Может ли душа умереть?

Владимиръ Журавлев
(время чтения 7 минут)

 Я начинаю путешествие в себя, и вы, кто читаете это. Так что держитесь покрепче. Ибо прочитать, понять, разобраться в этом будет крайне сложно и возможно ли вообще - я не знаю..


В основе всего этого одна интересная мысль, которую я долго носил в себе и никак не мог сформулировать. Даже и сейчас не совсем получается. Сразу скажу, что я не могу быть авторитетом и моё мнение основывается лишь на догадках. При всем моем желании кратко объяснить всю суть этой мысли, я не имея такого таланта, не смогу.

Ну начнем. Смотрите - верующий человек это во-первых человек, для которого мир не ограничен материальностью, но кроме неё присутствует невидимая, духовная сторона. С этого всё и начинается. Это по сути основа и фундамент религии. Следующим пунктом идет вера в наличие души у человека. Душа дается человеку от рождения и покидает его после смерти тела. Что ждёт душу дальше - мало кто из верующих знает. Хотя мы и не можем этого знать, но догадываемся, что ждет душу нечто большое и грандиозное, возможно плохое, а возможно хорошее. И вот тут то и моя та мысль возникает - а что же тогда такое "смерть души"?
Это словосочетание я наверное не один раз пробегал, читая молитвы или религиозные книги, и не задумывался. А что если душа не бессмертна?

Бессмертие души - казалось бы основа христианского учения, но некоторые другие, сектантские течения отвергают эту теорию. Например Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды они обосновывают стихами из Библии: «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. 18:4,20).

Но позвольте я опять вернусь к своим мыслям, а не цитатам других источников. Так вот объясню просто, о чем я думал, ибо сложно объяснить не получится. На простом русском языке. Смотрите, - физическое тело живет, растет, пока о нём заботишься, и умирает тем быстрее, чем меньше ты уделяешь ему заботы, пускаешь на самотёк. Любая группа мышц требует активации. Если какую-то группу мышц не использовать вовсе, она слабеет-слабеет и в итоге атрофируется, буквально отмирает. Уловили момент? А теперь подумайте, что сердце это тоже мышца, внутренние органы - тоже используют мышечный принцип. Так чем же тогда будет и душа, заложенная в нас? А тем же "органом", той же "мышцей", которая требует внимания, заботы и тренировки. А если мы забудем о душе внутри нас? Если мы не будем "играть на её струнах"? Она расстроется. Потеряет тонус, как мышцы, которые долго не нагружались. Представьте, как за многие годы, десятилетия безмолвствия, душа никак не задействуется, она может даже отрицается на мысленном уровне, ослабевает, уменьшается и в итоге... что? атрофируется? Отмирает, как палец на ноге, которым не двигал несколько лет? Возможно ли такое? А почему нет? И такой человек, с атрофированной душой, который всю жизнь был занят только материальными мыслями, заботой о телесном, он умрет, а душа останется ли после него?

Этот человек может быть хорошим, может быть плохим, но это уже не сыграет роли, ведь он не сохранил в себе огонь души. В Библии помню фразу о том, что нельзя быть теплыми, нужно быть или горячим, или уж холодным, но только не теплым. Нельзя ли применить эту фразу сюда?

Так, это надо как-то переварить.. согласны? Если вы все еще здесь, значит я заинтересовал кого-то, кроме себя. Но это еще не всё. Во-первых, этот текст я буду сам перечитывать и править, или дополнять в будущем, ибо понимаю, что тема может быть очень обширной. А во-вторых, вернемся с Свидетелям.

Помните я цитировал фразу «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. 18:4,20). Ей они оправдывают смертность души. Но ведь смертность души не значит её непременную смерть. Она может умереть, а может и не умереть. Если не будет грешить, грешить против себя самой забвением и нерадением. Кстати, а что если человек не считает себя верующим и религиозным, но он сам того не зная, постоянно поддерживает в себе огонь своей души? Возможно он сохранит её и пронесет живой через всю жизнь.
Возможно это и есть наша миссия - провести и сохранить душу через этот материальный мир.  Но душу можно сохранить по разному - и вот тут уже будет суд. Сохранил - молодец, но теперь мы с тобой поговорим и определим тебя в рай или в ад. То есть душа, вечная жизнь - это ответственность. Люди, которые не сохранили в себе души, умерли, и душа умерла с ними, а вернее умерла еще задолго до смерти физической. Эти люди просто исчезнут. Нечто вроде нирваны. Может именно к этому стремятся буддисты - исчезнуть? Погасить пламень души внутри, погасить этот огонёк безстрастием, безэмоциональностью, бездвижением, полной глубокой медитацией окунуться в ничто...  так, надо еще взять паузу.

Почему-то эти мысли тяжеловаты мне. Может из-за возраста (26 лет ), может из-за ума (недостаточно гибкого), может из-за словарного запаса (слишком скудного), а может из-за реальной сложности этих мыслей, а может слишком я тороплюсь.

Но путешествие продолжается. Надо зафиксировать пройденное:

1. Человеку дается душа, и в течении его земной жизни она может умереть внутри.
2. Духовная задача человека - не дать огоньку души потухнуть.
3. Сам человек может выполнить эту задачу и не зная о ней. Знать не обязательно.
4. Если душа "потухла", то со смертью тела от человека ничего не остается.
5. Если душа сохранилась, то после смерти тела она остается сколько-то там дней в нем, а потом покидает его и переносится на другой уровень.
6. Такую душу там далее будут судить, по добрым и плохим делам, по грехам и страстям и т.д.
7. Если душу осудят в ад, то это можно считать лучшим, нежели если бы душа умерла еще в теле и не осталась вовсе.

Вывод: если мы верим в четырехмерное измерение и прочие трансцендентные теории, то для нас важно во-первых поддерживать огонь души внутри себя, и помнить, что если душа сохранится, то с неё "спросят", и будут судить. И ещё, чуть не забыл, важный момент - можно в течении жизни забыть о душе, позволить материальным ветрам погасить её метафизический огонь, но, тем не менее, пока мы еще не умерли физически, всегда можно разжечь его. Оживить душу. Возможно и в последний момент. Помните разбойника на кресте, распятого рядом со Христом?

вопрос сам себе: А если человек не думает о душе и грешит, живет плохой жизнью, душа в нем умирает и он не получит наказания никакого? Никакого ада? Просто небытие? Разве это честно?

ответ: Тут три варианта ответа, либо небытие это само по себе наказание максимально страшное, либо грехи против души тоже своеобразно поддерживают её "в тонусе", либо третий вариант ответа, который я не знаю, и который скорее всего правильным и будет.

Говорят, что истину нам не дано узнать, но мы можем догадаться о её направлении и приблизиться к ней. Я только это и стараюсь делать.


Кажется всё. Свои первобытные, личные мысли я изложил, а дальше попытаюсь почитать что-то на эту тему. Но знаю заранее, что другие источники изменят мои взгляды в ту или иную сторону. Я стану дальше чуть чуть плагиатором. В этой теме не разберусь, ибо разобраться нам тут невозможно, но может быть что-то еще напишу позже. Дополню.

Еще одно. Нашел буквально только что цитату Симеона Богослова: "что смерть души есть удаление из нее Духа Святого, жало же смерти сей – грех, и что смерть и тление тела есть уподобление смерти и растлению души". https://azbukaspaseniya.com/biblioteka/dushi-smert.html
Статья так и называется, дальше в ней идет наверное размышление на мою тему, с которым я ознакомлюсь позже. Еще раз повторюсь, что я специально всё это долго и нудно записал именно сейчас, пока я ещё не читал и не искал ничего на эту тему, и пока мои мысли не смешались с мыслями других людей.

Напоследок скажу, что мне немного неловко за этот текст, за то, что я, будучи почти никем, пишу о таких темах. Мне бы о своей душе подумать, а не пытаться решать судьбы мира.