Точки над фетвой расставлены

Лилия Гадель
На одном из татарских вечеров знакомств у молодежи возник серьезный вопрос о фетве, принятой ДУМ РФ о недопустимости браков мусульман с не мусульманами. Фетва была принята еще год назад, но некоторые внесенные в ноябре изменения вновь подняли эту тему для обсуждения. Тем вечером короткую консультацию по телефону дал шейх Мухаммед Саид Аль Рошед. К счастью, его получилось пригласить на встречу в штаб, т.к. появилось много желающих подробно обсудить с ним тему этого нововведения.
Ранее совет улемов ДУМ РФ опубликовал богословское заключение, согласно которому мусульманам не следует жениться на представительницах других религий, в том числе вступать в брак «с людьми Писания». Исключения возможны только в «единичных случаях», указали авторы. Документ обратил на себя внимание федеральных СМИ и вызвал широкие дискуссии.
В ДУМ Татарстана не согласились с заключением и указали, что такая трактовка противоречит прямому толкованию аятов Корана.

На вечере собралась очень серьезная публика: аксакалы, общественные деятели, академики, профессора, главные редакторы печатных изданий, студенты, специалисты по исламскому праву, исламоведы, теологи. Доктор Мухаммад Сваид Аль Рошед частый гость штаба татар, вместе с Иман Валерией Пороховой они несколько раз читали лекции, встречались с молодежью, вели просветительские беседы.
Шейх Мухаммед Саид Аль Рошед является представителем династии шейхов (муфтиев), его отец был муфтием в Дамаске. Д_р Мухаммад Саид Аль Рошед - председатель Совета межрегионального общественного объединения Просветительского центра «Аль Фуркан». Выпускник факультета Шариата Дамасского университета, главный редактор перевода смыслов Корана, который сделала его жена, Иман Валерия Порохова, он принимал непосредственное участие в её работе, помогал и как лингвист, и как знаток мусульманского права.  Именно поэтому все, кому была интересна история с фетвой, ждали встречи именно с ним.
Конечно, встреча началась с дуа. А затем д-р Аль Рошед процитировал на арабском то место в Коране, где говорится, что мусульманин может жениться, прежде всего, на порядочной, честной девушке других религий, христианках и иудейках. Даже на вопрос о буддистах пророк Мухаммед говорил относиться к ним как к людям Писания. В истории человечества была великая Тора и великое Евангелие. Мусульмане верят, что было четыре книги, три до Ислама и Коран – последнее ниспосланное человечеству Писание, мусульмане признают всех пророков, все религии.
Однажды священник задал имаму мечети вопрос: почему ваша религия так несправедлива6 вы разрешаете вашим мужчинам жениться на наших девушках, но не позволяете вашим девушкам выходить замуж за мужчин-христиан. Тогда имам ответил: мы признаем Ису – пророка, Мусу- пророка, признайте и вы пророка Мухаммада, тогда я отдам за вас свою дочь.

В Коране есть понятие Хадд – это наказание за кощунство, прелюбодеяние, клевету, пьянство, некоторые другие преступления против нравственности и общественного порядка. Этот закон, наказание, которое нельзя отменить или изменить. Но действие жестких правил можно отложить на время каких-то событий или испытаний. Например, приостановить действие сурового наказания в виде отрезания руки за воровство.
Д-р Мухаммад Аль Рошед сказал, что в данный момент, когда мы живем в таком многоконфессиональном государстве, среди христиан и евреев, лучше посоветовать грамотным, соблюдающим мусульманам жениться на женщинах других религий. Это увеличит умму, это введет ислам в новую группу людей. Среди представителей любой религии, нации, группы всегда есть хорошие, достойные девушки, и есть те, чье поведение вызывает порицание. Сирийский мужчина не имел права жениться на иностранке без разрешения государства. И разрешение это страна давала, не исходя из религии избранницы, а смотря на то, какой это человек: есть ли образование, культура, воспитание, порядочность. То есть государство не разрешало жениться на уборщицах и необразованных девушках. Молодым студентам, уезжающим в Москву, говорили: вернитесь с двумя дипломами, что значило «женитесь на девушке с дипломом». Стране были нужны врачи, учителя, инженеры, высококлассные специалисты. То есть это к тому, что муфтият или глава мусульманского государства может приостановить четкое следование закону во имя решения какой-то важной задачи, но не аннулировать.
Конечно, есть проблема с воспитанием детей. Но здесь все зависит только от грамотности мусульманина. Муж-мусульманин должен показать величие ислама: доброту, понимание, заботу, мужчина становится визиткой, лицом Ислама для жены и ее семьи. Шейх Аль Рошед рассказал о своей ситуации. Он женился на Валерии Пороховой, русской православной женщине дворянских кровей. Многие друзья и коллеги его отца были уверены, что «коммунистка» сделает из Мухаммеда атеиста или православного. Тогда отец Мухаммада сказал сыну: «Я буду ждать два года. Я прошу тебя быть достойным мужем. И если ваш брак еще будет в силе через два года, я хочу, чтобы твоя жена написала мне письмо и рассказала о тебе, каким она тебя видит». Поэтому, конечно, имеет значение именно грамотность мужа-мусульманина, тогда и жена, и дети тоже будут жить по правилам Ислама. «Если же жених сам ничего не понимает в своей религии, если для него это не имеет значения, то, пожалуй, ему не стоит выбирать невесту другой веры», - сказал д-р Мухаммад Аль Рошед.

Д-р Мухаммад Аль Рошед так же заметил, что такие нации как дагестанцы, татары, чеченцы смогли сохранить свои нации благодаря тому, что женились на своих. Отменить право, прописанное в Коране нельзя, и главное, конечно, какого человека вы выбираете себе в супруги, от этого зависит, насколько хорошей будет семья. Аллах сказал: женитесь, между вами должна быть любовь, уважение и прощение. Д-р Мухаммад пояснил: у каждого человека свой характер, и молодые супруги в начале семейных отношений не всегда знают привычки и традиции другого, надо уметь относиться друг к другу с уважением и уметь прощать. Идеально, если вы грамотны в своей религии, говорите на родном языке, и выбираете человека достойного, такого, который будет с уважением относиться к вам и вашим ценностям. 
Со стороны присутствующих на этой встрече было много вопросов. В частности, было выражено мнение, что вышеупомянутая фетва была принята именно потому, что татары сильно ассимилируются в русскую, православную среду, и ислам как религия не уважается в семье наравне с православием. Поэтому чаще всего доминирует православная сторона, и дети тоже воспитываются в христианских традициях. Что делать в таких случаях? Быть лицом ислама, скорее, не позволяет отсутствие образованности. Как же быть? Д-р Мухаммад настоял на соблюдении главных правил Ислама по отношению к женщине: быть добрым, щедрым, культурным. И, конечно, надо общаться на эту тему до брака, чтобы религиозный вопрос не стал причиной конфликтов. Вообще есть два мнения, как приобщить жену к Исламу. Первое: делать подарки и добрые жесты, как-то мягко вплетая в это традиции Ислама. Другое мнение - ничего не говорить об исламе, пока жена сама не спросит. Ни в коем случае, не навязывать Ислам и не критиковать религию жены. Ислам признает все религии, считая их предшественниками Ислама.

Большое беспокойство было в выступлении Амины ханум, которая руководит мусульманским брачным агентством при мечети на Б.Татарской. Она поделилась тем, как много сейчас одиноких людей, особенного зрелого, старшего возраста, которые ищут хорошего человека. Рассказала, что очень часто в агентство приходят девушки и женщины не мусульманки, есть христиане и иудеи, люди разных национальностей. Часто соединяются люди разной веры, но общих ценностей и убеждений, близкие по статусу. Каждая созданная пара – это огромная радость, потому что люди находят свое счастье, родственную душу, достойного человека. Это так трудно для взрослых людей! Конечно, часто это татары и русские, традиционно никях читался при условии принятия ислама, сейчас все равно кто-то из двоих принимает ислам.  Новая фетва не имеет под собой объективных оснований, считает Амина ханум. Важнее всего, чтобы образовалась счастливая, крепкая, здоровая семья.
Конечно, с одной стороны, основание для фетвы понятно, речь идет о татарах: татары женятся на русских, дети уже не воспитываются в исламских традициях, таким образом, религиозная  составляющая пропадает. Идентичность таких детей уже не содержит важной духовной части. К тому же, безусловно, новое поколение в смешанной семье говорит только на русском языке, татарская культура уже не представляет интереса. Получается, уходит национальная принадлежность, ощущение себя татарином. Почему же фетва не про татар? А потому что татары есть и православные, естественно, это учитывали и авторы фетвы.

На встрече присутствовали две молодые мусульманки, специализирующиеся на исламском праве. Был вопрос о ханафитском мазхабе, одной из четырех школ суннизма. Девушка спросила: с правовой точки зрения, имел ли право совет улемов принимать такую фетву, если по иерархии важности идут Коран и хадисы. Какую силу имеет эта фетва с юридической точки зрения, если она противоречит интерпретации Корана Абу Ханифа, которому следуют мусульмане России. На это шейх Мухаммед еще раз отметил, что руководство уммы может что-то рекомендовать или отложить действие закона, но не запрещать то, что позволено Кораном. Второй вопрос звучал так: если принятая фетва даст положительный результат, можно ли с юридической точки зрения считать ее соответствующей букве Корана? Шейх Мухаммад поинтересовался, какие произошли изменения в этом вопросе за год от принятия фетвы, нужна статистика. Если в этом году появились уточнения, значит, на статистику решение совета улемов не повлияло. И потом, еще раз, фетва может быть временной и четко обоснованной, ислам очень гибкая и добрая религия, можно что-то корректировать в зависимости от обстоятельств, но не отменять написанное в Коране.

Один из аксакалов заметил, что соблюдающий мусульманин сам прекрасно знает, на ком он может или не может жениться. Важно, чтобы мусульмане были религиозно  образованы, и именно в этом задача муфтията. Возможно, нужна более активная деятельность ДУМ в этом направлении, фетва ничем не поможет.С этим согласились все присутствующие: если бы велась активная духовно-просветительская деятельность, то необходимости в такой фетве, похожей на шаг отчаяния, отпала бы сама собой. Шейх Мухаммад заметил, что было бы хорошо, если бы желающий жениться мусульманин мог пройти в мечети школу молодой семьи. Важно, чтобы он, как будущий глава мусульманской семьи, понимал свою роль, каким он должен быть в отношениях с женой и в воспитании детей. Такая воспитательная роль муфтиев была бы очень полезна, считает г-н Аль Рошед.

Случился во время встречи и небольшой конфликт. Присутствовавший за столом профессор, социолог Гаяр Сляхдинов объявил себя татарским воинствующим атеистом и начал спор о роли арабов в принятии ислама татарами, о сирийских шпионских диверсиях и тому подобном. Организаторам мероприятия пришлось попросить выступающего покинуть помещение. Данный эпизод не испортил впечатления от состоявшегося очень интересного и предметного разговора. В конце мероприятия многие гости подхошли к шейху Мухаммаду со своими личными вопросами и, конечно, получили исчерпывающий ответ. Что касается фетвы о браках с не мусульманами, штаб татар в этот вечер поставил в «брачном вопросе» точку.