Совершенно секретно! Дело лётчиков. 1

Вячеслав Полежаев
Глава 1. Начало.

Пассажирский поезд № 016А «Москва – Мурманск» прибыл на конечную станцию как всегда вовремя. Мне никогда не нравилась суета вокзалов, где бы он ни находился, в Москве, Челябинске, Новосибирске… Есть в этой сутолоке что-то мистическое, что тревожит моё воображение. Я не хочу сказать, что со мной что-то бывало на вокзалах, нет. Но мне больше нравятся аэропорты и аэровокзалы. Я бы с огромным удовольствием проделал путь, который занимает на поезде почти полтора суток, за несколько часов на самолёте! Но моя жена Нина боится летать, вплоть до истерики. Страх у неё начинается с момента покупки билетов и заканчивается при выходе из самолёта.
Совсем другое дело – наши дети! Сыновья каждый любит свой определённый транспорт, а дочь – и летает, и ползает, и ходит! И нипочём ей наши северные морозы! Надо бы свозить её зимой в Ханты-Мансийск, посмотреть, справится она с ними или нет.
А пока мы вернулись из отпуска, где отдыхали всей семьёй. За двадцать лет все вместе отдыхали впервые, всё не получалось как-то: то у меня срочные полёты какие-то рисовались, то Нина не могла принять участие в нашем семейном отдыхе, то дети разъезжались в разные стороны. А этот отпуск оказался на редкость впечатляющим. Сначала мы хотели «дикарями» съездить на Чёрное море, но потом решили провести его в Москве.
Сняли в Измайлово трёхкомнатную квартиру на месяц, и устроили набеги на московские достопримечательности. Сам Новый год мы встретили на Красной площади, под бой Курантов веселились среди Новогодней ярмарки. Понакупили себе подарков, подарков для друзей и родственников, никого не забыли, никого не обделили. Остальные дни мы наслаждались тёплой зимней погодой и солнечным светом. А когда пришла пора собираться в обратную дорогу, у нас даже разногласий не возникло каким транспортом едем.
За полтора суток мы устали гораздо сильнее, чем за месяц, проведённый в Москве. У меня давно сложилось мнение, что так долго отдыхать – вредно для здоровья. Сначала – да, приятно понежиться на простынях, ничего не делать. Потом начинается перенасыщение информацией, которая отложится в голове и возможно никогда не пригодится. Потом появится лишний вес. Сначала незаметно, потом он будет расти и выделяться. И если его вовремя не заметить и не принять меры, то он тебя оседлает и прижмёт к земле.
Именно так у нас и произошло. Не заметили, как оказались под его гнётом. Ведь всё такое вкусное, и делать ничего не надо: открывай рот, оно само туда попадёт! А возраст уже даёт о себе знать, если за собой не следить. Хоть всего сорок, но уже скрипеть начинает то там, то сям…
А как я обрадовался звонку друга!
- Привет, Слав! Что делаешь?
- Привет, Серёга! А как сам думаешь?
- Наверное, чемоданы разбираешь. Угадал?
- И почему я не удивляюсь?
Он засмеялся весело:
- Ты же сам предупредил, до какого числа тебя не беспокоить по любому поводу. А я приезжал к тебе на всякий случай, проверить дома ты или нет.
- Убедился?
- Ага, убедился. Тебя все наши командиры разыскивали, хотели из отпуска отозвать. Но я сказал, что вы всей семьёй в Крым уехали.
- Спасибо большое!
- Да не за что! Ты меня сколько раз прикрывал! Свои же люди!
- И чего хотели наши отцы-командиры?
- Так ведь скоро День Победы! А ты помнишь, какой год наступил?
- Так две тысячи… Ё-моё! И что они придумали?
- Парад военных самолётов тех лет над Мурманском.
- А я-то тут при чём?
- Нашу группу собирают завтра на совещание. Там объяснят каждому его задачу.
- Вот обрадовал, так обрадовал. Во сколько совещание?
- К десяти часам приезжай.
- Хорошо, приеду.
- Передавай привет Нине!
- Спасибо большое! Передам обязательно! И от нас передай привет Марине!
- Спасибо большое! Обязательно передам.
А я рассчитывал последние три дня отпуска провести с семьёй, и чтобы ничего не отвлекало от отдыха, а то ведь никогда не знаешь, когда снова отпуск дадут. «Обрадовал» Серёга, спасибо ему за это!
Наша группа лётчиков была на особом положении. Мы летали на старых самолётах времён Великой Отечественной, участвовали во всех парадах над городами, проходили строем, показывали высший пилотаж в одиночных полётах и группой. Обычно подготовка к парадам занимала у нас пару месяцев, потому что мы всегда были в форме и готовы были к ним. Но что-то у отцов-командиров явно пошло не так, раз они в январе обеспокоились событиями мая. Ладно, посмотрим!
От мыслей отвлекла Нина:
- Кто звонил?
- Серёга.
- Что хотел?
- Ты его не знаешь что ли? Беспокоится о нашем отдыхе, дороге, чтобы на службу вовремя вышел… Приветы всем передаёт.
- Значит, на работу вызывает. На когда?
- Завтра к десяти.
- Хорошо хоть из отпуска не дёрнули…
- Серёга постарался.
- Спасибо ему хоть сказал?
- «Курвуазье» подарочный я ведь ему купил. Это и будет спасибо, а на словах при встрече скажу.
- Ладно, хватит грустить, иди мой руки, ужинать будем, пока дети не разбежались.

В кабинете командира дивизии генерал-майора Шувалова собрались на совещание только командиры звеньев, но и то, сколько нас было, меня сильно удивило. Шувалов начал совещание с представления участников:
- Здравствуйте, товарищи. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы познакомиться друг с другом. Как вы поняли, сегодня присутствуют только командиры звеньев. Итак, начнём. Капитан Синцов и капитан Орлов – звенья пикирующих бомбардировщиков на самолётах Пе – 2.
Встали два офицера лет по тридцать, в форме времён Великой Отечественной, без погон, с петлицами. Надо сказать, что мы все были в такой форме, кроме комдива. Шувалов продолжил:
- Звенья торпедоносцев на Ил – 4 представляют капитан Гальцев и капитан Мишин.
Гальцев был скорее худой, чем нормальный, и возраст не подходил для капитана, слишком старый. Я слышал о нём раньше, а встретились впервые. С Мишиным мы знакомы давно, служили когда-то в одной эскадрилье. Несколько полноватый, но всегда держался ровно, и лишний вес ему никогда не мешал.
- Штурмовую авиацию у нас представляют майор Мулин и капитан Закиров.
С ними мы участвовали в нескольких парадах. Мулин – громогласный командир, про таких говорят: зачем им рация? Их и так все слышат! Закиров для капитана слишком молод, но уже седой. Спокойный, уверенный в своих действиях.
- «Летающие лодки». На сегодняшний момент у нас их пока две. Командиры старший лейтенант Жумашев и старший лейтенант Васильев.
Совсем молодые офицеры, видимо, только что из училища.
- Ну, и наконец, группа сопровождения. Это самая многочисленная группа, в ней собран почти целый полк истребителей на самолётах Як – 9, командир подполковник Полежаев. Звеньевых представит он сам во время тренировочных полётов. Задавайте вопросы.
Я осмотрел офицеров и понял, что вопросы они задавать не будут. Тогда я решился:
- Товарищ генерал, такого парада даже над Москвой никогда не устраивали. В чём причина такого грандиозного шествия над Мурманском?
- Отвечу всем сразу. Подготовку к параду начинаем с сегодняшнего дня, и продлится она вплоть до восьмого мая. Работать будем без выходных, про отпуска прошу забыть на всё это время. Группы состоят из двух звеньев тоже не зря. Часть самолётов пролетит над Москвой, остальные над Мурманском. Кроме самого парада вы будете участвовать в показательных стрельбах, которые будут снимать во всех ракурсах.
- Ладно, штурмовики, пикировщики, истребители. А торпедоносцы?
- Их тоже вниманием не обойдут.