Размышления человека, такого, как и вы сами - 37

Эдуард Ратников
Продолжение размышления просто человека, такого, как и вы сами

ЧАСТЬ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ
ЧТО МНЕ ПРИХОДИЛО В ГОЛОВУ ПО МОЕЙ ЖИЗНИ.
Такое не у всех было - Я был знаком с Оскаром
        Мне повезло - я был знаком с Оскаром.   

          С Оскаром Качаровым я познакомился через своего школьного товарища Александра Косицына. Произошло это как раз когда заканчивалось одно тысячелетие и наступало следующее. Саша, зная мою расположенность к символизму, предложил мне заехать к его хорошо знакомому художнику в его мастерскую. Побывать в мастерской художника - это всегда интересно, а когда художник – символист, интересно вдвойне. Так получилось, что хотя я технарь по образованию, но по жизни у меня достаточно много друзей, связанных с искусством, и мне, естественно, приходилось бывать в различных мастерских, как художников, так и архитекторов, и поэтому какую-то возможность сравнения я мог себе позволить. Как правило, мастерские творческих людей в целом имеют много общего, но отдельные детали говорят как о хозяине, так и о его творчестве. В основном мастерские располагаются в крайне непригодных помещениях: подвалах, чердаках, и часто в таких неожиданных местах, где и трудно представить.

           Мы договорились с Сашей встретиться у метро «Охотный ряд», с его слов я понял, что мастерская Оскара в самом центре, на Тверской, во дворе жилых домов. Так как я был на машине, я решил воспользоваться часто используемой мною хитростью парковки в столь трудном месте, то есть поставить машину во дворе у моего хорошего друга, с которым мы вместе двадцать лет отработали на заводе «ЗиЛ». Он же, благодаря своим родителям родился, вырос и до сих пор живёт на Тверской, теперь, к сожалению, правда, уже один. Поставив как бы по блату свою машину в его дворе, я пошёл к выходу метро, где мы и договорились встретиться с Сашей.

           Встреча состоялась, и мы пошли, Саша с ходу начал говорить, какой замечательный художник и человек Оскар. Хотя он и старше нас и даже участник, а теперь ветеран Отечественной войны, но он совершенно свойский и очень компанейский в общении человек. Постепенно продвигаясь к цели, я почувствовал, что мы неуклонно движемся в направлении поставленной мною машины, а когда мы подошли к ней вплотную, то оказалось, она стояла в трёх метрах от подъезда в мастерскую Оскара и в десяти метрах от подъезда моего друга Вовки с «Зила». Конечно, я поделился с Сашей таким совпадением, что и явилось вполне приятной неожиданностью для нас двоих. Надо заметить, хотя подъезды были и рядом, но дома были разные. Вовкин - тот, что фасадом выходит на Тверскую, а Оскаров - совсем старый, наверное, дореволюционный, хотя и пятиэтажный, отдельно стоящий во дворе. Оказалось, что мастерская располагалась на последнем этаже, естественно, без лифта, и я подумал, что Оскару с его возрастом ветерана войны такая физзарядка хотя и полезна, но, наверное, не всегда кстати.

           Дверь в мастерскую была открыта, и мы вошли свободно, без участия хозяина. Оскара мы застали возлегающим на диване, он не спал, и, извиняясь, хотел подняться, но мы его уговорили продолжать лежать, а мы пока пройдёмся по мастерской. Я думаю, этот диван и является олицетворением мастерской Оскара. Мастерская состояла из какого-то кривого, довольно тёмного коридора с каким-то металлическим электроящиком огромных размеров, совершенно непотребной, как и положено, сантехникой в душе и туалете. А так же двух светлых (большой и малой) совмещённых комнат, выходящих окнами во двор, как раз напротив подъезда моего друга Владимира. Жалко, что окна Вовки выходят на Тверскую, а то можно было бы просто переговариваться, не выходя из квартир.

            Как и положено, в мастерской присутствовали вещи, которые постепенно перекочевывают из дома в мастерскую по мере прихода в негодность. Конечно, наверное, бывают мастерские, где всё с иголочки, но лично я в таких не бывал. Как правило, бытовые условия у всех хозяев мастерских ниже среднего, если не сказать плохие, но зато присутствует определённый шарм нагромождения совершенно ненужных вещей, у всех хозяев вещи разные, но практически всегда не нужные в отдельности, они почему-то совершенно необходимы в общем контексте. Конечно, везде расставлены подрамники с начатыми и законченными работами, и вот тут-то схожесть хозяев в смысле самих работ уже отсутствует. Работы Оскара довольно большие, и для них требуется немало места, развесить по стенам их не удастся. Работы очень яркие, и, в основном, жизнеутверждающие, светлые и радостные.

            Кажется, мы были весной, было тепло, окна открыты, солнечно, светло, да ещё яркость чистых цветов красок, всё это произвело неизгладимое впечатление. К этому времени Оскар поднялся с дивана и сказал, что лежание на диване очень способствует творчеству, именно лёжа и приходят правильные мысли и сюжеты для новых работ, но пора ставить чайник, а у Саши была припасена бутылочка для закрепления знакомства.

            Оскару уже было далеко за семьдесят, но он выглядел очень бодро, а главное совершенно по-свойски, без намёков на свой возраст. В мужской беседе он любил ввернуть крепкие словечки, но делал это легко, как бы само собой, и поэтому, подчёркиваю, для мужской компании это не выглядело непристойно, а скорее стирало грани, хотя бы возрастные. Речь заходила на разные темы, но больше, как и положено, с намёками на женский пол, и этот вопрос его волновал не меньше нас, тогда ещё молодых относительно его возраста.
Уже частично ознакомившись с его работами, я поинтересовался, почему он предпочитает практически чистые яркие цвета?
И тут я понял, что мой вполне риторический вопрос затронул самое сокровенное его жизненное наблюдение, впоследствии переросшее в целую теорию распределения цветов в зависимости от их сочетания. Не вдаваясь в подробности на тот момент, в дальнейшем я узнал, что Оскар создал вращающуюся мнемопиктограмму, позволяющую осуществлять подбор цветовой гаммы для различных трудно совместимых цветовых палитр.
 
            В дальнейшем мы с ЛЕНОЙ очень подружились с Оскаром и в силу своих возможностей я помогал ему с выставками, и в получении новой мастерской, более доступной для посещений и работы. Во время этих поездок по бюрократическим инстанциям, я видел, как совершенно доброжелательно его принимали в этих конторах, где, естественно, среди сотрудников преобладал женский пол. Работа просто прекращалась, и всё это выливалось в дружеские посиделки с человеком, которого любят и которому искренне хотят помочь.

           Организовать выставку, собрать друзей, всё это невероятно сложно, и у Оскара хватало сил это делать. А экспозиция в Третьяковке – это ли не достойное признание его творчества. Остаться всю жизнь верным своему выбранному направлению в искусстве, когда всё запрещалось, даже намёки на абстракцию, это воистину творческий героизм, достойный ветерана войны ОСКАРА КАЧАРОВА.

            Несколько эпизодов творческого пути Оскара Качарова. (1924-2007)

            Первое творческое десятилетие начинается с его дипломной работы - картины «В госпитале» (1953). Это лирический период без намёков на символизм. Наиболее полно его лирико-поэтическое дарование раскрылось в картинах «Ломоносов в детские годы» (1954), «К вечеру» (1957), в портретах. В конце пятидесятых - в начале шестидесятых, в период Хрущёвской оттепели, когда все почувствовали относительную свободу, происходит становление авторской индивидуальности художника. Качаров использует контрастные цвета, возможности смелого живописного мазка. Важным событием в его жизни стали встречи в 1965 г. с А.А. Дейнекой, который поддержал его в живописном поиске своего пути.

            В 1970-е и 1980-е годы Качаров продолжает работать над картинами на военную тему. Будучи участником войны, обладая живой памятью того времени, он создаёт картины, используя возможности своего абстрактного мышления. Работы Качарова на военную тему созвучны с работами Пикассо, в частности, с его знаменитой «Герникой». Наиболее характерная среди этих работ Качарова - картина «Декабрь 1941 г.» (1985), именно репродукцию этой работы я разместил в начале своего рассказа.

            Каждый может составить своё понимание этой работы, но я хотел бы высказать свою версию, с которой можно соглашаться или нет.

            Наиболее сильным моментом восприятия темы ужаса войны послужила идея художника наложить на участников лыжной гонки прозрачный квадрат. В отличие от «Чёрного квадрата» Малевича, через этот квадрат высвечивается олицетворение ужаса войны. Снежно-белые надгробные кресты переплетаются с фашистским символом - свастикой, лишь одна эта идея полностью олицетворяет именно Вторую мировую войну. Но наибольшую законченность работе придаёт вторая идея художника - наложить облик войны на бегущих лыжников. Квадрат войны - лишь эпизод пятилетней истории человечества, лыжники продолжают бежать, и кровь с их красных тел постепенно смоется, но безрукие и обезглавленные уцелевшие лыжники - это предупреждение художника о последствиях бессмысленной бойни в любой войне.

             Именно символический подход к отображению ужаса войны позволяет зрителю наиболее полно представить недосказанный изобразительный ряд. По такой же причине художественные фильмы, снятые даже очень талантливо, практически всегда хуже прочитанной вами книги. Ваша личная фантазия всегда превосходит отснятую кем-то уже реальность фильма. Также и реальная живопись не позволяет включить вашу фантазию. Когда всё предельно понятно, то лишь можно оценить, насколько это качественно МАСТЕРСКИ выполнено. Пересказывать реальное изображение не имеет смысла, так как любой зритель увидит только то, что есть, все увидят одинаковое. Все работы Оскара требуют размышления, а это гораздо трудней, чем просто смотреть и видеть отображенный реализм.
 
           Оскар Качаров - художник, который говорил: «Когда я пишу красками, у меня перестаёт болеть сердце».

А теперь мои размышления и ИДЕЯ понимания «КВАДРАТА» МАЛЕВИЧА.
Просто любопытно - Квадрат Малевича - эта ИДЕЯ моего личного ОСМЫСЛЕНИЯ понимания того, что хотел сказать Казимир МАЛЕВИЧ, создавая «КВАДРАТ». Сама ИДЕЯ понимания посетила меня давно, ещё в период моей работы на ЗИЛе.

         Так как я ещё в школьные годы имел небольшое отношение к живописи, иногда при встречах с друзьями, помимо разговоров за жизнь, возникают моменты обсуждения как их личного творчества, так и этого удачливого КВАДРАТА. Как личности сами по себе - все друзья разные, и некоторые из них стоят совершенно на противоположных позициях в вопросе предпочтения - какие направления в живописи считать приоритетными. Часто в разговорах всплывало творчество Малевича и его «Чёрный Квадрат». И странно, что даже этот факт постоянного склонения Малевича на каждом углу, для многих не является подтверждением его гениальности. Если по мне, то он уже ГЕНИАЛЕН только за это.
        Однажды, лет двадцать тому назад споры о Малевиче так допекли меня, что я не выдержал и решил раз и навсегда разобраться с ним для себя лично, исходя только из личной позиции понимания его «ЧЁРНОГО КВАДРАТА».
        Я, как и многие, неоднократно видел «Квадрат» на различных выставках, и меня сильно смущало утверждение, что, мол, «Квадрат» не просто закрашен чёрной краской, а как будто бы Малевич досконально обдумывал каждый мазок, прежде чем нанести его кистью на холст. Как вы догадываетесь, так говорили ярые сторонники Малевича. Противники клялись, что они повторят любое количество квадратов и даже могут лучше, чем Малевич, в несколько раз.

        Попробую обрисовать мой личный дилетантский взгляд на работу Казимира Малевича «ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ».
        Дело в том, что на мой взгляд «Чёрный квадрат» практически не является произведением искусства в прямом смысле этого слова, и ценность его подрамника вместе с холстом и самим квадратом как просто предмета, почти никакая. Но и это ни о чём не говорит. Например, перчатка Элвиса Пресли как предмет - столь же нулевая, но она стоит немалых денег, и таких примеров по разным ПРИЧИНАМ сколь угодно много. Как ни странно, но на этом принципе формальных ценностей устроен весь наш современный материальный мир. Это явление становилось закономерностью по мере развития общества.

         В начале развития человечества все предметы несли чисто прикладную ценность. Например, ценность каменного скребка или топора первобытных людей определялась исключительно их техническими возможностями. И только с появлением понятия «РОСКОШЬ», ценность предметов стала определяться не полезностью, а престижностью. В современном мире практически все имеют возможность обладать всеми полезными вещами, и вот тут-то и возникла неразрешимая задача ублажения человеческой сущности.
         Мы уже пользуемся всем тем, что создано, и ещё немного и все смогут воспользоваться достижениями технической революции в равных возможностях. Разница обладания чем-то таким в основном НАДУМАННАЯ именно престижностью или уникальностью, но всё это чисто умозрительные критерии, главный фактор - НЕОБХОДИМОСТЬ использования, но именно этот фактор полезности за счёт технического тиражирования позволяет обеспечить всех такими ВЕЩАМИ.

         Кажется, я ушёл далеко в сторону, вернёмся к «КВАДРАТУ». Так вот, у картины  Малевича, перчатки Элвиса и бриллиантового колье есть одно общее - это заоблачная денежная стоимость и общая никчемность в прикладном применении. Но у перечисленных предметов в корне различны причины возникновения такой цены.
«Квадрат» ценится за философскую мысль, отображённую художником. Перчатка ПРЕСЛИ - как предмет, принадлежавший гениальному певцу. Бриллиантовое КОЛЬЕ – ценится за эстетическую КРАСОТУ и уникальность исполнения.
         Стремление людей иметь то, что дорого стоит, возникает по разным причинам, но это желание позволяет другим, создающим эти ценности, добровольно отбирать деньги у богатых и распределять их между другими, менее имущими, хотя бы между теми, кто эти ценности создаёт. Такое распределение происходит за счёт тех, кто ради престижности готов отдать последнее.
         Сейчас поясню и перейду непосредственно к «КВАДРАТУ». Фактически получается, деньги у них отняли, только очень хитрым образом, и перераспределили на другом уровне. В этот хитрый процесс отъема денег на ненужные вещи вовлечены не только сверх богатые, а ВСЕ, только каждый на своём уровне. Очень мало людей, способных это обкрадывание осознать. И только бомжи, это те, кто стопроцентно пользуются благами цивилизации, не прикладывая ни малейших усилий в создание чего-либо. Живя таким образом, они даже не осознают, что все остальные работают на них, добровольно отдавая своё ненужное им в бесплатное пользование.

         Теперь о философской мысли «ЧЁРНОГО КВАДРАТА» Малевича. На мой взгляд, этот КВАДРАТ чистейшей воды «СИМВОЛИЗМ», и любой в праве трактовать его, исходя из лично своих рассуждений.
Как мне самому кажется, моя трактовка примеряет особо ярых противников «Квадрата», а таких достаточно много. Перво-наперво, я предлагаю не рассматривать и не оценивать «Квадрат» как показатель мастерства художника. «Квадрат» замыслен художником как высочайшее доказательство отсутствия самого понятия «МАСТЕРСТВО». Малевич умышленно изобразил простейшую геометрическую фигуру, закрашенную черной краской, как пример полного отсутствия ремесленнического мастерства. Такой квадрат практически под силу изобразить любому, способному держать в руках кисть.

          Итак, ВОТ, мастерства в квадрате НЕТ, а что же есть?
Вот мы и подошли к главной философской мысли Малевича, заложенной в этом «Квадрате».
          В «Квадрате» - отображено сразу два ПОНИМАНИЯ: стопроцентная ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ в образе заложенной МЫСЛИ художника, и в то же время нарочито отображено НУЛЕВОЕ МАСТЕРСТВО.
Вот почему практически все смотрящие ВОСКЛИЦАЮТ: - Да я таких квадратов…….!!!
На самом деле – это практически ХОРОШАЯ формула МАЛЕВИЧА, позволяющая оценить любую другую работу, разложив её на степень мастерства или художественности.

Всё, что касается правильно смешать и умело положить краску на холст, копируя то, что ВЫ видите глазами – ЭТО МАСТЕРСТВО.

Всё, что касается отображения своих мыслей, размещая краску на холсте, так как ВЫ себе это образно представляете – ЭТО ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ.

          Именно по этой причине многие великие художники, начинавшие свой творческий путь как чистейшей воды РЕАЛИСТЫ и обладающие большим мастерством реального отображения, постепенно, в процессе своего творчества, склоняются к большей художественности. Этим выражением художественности и является АБСТРАКЦИЯ и СИМВОЛИЗМ.
          Как правило, настоящий ХУДОЖНИК, конечно, творит для себя, и вначале творческого пути многие стараются набраться мастерства отображения действительности, но достигнув этого МАСТЕРСТВА им всё больше хочется выразить свои мысли, чем, по сути более сильным, тем и является символизм, абстракция или ещё что-то нереальное, но ХУДОЖЕСТВЕННОЕ.
          Я уже описал пример ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ в работе ОСКАРА над его картиной «Декабрь 1941 г.», такой же пример подтверждения вышесказанного - работа Пабло Пикассо при написании «ГЕРНИКИ».
Как изобразить наиболее КРИЧАЩИЙ эффект ужаса случившегося?
          Пикассо, будучи гениальным рисовальщиком и живописцем, мог совершенно реалистично  изобразить пикирующий бомбардировщик, и, конечно, нам не пришлось бы сомневаться, что это было бы гениальное полотно. И он сам поступил бы так, если бы чувствовал превосходство реалистической манеры письма над условной в данном конкретном случае.
          Что же вынудило его изуродовать и исказить реальность?
Да просто только исказив, можно было достичь желаемого эффекта ужаса самой бомбардировки, и он отобразил реальный ужас нереальными образами своего воображения. Тем самым наиболее полно донёс до нас своё отношение к этому событию именно в ХУДОЖЕСТВЕННОЙ форме.
 
          Я же, исходя из формулы Малевича, вижу сколь велика степень художественности этих произведений ПИКАССО и ОСКАРА.
Ещё раз подчёркиваю - это не научный труд, это мои личные соображения, но оценка художественных работ с такой позиции позволяет мне интересней проводить время на выставках, а главное, прекращаются досужие споры - «Да я и сам так могу изобразить». Изобразить может кто угодно и что угодно, но вот почему-то одним поклоняются, а других просто не замечают - и это большой вопрос.
          И ещё маленький нюанс, «мастерство» оценивать гораздо легче, чем «художественность», самая высокая степень мастерства - у фотоаппарата, в особенности у современного, цифрового. Обращаю внимание - у фотоаппарата, а не фотографа. Тягаться с фотографией - большое ремесло, но некоторые мастера КИСТИ достигают этого уровня ремесла, и это действительно большие МАСТЕРА своего дела.      
          Очень важно при всех этих моих рассуждениях отметить самый основополагающий фактор возможности выражать свои мысли символически, абстрактно. На мой взгляд, это право надо заслужить, и это ещё одна причина, почему именно художникам с именем Мастера позволительно использовать любые отклонения от реальности. Конечно, можно достичь успеха, занимаясь абстракцией изначально, но для признания в таком случае необходимо стечение обстоятельств, и может не всегда связанных с искусством. Иногда и в лотереях выпадают выигрыши, но это в случае, если повезёт.

          «Квадрат» Казимира Малевича мог остаться и незамеченным, если бы Малевич не был известен своими другими художественными работами и философскими статьями до создания нашумевшего «КВАДРАТА». Будучи уже известным живописцем, он имел право бросить вызов своим Квадратом, и вызов оказался настолько оглушительным, что до сих пор и ещё на многие поколения вперёд будут спорить вокруг «Квадрата» искусствоведы с разными личными взглядами на понятие МАСТЕРСТВА и ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ.


ПРОДОЛЖЕНИЕ – 38        http://proza.ru/2021/03/22/1807