Ашина

Залина Джиоева
Большинство исследователей: Х. В. Хауссинг, А. Н. Бернштам, Ю. А. Зуев, Д. Г. Савинов, С. П. Гущин, Рона-Таш, Р. Н. Фрай, Финдли, В. У. Махпиров, выдвигали гипотезу о сако-усуньском (согдийском) происхождении Ашина: по их мнению, корни этнонима «Ашина» следует искать в сако-усуньской родовой антропонимии. Картер Финдли считает, что лингвистически нетюркское имя, Ашина, обозначавшее клан, вероятно, происходит от одного из иранских языков Центральной Азии.

Х. В. Хауссиг считает, что термин Ашина имел древнеперсидское происхождение. С. Г. Кляшторный, в свою очередь, опровергает эту версию и предполагает сакскую этимологию слова Ашина — «синий»/«небесный», отсюда и позднее второе название тюрков Ашина как гёк-тюрки (синие, небесные тюрки).

В качестве одного из гипотетических прототипов имени Ашина С. Г. Кляшторный также выделил сакское asana — «достойный, благородный». Но эти авторы ,как грицца, чувствовали ,но доказать не смогли....

Почему АШИНА привлекает столь большое внимание? Во первых, клан восточных потомков АШИНА возглавил тюркский каганат,клан западных потомков АШИНА ту же Хазарию, а производство железа,которое освоили АШИНА и его люди- подняли на высшую ступень племя,которое называлось ТУГЮ ,и от названия которого якобы пошло название " тюрки"!

А теперь всем ПРИВЕТ!))

Я уже говорила,что родство,кровь- самая главная ценность для древних кочевников. Что такое ТУГЮ? Это и есть кровь с осетинского( Скифо- Аланского) языка : ТУГ- кровь, У - быть, состоять!

Это слово ТУГ/ТОГ, где " тог" тоже кровь с другого диалекта языка, мы находим везде: в именах средневековых монголов:

 ( Тогай- Тимур, Туган- сын Хубилая; МУТУГЭН,сын Чагатая,и др.),

в названиях их династий. Например, ТОГМАК ( наша кровь). Личное владение у монголов - нуТУГ( наша кровь) и т.д.

Важным является и тотем племени АШИНА - волк!

Волк — животное выносливое, сильное, способное долго выслеживать добычу и загонять ее. Строгая иерархия в волчьей стае, поддержка друг друга, в особенности молодняка, издавна вызывали интерес человека, такое "кровное родство" должно было сделать и человеческий коллектив цельным,организованным,монолитным.

Присутствие волка в различных легендах, мифах, эпосе делают его одним из самых востребованных персонажей не только у кочевников, но и у оседлых народов.

Согласно эпосу осетин, нарты вели свое про-
исхождение от старика Уархага (уарка — «волк»), который имел двух сыновей-близнецов, Хсара и Хсартага. Хсартаг убил Хсара и от отчаяния покончил с собой. ( Здесь не лишним было бы напомнить,что родного брата Чингис- хана звали Джочи- Хасар)

«Волчью» линию Уархага продолжил только его
младший сын, да и то считать ее устойчивой вряд ли возможно. Очевидно, гибель сыновей главного прародителя нартов Уархага стала причиной табуирования имени и замены обозначения волка у осетин с «уарка» на «бирагъ».

В искусстве ранних алан известны изображения волка, но современные осетины сохраняют в качестве тотемов совсем других животных.

Возможно, со временем могли появиться разные предпочтения, старый тотем исчез вместе с частью его носителей, хотя в эпосе много мотивов, посвященных волку.

Это сила, благодаря волчьему молоку,
шуба из волчьих шкур, храбрость и достоинство волка. Правнук волка-Уархага Батраз закален небесным кузнецом и становится стальным.
Считается, что прототипом, двойником Батраза в эпосе выступает Айсана , тоже правнук Уархага.

 Обращает на себя внимание сходство имени
Айсана и предводителя тугю Ашина. Получается, что имя Ашина может быть связано с железом через имя нартского героя Айсана, прообразом
которого является закаленный в горне стальной Батраз.

Тогда и афсан — «железо», «железный» — наилучшим образом объясняет происхождение имени Ашина. По-видимому, когда-то легенды об Айсана бытовали у тугю, а в эпосе осетин остались лишь предания.

Если принять эту версию, то получится, что в честь героя эпоса Айсана, стального правнука волка — Уархага, прозвали реального человека Ашина, занимавшегося производством железа. Члены его племени считали себя потомками волка и изображали его на  знаменах!

Пост составлен по статье " Жертвенные и тотемные животные .." ВИ, N1, 2020г