Как действует пропаганда

Лара Козиорова
          В соц.сетях последнее время обсуждается вопрос пропаганды.
Пользователи искренне интересуются, насколько поопагандисты с экранов ТВ сами верят в то, что они пытаются вбить в сознание масс, так ли они глупы на самом деле? На форумах об этом шутят, люди выражают свои эмоции, и в общем, имеют на то полное право.
           Тема о пропаганде: как она действует, и такие ли уж они мягким словом здесь "непонимающие",  какими их многие считают.
Без оценочных суждений "хорошо/плохо", что можно по этому поводу сквзать:
Людей нельзя недооценивать: в пропаганде пашут далеко не глупые люди,  они прекрасно понимают ситуацию и обстановку.  Их социальная задача - укоренить нужные шаблоны в сознании масс, что они и делают. И делают надо сказать, хорошо. Но кроме того...
              Имиджмейкеры тщательно занимаются каждым  из них, разрабатывая для каждого свою индивидуальность. Социологи продумывают основы для правильной подачи нужного материала, психологи-коучи  учат методикам информационного нлп. То  есть, на всю существующую армию пропаганды в свою очередь пашет теневая  армия различных "учителей и   помощников".
             Создаются некие "якоря сознания", нужные для укоренения ключевых точек. Эти "якоря", обычно повторяются между делом много раз, чтобы например возникали определённые стойкие ассоциации при употреблении тех, или иных слов, либо  выражений:
Европа ---- гей-Европа,
Байден --- деменция (в данном случае сейчас)
Америка --- они тупые,
Запад --- загнивающий,
Россия --- духовность, скрепы.
Ну и тд.
Большее количество повторений приводит к лучшему запоминанию - повторение мать учения.
              И, надо отдать должное - "вода камень точит", к тому же у пропаганды, можно сказать, круглосуточное эфирное время. Чтобы мышление различных  слоёв  населения формировать в нужном направлении. Как это происходит?
Приходит домой бабушка, приводит внука из школы, готовит и кушают под телевизор: старое сознание слушает и, сокрушаясь, охает и попутно на всём обсуждаемом  заставляет акуентироваться молодое неокрепшее сознание . Это сродни вовремя введёной идейной вакцине в головной мозг.
Вечером приходит с работы усталый отец семейства: взял бутылочку пива включил телевизор, ему хочется отдохнуть и расслабиться, в некотором роде - отключить свой мозг. По телевизору идут дебаты... Сознание улавливает "якоря". Формируется определённое мировоззрение.
                Основной приём пропагандистов - акцент на эмоциональное воздействие, они обращаются к эмоциям, а не интеллекту, чтобы  человек принимал  за основу нужные идейные  шаблоны на эмоциональном уровне,  не особо опираясь на здравый смысл.
"Пропаганда может быть направлена на любой спектр эмоций, включая гнев, надежду, радость, печаль, тревогу и так далее. Иначе говоря, вызвать у человека необходимую эмоцию является одной из важнейших задач", - психология пропаганды.
               Всё это подкрепляется подобранными видеороликами. То есть, возникает нужный эмоциональный резонанс. Что по этому поводу пишет психология пропаганды:
"Технику эмоционального резонанса можно определить как способ создания у широкой аудитории определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которую на мыслительном уровне выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропагандистского или рекламного «промывания мозгов». Одно из основных правил пропаганды гласит: в первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека. Защищаясь от пропагандистских сообщений, на рациональном уровне человек всегда способен выстроить систему контраргументации и свести все усилия по «спецобработке» к нулю. Если же пропагандистское влияние на человека происходит на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают".   
                Посредством эмоционального воздействия убирается и "второй заяц", а именно создание у телезрителей стойкой эмоциональной зависимости. Привыкнув получать дозу острых эмоциональных переживаний из конкретного медийного источника, человек и в будущем будет отдавать предпочтение именно ему. Суть пропаганды - манипуляция. Манипуляция сознательно выстраивается на когнитивных искажениях, на стереотипах поведения и очень незаметных  ошибках в логической обосновании, которые людям с включённой эмоциональной сферой сложно заметить.
На фоне этого приёма сразу же используется логический следующий: эффект ореола. Это сумма (сам ореол) нужных для пропаганды выводов  на основе одного общего впечатления.
Эффект ореола увеличивает силу созданных первых впечатлений до той степени, когда  остальная/любая другая информация становится не такая значимая.
                Ещё очень важный приём любого рода пропаганды - ссылка на авторитет, когда за счет авторитета источника, либо нужных высказываний авторитетного человека поднимается значимость  новости, либо идеи. Все остальные психологические приёмы, типа "рассказ очевидцев событий", "эффект большинства", цитаты, высмеивания, любого рода аналогии - уже вспомогательные к основным перечисленным.
                Теневая задача - отвлечь внимание масс от всго того, от чего необходимо их  отвлечь. Вторая теневая задача - социальное одобрение, здесь используется приём: показное одобрение провоцирует реальное одобрение.
Третья теневая задача - убрать все сомнения. Это одна из основных теневых задач, ибо сомневающихся быть не должно.
                Российское ТВ сейчас та медиа-платформа, которая занимается, выражаясь  компьютерным   - прокачкой сознания масс. И, надо сказать, делается это успешно.
Однако "Чем лучше люди узнают сущность влияющих на сознание технологий,тем больше вероятность, что они поймут их назначение, и тем менее вероятность, что эти технологии будут использованы" - Дж. Маркс.