Поразительный собачий консерватизм

Леонид Андреев 2
Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/03/21/239/


Всю свою жизнь я живу с животными. У каждого человека свои интересы. Понятно и без детализации. А у меня всегда был очень важный интерес понять иных, чем я живых. Есть у меня конечно и другие интересы, но этот - постоянный с тех пор, как я родился. Мне интересны не только те, кому я нравлюсь, но и те, которые на меня плевать хотели. В три года я пытался понять черепаху, пытался понять, что ей из продуктов, которые мы едим, больше всего нравится. В четыре года у меня появился близкий друг - кот Василий. У нас с ним был полный интим в понимании друг друга (http://proza.ru/2010/10/20/288). Жил у меня кролик, который залезал ночью ко мне под одеяло, жил змеёнок уж - любитель попить молока, жил у нас в семье попугай ара, я был персонально знаком с каждым из полусотни котов и кошек нашего огромного бакинского дома, кошек и собак разных пород у меня было очень много.

Большинство кошек и собак на мой взгляд обладают консервативным психотипом. В отличие от стайных животных, от которых они произошли, домашние животные - кошки и собаки - в течение тысячилетий были ориентированы на семью, с которой они живут, и на дом, в котором они живут. Для кошек более важно жилище, для собак - хозяин. Из многих собак, которые у меня жили, я знаю лишь одну, у которой была настоятельная потребность постоянно работать на публику. Это была доберман пинчерша Феня, которую я купил в качестве жены своему любимому доберман пинчеру Сприму, хотя он и не обратил на неё ни малейшего внимания. Фенька целыми днями бегала по двору, воображая, что она выступает на арене столичного цирка. Она и умерла во время бега по двору от инфаркта. Купил я её у какой-то тётки по объявлению, в квартире которой она жила в маленькой клетке, что видимо сильно повлияло на формирование её характера. Все остальные собаки, которые жили в нашей семье, больше относились к преимущественно консервативному психотипу. Но то, что я наблюдал вчера, меня невероятно поразило.

В течение нескольких лет у меня с моей собачкой Лилей породы йоркипу, но вылитой йоркширской терьершей, сложились некоторые традиционные мероприятия. Ближе к вечеру Лиля перебирается в мой кабинет и ложится спать недалеко от моих ног на свой маленький матрасик. Работаю я обычно до поздна, но, идя спать, кладу на карпет разломанное на 5-6 кусочков печенье, выключаю компьютер и громко говорю: "Лиля, пошли спать!". Лиля просыпается, некоторое время тупо смотрит на меня, приходя в себя. Я повторно говорю: "Пошли!", Лиля набивает рот кусочками печенья, бежит впереди меня в спальню, запрыгывает на кровать. Я ложусь на свою половину кровати, Лиля рядом со мной выкладывает печенья, поедает их, прижимается ко мне и через некоторое время мы засыпаем. Такая стандартная процедура у нас неизменно повторяется в течение нескольких лет.

Вчера то ли от землетрясения в Мексике, то ли ещё по какой-то непонятной причине Лиля поздно вечером не спала. Я по какому-то поводу зашёл в спальню, а Лиля подумала, что я пошёл спать и запрыгнула на кровать. Я подумал, что это как-то неправильно, что Лиля пошла спать без печенья. Вернулся в кабинет, где у меня в вазочке лежат печенья, взял одно, разделил его на шесть обычных частей, приблизившись к кровати, бросил кусочки печенья на кровать и вернулся в кабинет дописывать статью. Через минуту появилась Лиля, посмотрела на меня строгим взглядом, вывалила изо рта шесть кусочков печенья, которые он собрала со всей кровати, легла рядом и... захрапела.

У меня глаза на лоб полезли. Такое было впервые. Я понял, что теперь не засну, пока не разгадаю причину этого лилиного перформанса. Я наплевал на статью, громко сказал: "Лиля, пошли спать!" и в сопровождении Лили отправился в спальню. Лиля запрыгнула на кровать, аккуратненько выложила кусочки печенья рядом со мной, съела их, прижалась ко мне и... заснула. И тут я понял в чём дело. Я непроизвольно нарушил традицию, установленный в течение нескольких лет распорядок. Лилин консервативный психотип не мог смириться с таким нарушением установившейся процедуры ухода ко сну. Она по собственной инициативе этот распорядок восстановила. Я был просто поражен...