когда кто-то слишком громко "вступает" со своим инструментом, он прикладывает палец к губам, потише, мол, как бы приглушая нарушителя по- отечески. Демидович воодушевлен собой и исполнителями. Ведь это он во многом варит сиё деликатесное блюдо из классической музыки и делает его звучащим в унисон.

В целом концерт студентов Московской Консерватории в Большом зале "Денис Мацуев представляет" оставляет ощущение торжественности, прикосновения к прекрасному, и уже такому далёкому. Этот проект наталкивает каждого слушателя на разные мысли и ассоциации, при этом даже просто разгружает психику. А сама классическая музыка делает мироощущение слушателя чуточку лучше, а может быть, даже лучше делает и его самого. Хоть на малую толику, и в этом сила великих композиторов прошлого. Таких как Моцарт, Россини, Мендельсон.


21.03.2021. М.Берсенев.