В творчестве Павла Тяжельникова значительное место занимает жанр пейзажа. Он много работал над этюдами на пленэре. Но все мы живем в городах, там проходит самая значительная часть нашего времени, и пусть нам приятно пойти на речку, в лес, поехать в горы, на природе мы переживаем покой, отсутствие суеты, самое стихию воздуха, воды, земли. Но изо дня в день мы видим совсем другое: городские здания, улицы, транспорт, скопление прохожих…Неужели это все в нашей жизни - ожидание нескольких дней за городом? Я не могу с этим согласиться.Здесь проходит бесценное невозвратное время нашей жизни, и здесь нам тоже даны замечательные открытия и переживания. Да и разве природа только в деревне? А человек, городской житель? Разве он не создание природы и не часть ее, в значительной степени биологическое существо? Часто, говоря «поехать на природу», мы подразумеваем пикник на траве, речной пляж…Конечно, эта картина противостоит железу, бетону, асфальту, окружающему нас в городе, но так ли уж полярны город и иная среда – лес, поле, речка? В городе белой метелью метет тополь и черемуха, благоухает сирень, румяными яблоками красуются на заснеженных ветках снегири. Городская среда наполнена тысячами живых существ: рядом с нами (источники пищи!) живут тараканы, мыши, умные крысы, перестали улетать и зимуют в городе многие виды птиц, активно осваивают городскую среду собаки и кошки. Осознавая умиротворяющее действие природы, человек и в прошлые века, конечно, чувствовал прилив сил, жизнелюбия в лесу, у моря, в горах. Но и свою, обустроенную среду (обилие больших зданий из определенных материалов) любил, поэтически осмысливал, а главное - оживлял, населяя, например, домовыми.
Поэтому изображение города у многих художников наполнено высокой поэтичностью, вспомните «Московский дворик» Поленова.
Городской пейзаж – это не только суета и пробки на дорогах, не только постоянно спешащие пешеходы и потускневшие окна домов. Городской пейзаж – это фонтан в тихом скверике, это легкий осенний дождик в старом квартале, это лучи солнца, что запутались в листве, это меланхоличные прохожие, гуляющие по старой брусчатке, это разноцветные крыши домов и разнообразие фасадов, это размеренное течение городского времени. Чувство настроения в городском пейзаже, атмосферу утренних улиц, дождливых или заснеженных мостовых, таинственную тишину и загадочный свет фонарей, отражение огней рекламы и света фар от бесконечного потока машин на площадях, иногда удается передать современным художникам, которые прониклись идеей городского пейзажа .
В творчестве Павла Тяжельникова есть картины «Дом – музей П.И.Чайковского», «Металлург строится», «Подборенка в Металлурге», « Щукарь».
Я всю жизнь живу в Ижевске, и хотела бы уточнить: речка нашего детства, на которой можно было не только купаться, но и на плотиках плавать, протекает не в Металлурге, а в Колтоме. И строился как раз не Металлург, а застраивались те многочисленные (когда –то одиннадцать, все с дополнительными улицами – проездами!) улицы с поэтическим названием Подлесная, которые и были Колтомой. А за 11 Подлесной, теперь за улицей с неудобным для использования названием имени пятидесятилетия ВЛКСМ ( наверно, далеко не каждый выговорит, особенно аббревиатуру, обозачавшую Союз молодежи)действительно строился Металлург.
Жители крупных городов с большой концентрацией населения особенно остро нуждаются в общении с живой природой. Быть может, поэтому дизайнеры стали разрабатывать интересные проекты вертикального озеленения. Зелёные насаждения не только визуально эстетичны, но и экологически значимы. Поэтому важной задачей при формировании городского ландшафта является оптимальное взаимодействие градостроительных объектов и природных комплексов. Проектирование зелёных островных зон в условиях дефицита площади ориентировано на создание благоприятного и уникального городского пейзажа. Для комфортного проживания человеку нужна не просто восстановленная природа, а ландшафт, структурно и эстетически отвечающий современным потребностям общества.
Городской пейзаж или урбанизированный ландшафт — эквивалент городского ландшафта. Разница определений состоит лишь в том, что первое касается крупных урбанизированных городов, а второе — маленьких. В урбанизированный дизайн входят конфигурация встроенных форм и промежуточное пространство. В изобразительном искусстве урбанизированный (городской) ландшафт — художественное представление, в таких сферах как живопись, графика, печать или фотография, физических аспектов города или агломерации. Разновидности городского пейзажа:
ведута — непосредственно городской ландшафт, и его предшественник прото-ведута;
архитектурный пейзаж — в этом поджанре основное внимание уделяется изображению памятников архитектуры;
каприччо (от итал. capriccio — каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия, изображающий вымышленные руины;
урбанистический пейзаж — изображения современных индустриальных городов и небоскребов;
индустриальный пейзаж — разновидность жанра, свойственная советскому изобразительному искусству и посвященная романтическому изображению строительства промышленных объектов.
Вообще слово paysage в переводе с французского значит «страна, местность».
Разновидности городского пейзажа:
ведута — непосредственно городской ландшафт, и его предшественник прото-ведута;
архитектурный пейзаж — в этом поджанре основное внимание уделяется изображению памятников архитектуры;
каприччо (от итал. capriccio — каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия, изображающий вымышленные руины;
урбанистический пейзаж — изображения современных индустриальных городов и небоскребов;
индустриальный пейзаж — разновидность жанра, свойственная советскому изобразительному искусству и посвященная романтическому изображению строительства промышленных объектов.
Слово paysage в переводе с французского значит «страна, местность».
Изначально городской пейзаж, как и природный пейзаж, был частью картин и не являлся самостоятельным жанром, выполняя роль фона. Пейзажи дополняли композицию портретов или картин на библейские темы — излюбленным сюжетом был небесный город Иерусалим.
К середине XVII века городской пейзаж становится независимым жанром. Родиной городского пейзажа можно считать Нидерланды, а одним из ранних знаменитых городских пейзажей является работа Яна Вермеера «Вид Делфта» (1660;1661).
Вслед за голландскими живописцами искусство создания городских пейзажей развивали художники других стран — Англии, Франции, Германии. Расцвет городской пейзажной живописи в XVIII веке наблюдался в Венеции, где творили такие знаменитые художники, как Каналетто и Гварди. Венецианские художники ввели в моду ведуты — городские реалистические пейзажи, которые стали своеобразными «открытками» для богатых туристов, посещавших знаменитый город каналов и карнавалов. Передача солнечного света и тени, эффекта затянутого облаками неба и игра света на зданиях свидетельствуют о том, что он действительно часто работал на натуре, что во времена его творчества было очень необычной и редкой практикой среди художников. Позже он стал применять камеру-обскуру и разработал формулу размещения на плоскости картины архитектурных элементов и фигур таким образом, чтобы вызывать у зрителей наиболее сильное впечатление от изображаемого вида.
Пейзажная традиция художников французской Барбизонской школы оказала влияние и на городской пейзаж, стала источником новых стилистических приемов. Изобретение в 1841 году американским портретистом Джоном Рендом оловянного тюбика для масляной краски дало большой толчок к развитию пленэрной живописи. Городские пейзажи стали более реалистичными; написанный с натуры свет и воздух оживил дома и архитектурные сооружения, наполнил изображения городских улиц легкостью и приблизил их к зрителю.
В конце XIX века импрессионисты, в частности Камиль Писсарро и Поль Синьяк, сосредоточились на атмосфере и динамике повседневной жизни. Героями городского пейзажа стали мосты и железнодорожные вокзалы, уютные маленькие площади и широкие бульвары, заполненные публикой. XX век принес увлечение абстрактным и концептуальным искусством, и городской пейзаж утратил былую популярность. Этому в немалой степени способствовало развитие фотографии, когда у каждого появилась возможность запечатлеть понравившийся городской вид в считанные секунды Самые известные картины этого жанра живописи, называемого также "ведута", связаны с именем величайшего итальянского художника Каналетто (Джованни Антонио Канале). В России основоположником жанра стал великий русский художник Федор Яковлевич Алексеев. Городской пейзаж получил новое развитие в работах основателей импрессионизма Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсаро, которые стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. По своему интересны городские пейзажи, написанные маслом и акварелью. Городской пейзаж претерпевал изменения по мере развития живописи, как таковой. После архитектурного пейзажа, гораздо позже, появился венецианский пейзаж или ведута. Он был особенно тесно связан с двумя именами - Беллини и Карпаччо. Он был наиболее приближен к тому пониманию этого направления, которое есть сейчас. Художники той эпохи смогли найти равновесие и баланс между документально точным отображением действительности города и ее интерпретацией с налетом романтики. В России основоположником жанра стал художник Федор Яковлевич Алексеев; за высокое мастерство современники называли Алексеева «русским Каналетто». Федор Алексеев прославился своими видами Санкт-Петербурга и Москвы, а также преподавал перспективную живопись в Академии художеств. Аполлинарий Васнецов, брат «сказочника» Виктора Васнецова, прославился реконструкциями старинных видов Москвы, а позже — и архитектурными работами по реставрации старинных зданий.
Городской пейзаж – это всегда атмосферная картина, передающая дух времени. Это отражение момента времени в глазах художника или отражение внутреннего мира художника во всём, что он видит вокруг, на что обращает внимание. Городской пейзаж – не совсем обычный жанр в нашем привычном понимании этого слова. Ведь мы привыкли, что пейзаж – это кустики, деревья, поле, речка, ну максимум – шалаш. А в городском пейзаже сам город приравнивается к окружающей природе. Где-то он вписан в природу, где-то вытесняет её, борется с ней и даже побеждает. Если человек – часть природы, то и всё, что делает человек – тоже часть природы. Включая и это самое человеческое природоборчество. Так человек устроен, такова его природа – с природой бороться, чтобы затем искать примирения с ней! Репродукция картины с городским пейзажем в интерьере выражает именно поиск гармонии человека и природы. Отказ от догматического мировосприятия и устремление к моменту впечатления – этому мимолётному дуновению ветра настроения.