В детском саду

Владимиръ Журавлев
Детский сад был для пятилетнего Володи чем-то необычным – дети, игрушки, воспитательницы, завтрак, обед, полдник, новые запахи, новые ощущения. Среди всего этого он держался немного неловко, но тяга к познаниям пересиливала дискомфорт и его тянуло туда. Он мог часами сидеть в углу слушать воспитательницу или наблюдать за тем, как резвятся одногруппники.

Пик этой резвости приходился на построение, когда воспитательница выводила шумную группу в актовый зал или на улицу. В актовый зал ходили по двое, мальчик с девочкой, а на уличную прогулку было принято ходить длинным строем по одному. На улицу ребята сначала одевались, потом строились шеренгой, и тогда каждый хотел занять самое престижное место – во главе колонны, прямо следом за воспитательницей. Непризнанным авторитетом тут был Колька – самый быстрый и шустрый в группе. Он постоянно рассказывал, как родители водят его по выходным в спортивную секцию. В хорошую погоду Колька приезжал в садик на велосипеде с отцом. Колька быстро бегал, мастерски пинал мячик о стену, и хорошо умел толкаться локтями, если надо было занять первое место в шеренге.  Он почти всегда его и занимал, иногда правда зазевавшись уступая грезившим о первенстве Марку или Юрику. Те в свою очередь были чуть поскромнее, возможно им просто не хватало уверенности. Марк кудрявый и невысокий, постоянно подражал Кольке, повторяя всегда за ним, а Юрик напротив, никому не подражал, и тем более хотел быть лидером. И между ними всегда шла эта негласная борьба за первое место при построении. Проигравший непременно старался насолить лидеру по ходу передвижения наступая тому на пятки или подталкивая в спину, а лидер бывало в отместку резко тормозил, стараясь своей спиной угодить аккурат в своего преследователя, тормозя всю колонну. Колька привык быть только первым, и, если и уступал пальму первенства не прощал конкурентов, особенно агрессивно расталкивая их на следующем построении. Воспитательница смотрела на эту конкуренцию лояльно, пока ребята строились в раздевалке, но при передвижении пресекала любые выяснения отношений. Она понимала – в этом возрасте все особенно хотят быть первыми. Первыми сесть за стол. Первыми помыть руки. Первыми поиграть в лучшие машины. Даже более тихие ребята, шедшие в строю на 4-5 местах в тайне мечтали возглавлять колонну. Девочки были равнодушнее к этому, идя в середине и ближе к концу. А последним с недавних пор вставал Володя.
Никто бы не обратил на него внимания, но однажды борьба за лидерство разгорелась особенно сильно. Колька начал давать слабину, а Марк наоборот приобрел навык ловко протискиваться вперед, ставить спину и локти, всё чаще занимая первое место. Колька, проигрывая, злился. Идя сзади он старался подтолкнуть Марка на лестнице, а Марк только того и ждал, чтоб поставить спину. В тоже время позади на Кольку напирал Юрик. Находясь среди двух огней Колька не выдержал. Возвращаясь однажды с прогулки он откровенно толкнул Юрика в лужу и одновременно с этим умудрился наступить Марку на ногу. Осмелевший от лидерства Марк схватился с Колей пока воспитательница не разняла ребят. Передвижение колонны остановилось. Колька весь покрасневший был отправлен в конец строя. Марк самодовольно продолжил вести колонну, пустивший слезы Юрик шел за ним. Коля был наказан до конца недели.
Следующим утром на прогулку из группы строй выводил Юрик, пронырнувший вперед Марка, который видимо расслабился в отсутствии своего главного конкурента. Понурый Колька замыкал строй. Во время прогулки ребята изучали с воспитательницей флору территории детского сада, играли на детской площадке, рисовали мелками на асфальте. Колька продолжал мрачнеть. Когда строились обратно возвращаться в группу он снова встал последним, но Володя пропустил его на одно место вперед.
- Ты че дурной? – удивился Колька
- Я пойду последним – ответил Вова
- Ты всегда последний ходишь, – насупливо пробубнил Колька, когда ребята уже начали движение, – так лохи ходят
- Нет, просто последние будут первыми – загадочно проговорил Вова, и Коля больше ничего не сказал
В группе началось занятие. Переписывали палочки в тетрадке. Потом тихий час. Уже к вечеру, перед полдником детям предоставлялась возможность свободно брать игрушки и развлекаться самим. Вова рассматривал книжку о природе с красивыми картинками, когда к нему подошел Коля.
- А чего смотришь? – спросил он
- Вот, звери – не отводя взгляда от картинки ответил Вова
- Помнишь – начал Коля, -  ты говорил, что последние будут первыми, как это?
- А это закон такой. Так всегда – ответил Вова, отрываясь от книги
- И не врешь? – заговорщики прошептал Коля
- Нет, так всегда и есть, но это тайна – тем же тоном ответил Вова
Вова не спроста любил листать книги в детском саду, даже и не понимая букв. Дома ему часто читала книги бабушка, только там было намного меньше картинок, чем в детсадовских книгах, но были и исключения. Дома тоже были книги с картинками – о животных, и о динозаврах, а еще о необычном человеке, который ушел на небо. Вова не понимал – как это можно подняться на небо, и часто бабушка брала эту книгу и рассказывала, что в этой самой книге рассказываются все тайны и секреты. Что последние будут первыми, что все люди братья, что все тайное станет явным, и многое другое, чего Вова пока не запоминал. Но он четко уяснил – есть что-то общее в том, чтобы человеку подняться на небо и том, чтобы хотеть быть последним. Обе эти вещи казались ему равносильно необычными, потому привлекали.
- Это такая тайна – повторил еще раз Вова.Коля слушал, открыв рот
После выходных, в понедельник, Марк особливо готовился к построению, ждав возвращения и мести от Коли, и следя краем глаза за пронырой Юриком. Но Коля встал опять в конце. На детской площадке Марк подошел к нему напомнить, что наказание уже прошло, но Коля сказал, что теперь он всегда ходит последний, и вообще, последним быть круче, последние будут первыми, но только это тайна.
С прогулки в группу первым в строю вновь оказался Юрик. Марк равнодушно уступил ему лидерство, оказавшись вообще на третьем месте. Вторым протиснулся Боря, он еще никогда не был так высоко. А уже на следующее утро Марк встал позади всех, но не тут то было – знакомый локоть Коли отодвинул его в сторону. “Иди вперед” – сказал Коля, я последний. Но Марк не ушел.
Строясь обратно они снова сцепились за последнее место, а еще через день рядом оказался и Юрик. Продолжилась всё та же конкуренция. А первым теперь шел неуклюжий Боря. Он постоянно оглядывался вокруг своими большими глазами, не веря своему счастью, а сзади кипела настоящая битва. Особенно сражению способствовала отдаленность от воспитательницы, которая шла впереди ничего не подозревая, а ребята уже не смущаясь толкали друг друга на лестнице и в дверях. Доставалось иногда и Вове, который шел перед ними. Ему это не могло нравится, и волей не волей пришлось поменять место. Он пробовал сначала встать в середине строя, среди девочек, но это было как-то неудобно, да и они начинали посмеиваться над ним. Поэтому он пошел еще ближе к началу, чтобы стоять от девочек подальше.
Скоро воспитательница заметила, что очаг конфликта переместился в конец строя. Она пыталась всячески утихомирить бойцов за последнее место, которые теперь последними мыли руки, последними садились за стол, до последнего не вставали с кровати после тихого часа. За ними к этой борьбе подключились еще несколько менее авторитетных ребят, который довольствовались четвертыми и пятыми местами с конца. Таким образом Вова оказался вторым в строю, вслед за Борей. Боря был счастлив и горд. Он будто даже не замечал отсутствия конкуренции. Он имел славу тугодума в группе и теперь был полностью уверен, что это по какой-то его заслуге он стал полноправным лидером в строю. Он первым мыл руки, первым брал новую машинку, вот только вставать первым из-за обеденного стола у него не получалось, но он не сильно переживал из-за этого.
В один непогожий день Боря не пришел в садик. Как это часто бывает у детей, он заболел и родители оставили его дома. Группа строилась на прогулку без своего нового лидера. В конце строя опять шла борьба локтями и провокациями за право быть последним. Марк, Юрик, Колька и другие менее успешные ребята, чьих имен не будет вписано даже в эту историю, правдами и неправдами старались занять последнее место в строю. И вот группа выстроилась и двинулась на улицу. Первым в строю шёл Вова, немного расстроенный из-за этого. Но ведь последние станут первыми – думал он, - так может уже это и свершилось? А раз это возможно, значит та книга права, и все остальное в ней правда, выходит и на небо подняться успеется.