Как я работал тренером по вольной борьбе

Игорь Квасов
               
            В седьмом классе я записался в секцию вольной борьбы. Тренировки меня полностью поглотили. Я не пропускал ни одного занятия. Плюс, занимался дома: утром – зарядка, вечером – перекладина в посадке. Кроме того, ОФП по дому: колка дров, копка огорода, таскание воды, угля…
            Через год я стал чемпионом района и призёром в области.
            Школьные годы пролетели быстро… Пришла пора куда-то поступать учится. На семейном совете определили, что было бы неплохо поступить в Воронежский СХИ. Поехал я в Воронеж.
            Два экзамена сдал положительно. На третьем завалился…
            В общем, вернулся домой. Что делать? Чем заниматься?
Пошёл я к директору Спортивной Школы, говорю:
            - Виктор Фёдорович, тренером по вольной борьбе возьмёте?
            - Возьму, - ответил Виктор Фёдорович. – Набирай группу из младших школьников.
            Группу набрал быстро. Многих ребят я знал давно, как говорится, с пелёнок. Многие знали меня. Несколько моих одноклассников привели своих младших братьев.
            В начале сентября начались занятия. Ребята оказались озорные, но очень хорошие! Я  сразу  привязался к ним.
            Перед тренировкой я всегда давал немного времени ребятам подурачиться. При этом следил, чтобы никто не свернул себе шею. Они носились по залу, кувыркались на матах и буквально визжали от удовольствия.
            Потом – свисток! Баловство закончилось, начались занятия.
Вольная борьба – это не только броски через бедро, проходы в ноги и подсечки. Это, прежде всего, философия, теория. Это гимнастика, акробатика и очень хорошая физическая подготовка. 
           Пробежка, растяжка, забегания, швунги… Вход на ковёр только через турник. Каждая пятница – день борьбы. После тренировки – сладкий чай. Всему этому меня научил мой тренер, Пантелеев Василий Алексеевич. Очень жаль, что он уже уехал из села!
           Ребята занимались усердно. Добросовестно выполняли все упражнения. Я тоже выполнял все упражнения, вместе с ребятами.
           Так мы прозанимались чуть больше месяца.
           А однажды, меня и ещё одного молодого тренера вызвал к себе Виктор Фёдорович и сказал:
           - Скоро зима. Надо срочно делать хоккейную коробку. От занятий пока освобождаетесь. Я контуры наметил. С завтрашнего дня начинайте вкапывать столбы и сбивать борта.
            И вот, я уже не тренер, а строитель…
            Хоккейную коробку мы «городили» дней десять.
            Я по своим ребятам очень соскучился. Мечтал, что скоро снова их увижу, и мы продолжим занятия.
Но директор вызвал к себе, на этот раз, весь тренерский состав.
            - Товарищи, - сказал он, - совхоз не справляется с уборкой сахарной свеклЫ. Принято решение помочь совхозу!
            И вот – мы уже свекловоды!
            Вместе со Спортшколой свекловодами стали: Дом пионеров, Станция юных техников, Танцевальная студия, Фильмотека.
            Ну что ж, работа свекловода нам очень хорошо знакома со школы! С четвёртого по десятый класс, с апреля и до заморозков – все на поля!!
            В этот раз, школьников, правда, не было. Так как реально ударили морозы и выпал снег. Холодно было так, что и не описать.
            Нам всем выдали топорики, мы обрубали ботву и грузили свёклу в тракторные телеги.
Во время погрузки очередной кучи, ко мне подошёл Виктор Фёдорович.
            - Ты занятия проводил? - спросил он.
            - Проводил, - ответил я.
            - А план  где?
            - Какой план?!
            Таким сердитым Виктора Фёдоровича я ни разу не видел.
            - У тебя должен быть план проведения занятий! – Виктор Фёдорович продолжил на меня наседать. – У тебя мать учительница. Ты что, ни разу не видел, как мать пишет план?!
             Честно говоря, я никогда в материны школьные дела не лез. Ну да, она почти каждый день что-то писала в толстую тетрадку, но я ни разу не поинтересовался, что именно. Меня иногда одноклассники просили: «Подсмотри у матери, что завтра будет в контрольной?» Разве я мог?! Это же крысятничество!!
             - Четверть заканчивается, - уже более спокойно сказал Виктор Фёдорович. – Напиши мне план, прям с первого сентября и по сей день. Про хоккейную коробку и свёклу, естественно, не пиши.
              - Понятно…
              Пол вечера я писал план. Чего там писать-то?!  Я насчитал, что за это время должен был провести двадцать четыре занятия. Восемь листов накатал!
              На другой день тетрадку я взял с собой в поле. Виктор Фёдорович подъехал позже, на своём мотоцикле. И сразу ко мне:
              - Написал?
              Я подал тетрадку. Виктор Фёдорович полистал её и как заорёт:
              - Ты чего тут понаписал?
              - Чего? – Я стоял как школьник, понимающий, что  совершил что-то непотребное, но не понимающий, что именно.
              Виктор Фёдорович пролистал тетрадку ещё раз и, ухмыльнувшись, сказал:
              - Был у меня тренер по волейболу, Павел Николаевич. Ветеран войны, хороший спортсмен, уважаемый в селе человек. Мне его контролировать было как-то неудобно. А тут, наметилась областная проверка. Я взял посмотреть его план проведения занятий, а в нём: «Игра с девочками», «Игра с мальчиками».
                Я не удержался и рассмеялся.
                - Смешно?
                - Угу.
                - Так у тебя, примерно, то же самое. – Виктор Фёдорович открыл тетрадь наугад. – Вот смотри! «Упражнение на укрепления брюшного пресса», «Упражнение на бицепсы», «Упражнение на трицепсы»…
                - Не переживай! Возьмёшь ме-та-ди-ческие по-собия… - Это уже кто-то из коллег меня «подержал». - И тет-ра-дочку заведи не на две-надцать, а на девя-нос-то шесть листов!
                Эх, дорогой мой тренер, Василий Алексеевич! Что же Вы даже ни разу не упомянули, что на каждое занятие нужно писать план…
                Домой я пришёл совсем не в духе…
                А дома мать чуть не плача:
                - Тебе повестка! Завтра явится в военкомат.
                Явился…
                Недели через три мать прислала в часть письмо, в котором были строки: «Игорёк, вот ты уехал в армию. А ко мне приходил Виктор Фёдорович, требовал твой план занятий. Пришлось мне за тебя писать. Заодно и журнал оформила и анкеты твоих ребят».
                Мне так стыдно стало! Подвёл  я своего директора. И матери пришлось выполнять за меня мою работу! Но ничего уже не поделаешь…
                А через неделю мать прислала ещё одно письмо, в котором сообщала, что в Спортивной школе  была областная проверка и что прошла она очень хорошо, и что проверяющий особо отметил оформление документации молодого тренера Игоря Квасова.
               Знал бы он, кто оформлял…
               А буквально через день я получил новое письмо от матери, в котором она писала: «Игорёк, ко мне приезжал Виктор Фёдорович, привёз пол мешка сахара. Это от совхоза за уборку свёклы».
               Как же прекрасно закончилась эта история!..