Прогулки с Хайямом в Параллельных мирах керамиста

Александр Жгутов
 
В Сочинском Художественном музее совместно с Музеем керамики Юрия Новикова проводится выставка творческого наследия   художника- керамиста Новикова Ю.М. (1946-2018гг.)
 "ИСКУССТВО КАК ВОЗДУХ",
посвященная 75летнему юбилею художника.




                Прогулки с Хайямом
            в «Параллельных мирах»  керамиста Новикова.

     Шестого сентября  2018 г мой друг и товарищ из далекого детства Юра- ныне известный художник-керамист  Новиков Юрий Михайлович,  скоропостижно скончался от остановки сердца. По его завещанию был кремирован, а прах развеян над Чёрным морем.
      Мне показалось, что будто бы это известие прозвучало на языке Омара Хайяма:
«Предстанет Смерть и скосит наяву,
Безмолвных дней увядшую траву…
Кувшин из праха моего слепите:
Я освежусь вином — и оживу.»

       Мы с Юрой, незадолго до его кончины,  загадывали встречу в Сочи у него дома в 2019 году, но, увы, судьба нам этого подарка не предоставила.
     «Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,
     Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.
     Но я, покуда жив, тревожиться не стану
     О дне, что отошел, и дне, что не рожден.»

   Юра, за  время, которое пролетело со дня твоей смерти, я  перечитал в Интернете все страницы о тебе и твоём  творческом пути.  Постоянно посещаю Клуб друзей «Ceramicanovicov», созданный твоей супругой Наталией Ивановной  в Инстаграме.
  Виртуальное  общение с твоими  близкими и знакомыми в Клубе  создает  впечатление, что я  уже не раз,в компании с Хайямом,прошёлся по выставочным залами твоего  Музея,
«И вот ушел твой дух в загадочную тьму,
И новый человек живет в твоем дому.
И невдомек ему и прочим новоселам,
Что ходят-то они по телу твоему.»

     Всякий из нас  оказывается  перед своим «Камнем на распутье». На определённом отрезке жизни нам приходится делать серьёзный  выбор  своей судьбы, то есть, будущего. 
     И повезёт тому, кто  сможет оказаться вновь у этого «Камня на распутье», чтобы пойти новой дорогой и исправить ошибки молодости.
  Каждый из нас, и я, и  Юра, оказывались  на распутье, выбирали свои  дороги в жизни.
 
  Наверное, Юрий Михайлович не раз останавливался у картины  художника Виктора Михайловича Васнецова, написавшего, со знанием русских  былинных сказаний, "Витязь на распутье», сопроводив словами:
«Как пряму ехати - живу не бывати,
Направу ехати - женату быти,
Налеву ехати - богату быти...»

   Сейчас, когда у нас за спиной пройденный путь по дороге жизни, мы осмысли глубину этих знаков судьбы.
   А молодым, оказавшимся перед Камнем выбора своего пути, мой завет:
 -  Зрите в корень- первоисточник  не  заменит никакая  современная расшифровка  нового времени.

         Ленинградский период жизни и творчества Новикова Ю.М. (1946—1984).

    6 августа 1946 года в городе Ленинграде на ул.Халтурина (Миллионной)в доме  №25 родился Юрий  Новиков.
 
    Кто тогда мог предполагать, что из послевоенного мальца вырастет известный советский и российский художник-керамист, дизайнер, педагог, основатель  частного «Музея керамики Юрия Новикова» и творческой мастерской с полным технологическим циклом в технике «майолика» в городе Сочи - Юрий Михайлович Новиков.
     День за днем проходили месяцы и годы жизни ленинградского мальчишки. Как и все,он в детские и отроческие школьные годы, набираясь знаний и познавая окружающий его мир, мечтал и задумывался о том,кем быть?
      После службы в  армии Юрий поступил в Ленинградский Западный технический институт на отделение радиоэлектроники. На втором курсе института понял, что оказался на  распутье своего жизненного пути.

      Осознав, что в искусстве нет ограничений для творчества и пределов совершенствования, решил  посвятить  себя искусству.
   Отработав год  учебным мастером на кафедре керамики и стекла и подготовительных курсах, поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной.
    После окончания  художественного училища, во время работы в Ленинградском управлении «Росмонументискусство»,  в 1979 году  Новикову предложили поучаствовать в  воссоздании, по фрагментам и черно-белым довоенным фотографиям, уникальных  изразцовых печей XVIII века в большом Петергофском дворце.
 Все изразцы для  печей в Голубой гостиной, Кавалерской, Секретарской и Белой столовой были воссозданы заново в творческой мастерской Новикова и под его руководством.

   Как коренной ленинградец он с детства  впитал в себя архитектуру старого Петербурга, быт и норов своего Ленинграда. А затем, спустя годы, он ярко отразил это  в художественных произведениях; «Дворы моего детства», «Старый город»,  «Петербург Достоевского», «Петербург Пушкина» «Наводнение на Мойке», «Петербургские сновидения» и  многих других.
Однако, сквозь серый, хмурый сумрак колодцев новиковских дворов и «одинокой сороки под деревом»,  до меня прорывается  настроение какой-то неудовлетворенности Юрия Михайловича, уже много чего постигшего и достигшего в свой жизни, чувство одиночества и чего-то не сложившегося в  его  ленинградском  пространстве.   Возможно, я ошибаюсь, но не случайно же Юрий оставил свой  город и близких ему родных людей. Но это я так, по-старчеси, мысли вслух.


                ****
      Что сам для себя посеешь - такую   себе и  судьбу обретешь.


     Годы учёбы по специальности «Художественная керамика и стекло»,  а также   влияние  на него   Анны Александровны Лепорской, соратницы  Казимира. Малевича, во время прохождения учебной и производственной практики на Ломоносовском фарфоровом заводе, существенно повлияли  на решение Новикова стать художником-керамистом.
    Работая  под руководством Анны Александровны Лепорской над дипломом с рабочим названием «Чайно-кофейный сервиз. Памяти Малевича»,    Новиков, при содействии и научной помощи руководителя, изучил основы и композиционные принципы супрематизма  и использовал их в дипломной работе.
     Работа над дипломом научила Юрия  решать не простые пластические  приёмы  перехода формы круга в квадрат и из квадрата в овал.

    «Чёрный квадрат», чёрный квадрат, ну и что- чёрный квадрат???
    Казалось  бы,  в чём трудность;  взял холст, чёрную краску, кисть  и за несколько минут «намалевал» свой  чёрный квадрат.
  Тогда почему же «Чёрный квадрат» Малевича  шедевр, который, окажись он на торгах, оторвали бы с руками за… астрономическую цену в любой валюте.
    Видимо всё-таки в «Чёрном квадрате» есть что-то такое невидимое глазу рядового  посетителя  Третьяковки, Русского музея или  Эрмитажа, где хранятся эти картины .  В  кажущейся простоте прячется  тайна шедевра.
   Как я понимаю, Новиков, ещё во время работы над дипломом, прикоснулся к вопросу о тайне  «Черного квадрата» в архивах К. Малевича. 

    Сегодня,  его прах смешался с воздухом, морской волной и береговой глиной Чёрного моря, а душу свою  он вдохнул  в созданные им произведения искусства, печи и камины,  в возведенный им дом-  «Музей керамики Новикова Юрия».

     Наверное, если бы  наша встреча с Юрой оказалась не виртуальной; когда  он, «Там на Верху», а я  всё ещё здесь «глину его топчу»,  в беседе со мной   вразумил бы меня:
    -Сашка,  «Чёрный квадрат» не так прост, как кажется не только тебе.  Даже художнику сложно, очень сложно  повторить «Чёрный квадрат».
  Во-первых:   «Чёрный квадрат» совсем не квадрат; стороны не равны одна другой, а более того,  противоположные не параллельны  между собой.
   Во – вторых:  «Чёрный квадрат» совсем не чёрный.
   В-третьих: это лишь внешняя, видима часть «Чёрного квадрата», а тайна и философия его хранится у Малевича.

   При написании картин - «чёрных квадратов»   Малевич   использовал изготовленные  им самим  краски  из жженой кости, чёрной охры и  природный краситель темно-зеленого оттенка, и некоторые другие компоненты.
  Только узнав и поняв это,я в своём творчестве стал примерять   созданное Малевичем направление Супрематизма.

   - Так всё-таки, Юра, ты в какой-то мере разгадал Малевича?
    Не зря же ты в 2005 году,  в память о А. Лепорской и К. Малевиче,  создал цикл керамических пластов "Рождение «Чёрного квадрата», который можно увидеть в Сочинском художественном музее?

 
   

                ****

           С кем поведешься, от того и наберешься.


     Практиковаться начинающему художнику–керамисту посчастливилось с двумя старейшими мастерами.
Как сам о  них  говорил Юра:
—« Одному печнику было 86 лет, другому — 81 год. Тот, что был постарше, называл коллегу “молодым”. Я вообще считался “подпаском”. Старики–напарники на  память о себе в укромных местах на печках оставляли шутейные надписи.»
  Освоив  тонкости работы печника, Юрий научился класть печи и камины самостоятельно.
 
    Юрию Новикову довелось поработать   в творческой группе И. С. Глазунова  по созданию проектов интерьеров русского посольства в Испании, в частности, по работе  над каминным залом в посольстве  в городе Мадриде.
    Илью Сергеевича Глазунова, с которым Новиков сотрудничал почти 7 лет,  считал  одним из главных своих учителей.

  Юрий знал не понаслышке  деревенскую жизнь в детские годы. На своей шкуре прочувствовал лютый мороз с пронизывающим до костей злым  ветром и  увидел  красоту северных сияний. Поэтому он  смог ярко выразить в своих работах, суровую красоту Севера по  поморским былям и сказкам Бориса Шергина — «Белая ночь», «Поморский берег», «Архангельские корабли», «Беломорская Русь» и создать  скульптуру «Медведица. Спящая Россия»  в форме медведицы, на спине которой изображена деревенька, только ему свойственной росписью.
  Произведение искусства «Спящая Россия»  это и есть поэтическое стихотворение Новикова.
  Стихотворение, которое написал вологодский поэт Николай Рубцов на бумаге, Новиков вылепил его из глины:   
«..Мать России
Целой-
Деревушка,
Может быть, вот
Этот уголок…»


                Московский период (1984—1996)

     В 1984 году Новиков из Ленинграда переехал на жительство  в Москву.
  В Москве, принимая активное участие в общественной жизни Союза художников, построил  личную мастерскую в Сокольниках.  В перестроечные годы его мастерская стала пристанищем для  московских художников-керамистов.     На московских выставках  работы Новикова  отличались яркой индивидуальностью и высоким техническим исполнением.   Во время  работы в Москве  организовывал  персональные выставки не только в столице, но и в большинстве  Средиземноморских стран.
В этот же период, с 1984 по 1996 год,  Юрий Михайлович  занимается проектами интерьеров российских посольств в Вашингтоне (США), в  группе И. Глазунова в Мадриде (Испания), в Вене (Австрия).
 Работая в  области монументальной и интерьерной керамики — создал монументально-декоративные композиции, панно, вазы и изразцовые камины для оформления интерьеров общественных зданий во многих городах России.

                ***

     Пережив два инфаркта, оказавшись  вновь перед своим «Камнем на распутье» Юра  понял, что “бежит на месте” и   уехал из Москвы.

     С этого начался  Сочинский период,  лебединая песнь творчества и жизни Новикова.               
    В пригороде Сочи купил недостроенный дом, сам со своей семьей достраивал его;  как «вольный» каменщик клал кирпичи,  был кровельщиком   крыши дома своего, оборудовал мастерскую.
  Под южным солнцем, в трудах праведных во благо семьи и творчества, со временем заметил, что  прошла одышка и исчезла седина. Он почувствовал, что  жить стало лучше, жить стало веселее душе и телу.
   
    Став профессором кафедры дизайна, преподавал в Сочинском государственном университете. Создал «Музей керамики Юрия Новикова». На базе своей творческой мастерской организовывал международные и отечественные мастер-классы для художников и дизайнеров. Большой вклад внёс в становление тольяттинской керамической школы, являясь профессором кафедры декоративного искусства и дизайна Поволжского государственного университета сервиса.
     В Сочи Новиков активно участвует в выставочной деятельности Краснодарского края. Создаёт  для частных интерьеров монументально-декоративные объекты (изразцовые панно, камины и печи) во многих городах России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Майкоп, Сочи.
 

                ***

     Юра,  мне известно из статей в Интернете о  серии твоих философски-символических   произведений; «Параллельные миры», «По Сириусу пешком», «Комета Галлея», «Компас жизни», «Астролябии», «Божественная пропорция», «Вход в Шамбалу», созданных путём сложных технологий.
 Знатоки-искусствоведы говорят, что  это  плод твоих «… размышлений…, стремление заглянуть в непознанное, созерцание и концентрация внимания на интуитивном способе познания…»

      А сам-то ты, что скажешь об истоках  зарождения  творческого замысла, способности видеть рождение «олимпийских колец»   в огненном горниле, как произведений  искусства? 

    Саша, «Я никогда не стремился быть понятным всем. Мои работы – плод размышлений о мире, Вселенной, о себе. Как, впрочем, наверное, у каждого художника. Мой принцип: никому не угождать, а воплощать свои темы, идеи с помощью сложных технологий, сочетания фактур. Я по жизни экспериментатор. Так получилось. Керамика позволяет сколько угодно пробовать. Это искусство, основанное на строго научном подходе. В других искусствах тоже многое зависит от  того, какой холст, какие краски, какие кисти, разбавитель, наконец. В керамике есть такой фантастический процесс, как обжиг. Многое делается огнем. Огонь – составная часть вдохновения.
    Искусство — это то, что сделано радовать глаз и душу. Самое главное — здесь должно сочетаться и ремесло, и творчество».
    -Юрий Михайлович,  я снимаю шляпу перед тобой и  делом, которому отдал жизнь. Твои  десять тысяч творческих работ  действительно живой  рукотворный памятник  всей твоей жизни, как творческой личности художника-керамиста. 
      Частицы праха твоего, Юрий Михайлович, теперь ежедневно  окропляют брызгами  черноморского прибоя все твои изделия, твою  печь-матушку, сад и дом.

 
                ***

    Под  тонкий  хрустальный звон афросиабской керамики  голубых куполов минаретов  древней Бухары и Самарканда персидский философ и поэт Омар Хайям творил свои Рубайят, олицетворяющие  мудрость, дошедшую до нас через  тысячелетие.

    Из глубины веков Омар Хайям,  с   поразительной способностью ученого и поэта, посылает печнику-гончару, художнику- керамисту  Новикову Юрию, за 900 лет до его рождения,  своё  философско-поэтическое послание о   видении им зарождения жизни на Земле и   сотворения  во вселенском круговороте из  животворящей глины. воды и огня человека-гончара, гончара в прах и  возвращения его в глину.   
   «Дивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь дух
Мять глину, бить, давать ей сотни оплеух,
Ведь этот влажный прах трепещущей был плотью,
Покуда жизненный огонь в нем не потух.»

    Прав Омар Хайям;  так и было тысячу лет тому назад, так и сегодня.
 
      В нашем двадцать первом веке  в мастерской художника Новикова  искусство рождается, проходя полный технологический цикл «от карьера до готового изделия».   Глина- сырец  отстаивается, крутится, разминается, сушится, размалывается.
     Прислушавшись «к оркестровой какофонии»   электрических  глиномялок, дробилок,  мешалок, Хайям размышляет:
 -   «Слышал я: под ударами гончара
Глина тайны свои выдавать начала:
«Не топчи меня! — глина ему говорила. —
Я сама человеком была лишь вчера».

     Став мастером высшей пробы, «королём майолики», Юрий Михайлович,   лично в совершенстве овладел тайнами  создания высокохудожественных произведений  искусства. Он сумел запрячь в "тройку"; стихию воды,воздуха и огня,и заставил топтать, вымачивать,мять и обжигать ГЛИНУ в любые цвета радуги, до создания художественного поэтического произведения искусства.
  Он за свою жизнь сотворил тысячи пластов, блюд, кувшинов  и  изразцов  из «праха Хайма». 
   Вторя  через века  поэту, Юрий Михайлович  ответил Хайяму:  «Из глины я стиху свои творю!» 
 
   Хайям, беседуя с горшком щебатым, треснувшим на дне , сочувственно вздыхает:
  «Что ходят-то они по телу твоему?
Молчание. И вздох исподтишка
Нескладного щербатого горшка:
"Все надо мной смеются... Кто ж виною,
Что дрогнула у мастера рука?"

      Керамист Новиков (Калон Усто- на фарси- Великий мастер)   на рубаи Хайяма, отвечает:
—« Керамисты — как саперы: стоит нам сделать одно неверное движение — краска моментально впитается в пористый черепок, удалить ее уже ничем невозможно, и изделие можно выбрасывать.»


                ***


                Бабушкины сказки.

Это было давно, в 50-х годах  прошлого века.
   Тогда ещё  жила- была моя бабушка Анна.  Жил я с матерью и бабушкой в маленькой деревенской избушке о два окошечка, которая с памятной любовью изображена Юрием Михайиловичем на пласте «Ступново» .

    Долгими зимними вечерами, лежа на тёплой русской глинобитной печке, грызя кусочек глиняной печины, отковырнутый  от печного кожуха, я донимал бабушку  расспросами; зачем, почему, откуда мы взялись, что будет с нами?
   Чтобы я побыстрее  заснул, она мне начинала рассказывать  старинные поучительные байки-бабайки :
    «Тень, тень, потетень,
    Выше города плетень,…
    ……
    …«Ах ты, козонька-коза,
    Уж и где же ты была?»
    «Я коней пасла».—
    «А где кони?» —
    «Никола увел».—
    «А где Никола?» —
    «В клетку ушел».—…    
   Часто бывало, что, умаявшись за день, моя рассказчица, засыпала на полуслове.
    Тогда я толкал её в бок: - «Баушка,баушка, а дале-то чево …?», а она  сквозь сон бормотала: - Да спи ты, спи, ради Христа, утро вечера мудренее, завтрее  доскажу.» 

  Когда в другой раз я настырно продолжал  углубляться  в познание мира; а что  с нами будет?
  Бабушка коротко мне ответила: -Глиной будем.
-Как это, глиной?
- Не знаю как, но когда я умру, ты сам увидишь и поймешь.
- Бабушка я не хочу, чтобы ты умирала и глиной стала.
   Под вечер 5 ноября 1952 года моя бабушка,   перекрестившись на старые медные иконки, легла на пол и мгновенно скончалась на моих глазах.

   7 ноября, в последний путь гроб с бабушкой  провожали мы с мамой. Я лично до кладбища управлял лошадью.  Вот тогда-то на кладбище, когда гроб отпустили в могилу и стали закапывать, я, бросая мерзлые комья глины на крышку гроба, вспомнил, но не осознал ещё слова  бабушки,- «глиной будем».
   Мне тогда шёл восьмой год от роду.

     На сороковой день, когда обносил соседей  поминальными пряниками  об  умершей бабушке, зашёл в дом к старушкам Орловым. Пользуясь случаем, они  подали мне в руки толстенную книгу в кожаном переплете с медной застёжкой и попросили  почитать им  главу из этого фолианта.  Так произошла моя первая встреча с БИБЛИЕЙ и знакомство с её древними текстами;

 «Книга Бытия»  Глава 1 …
«1  В начале сотворил Бог небо и землю…
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…
                ***
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему,…
                ***
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… (Как я понимаю, это был пока сотворен лишь дух человека без плоти)
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь..
                ***
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой…
  Глава 2
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою…»

      Вот так, из оказавшейся в моих руках древней Книги книг,  я  узнал, что  Землю и всё живое на ней создал Бог, а напоследок, из глины  сотворил человека Адама…
    Однако мой детский ум не соглашался верить  тексту и красочным картинкам  в святом писании. В меня вселилось большое сомнение- « как  может быть, что  осенью или весной из липкой  глины, или из замерзших комьев  зимой, вдруг появится человек?»
     Мой рассудок тревожил мою любознательность, побуждая искать ответ на этот  главный вопрос тысячелетий,  неразгаданный лучшими умами человечества.


                ***

            «Подпечником» у печника Кундыша.

    Следующий мой шаг в  познании происхождения жизни на Земле оказался напрямую  связан с глиной и деревенским печником по прозвищу  Кундыш. К сожалению, имя и отчество этого интересного самородка-печника я не помню.  Летом 1953 года  он подрядился сложить, взамен старой,  новую печь в Назаровской начальной школе. Уборщицей в школе работала моя мать, поэтому   обязанности подручной печника ложились на её плечи.  Однако,  Кундыш  к этой работе привлёк меня, а матери сказал: - Лиза. Ты занимайся своим делом, а я Шурку твоего «подпечником»  возьму. Паренёк он жилистый, пусть учится глину месить, а заодно и к печному делу привыкает. В жизни всякое дело пригодится.

    Так как Кундыш проживал  в деревне за десяток   километров  от Назарова,  он решил ночевать в школе. К вечеру первого дня, печник ,видя, что я устал «до вырача глаз», предложил мне тоже остаться  ночевать в школе.  Так мы с ним и подружились, старый да малый. Вечером Кундыш на маленькой печке в учительской комнате варил суп и  кипятил чай.  После ужина он  ложился отдыхать и начинал рассказывать  мне о  работе печника, про свойства глины;  какая глина подходит для кладки печей,  как приготавливать  раствор, как кирпичи между собой связывать и о всяких других хитростях печного дела просвещал.

     Мне же  всё было интересно знать. Вот я и встрял в его рассказ: - А правда ли, что Бог из глины Адама вылепил?

- Не знаю я, Шура,  не знаю, был ли бог гончаром или печником и  как всё творилось на Земле в допотопные времена.  Врать не буду, на своём веку ты и не от меня вранья наслушаешься, но через него узнаешь  и солёную правду жизни.  Одно знаю, Шура, и своими руками проверил, что глина «живая» земная порода- это истинная правда. Сам узнаешь, как завтра помесишь её "досыта".
 
    В последующие годы, неоднократно  участвуя в кладке печей, в качестве «подпечника», на бытовом уровне я немного освоил это интересное дело.
 
  В 1962 году, перед призывом в армию, лично сложил  в нашем деревенском доме  маленькую  печку «галанку», которая  много лет согревала мать в зимнюю стужу.

 
                ****

                Познанию мира нет пределов.

     В 1981 году я прочёл книгу «В начале» американского писателя – фантаста  Айзека Азимова.    Это удивительное, без какой-либо предвзятости, прочтение  Книги книг автором, по сути научное и по-человечески заинтересованное проникновение автора в Библию.
    Любой, кто возьмет эту книгу в руки, не останется равнодушен. Он по-новому  переосмыслит значение  библейских глав.

 Только через много лет мне удалось прочесть полный текст Библии.
 
   Моя   бабушка была глубоко верующим человеком из среды староверов. В 1947году она окрестила меня в Сталинабадской церкви.
    Всю жизнь я остаюсь  крещёным атеистом, но и сегодня, глядя на переобувшихся  в перестроечное время, не притворяюсь, верующим безбожником.

    Поиск ответа на этот  вопрос, «как заковыка из заковык»,   не дает покоя, и не только мне, а даже всему человечеству.

               Спустя много лет в Университете,   изучая курс научного атеизма,  я, осознавая аргументированность критики  религиозных учений,  настырно, не ради зачёта, продолжал углубляться в изучение истории человечества, множества религиозных течений и политических учений.
      Не библейский и  не из Ветхого Завета текст,  а в   32 суре Корана «Челобитие» (аяты 6-7),  тоже  утверждается, что человек был сотворен из праха- глины.
   Вслед Корану вторит, почти  его ровесник, Омар Хайям:

 «Мы из глины, — сказали мне губы кувшина, —
Но в нас билась кровь цветом ярче рубина…
Твой черед впереди. Участь смертных едина.
Все, что живо сейчас — завтра: пепел и глина.»


                ***

   Оказалось, что этому есть вполне научное подтверждение.
   Известный русский ученый В. Вернадский в начале XX века, изучая глины, выявил, что в их  составах  есть все макро-и микроэлементы, почти в тех же пропорциях, что и в нашем организме.
«…Американские ученые, подтверждая выводы Вернадского, установили, что обыкновенная глина содержит в себе базовые элементы биологической жизни, составляющие мембраны клеток человека, содержащие в себе генетический код организма — РНК. , которая является основой всего живого.
   Древнееврейское имя Адам, дословно означает как «созданный из красной глины».
    Есть научная теория о том, что первичные клеточные формы жизни могли зародиться не только в океане, а и в глинистых  берегах, прогретых солнцем больших и малых водоемов. Таким образом, глина вполне может выглядеть первичным материалом, как катализатор жизни на земле.

   В одном из своих интервью  Новиков со знанием дела утверждал:
 — Керамист — он и технолог, и слесарь, и сварщик, и пекарь. А еще… шаман! Глина имеет душу и характер.


                ***
    Даже самая простая глина содержит в себе основные элементы биологической жизни. С древнейших времен  глиной лечат различные заболевания.  Знаменитая «маска Клеопатры»  состояла из смеси  белой глины, меда и лимонного сока.

   «Сам мастер — по локоть в глине. Формуя пластину, советует нам из тестообразной сырой массы сделать маски на лицо. По ходу  объясняет: “Кожа будет нежная, как у младенцев: в глине заключена вся таблица Менделеева!”- рассказывала в своём интервью с художником Новиковым журналист  Светлана Самоделова.
 
                ***

          Мы с Юрой в малолетстве на себе не раз проверяли  чудодейственную силу глины. В июльскую жаркую пору, целыми днями купались в омутах на речке Улома. Спасаясь от кровососущего комарья и оводов,  чтобы они нас  не загрызали,  мы с ног до ушей обмазывали  друг друга бело-синей глиной  из-под берегов  этой речушки.  Как потом оказалось, у Юры  после этих  « СПА -процедур» прошла, мучившая его, аллергия.
                ***
 В 2012 или 2013 году я понятия не имел, что Новиков решил поучаствовать в Сочинской зимней Олимпиаде, как художник в конкурсе на олимпийский талисман.
 Юра,  я  со слов твоей супруги Наталии Ивановны знаю, что ты слепил из красной глины миниатюрного кавказского благородного оленя, которого Наталия назвала  КраП - т.е. «Красная Поляна».
Как ты сам Юра, сказал:
— Олень ассоциируется с зимним временем года и в сказках всегда сопровождает Деда Мороза.
    Когда мне через Интернет стало известно, что ты  в Сочи известный художник- керамист, сложивший   легендарную изразцовую печку, то первая мелькнувшая мысль о встрече с тобой была:
   - Эврика! Юрку надо пригласить в Великий Устюг на «Родину Деда Мороза», а Правительству области предложить  заключить с ним контракт на изготовление такой же  изразцовой красавицы в  резиденции Деда Мороза.
  А я к нему, добровольцем- "в подпаски подпечником»,  глину месить сам лично подпишусь.
                ***

                На первом месте будет Муза.

     Как–то в одной из бесед  с журналистами Юрий сказал, что перед тем, как сделать предложение свой будущей жене Наталии  Ивановне, он предупредил Наталию, что на первом месте для него будет всегда другая персона — Муза.
  Может быть, Юра и говорил такие слова Наталие Ивановне, но  это вряд ли, скорее он явно «вспылил для красного словца» журналистке.

  Посетители  музея, на одном из изразцов печки-послания видели изображение жены художника Наталии — в образе королевы.

    Юра, себя в себе не утаишь, тем более, когда ты  в изразцы на печке свою душу вдохнул и своими руками согрел.

    Ты  на меня не обижайся, но я тебе, как Шурка Жгутов из нашего далека, вот что  скажу… 
   Я по себе знаю, что без своей жены Риммы Васильевны,  уже давно бы был не полковник, а покойник.  Так и тебе, после двух инфарктов в Москве, без Наталии Ивановны в Сочи,   южное небо с овчинку бы показалось.  Где бы тогда  ночевала  твоя Муза, в каком дому и у какой печки грелась?

   Я представляю ваше «глинное» время, когда ты всей семьей дом с мастерской по кирпичику строил, сад разводил.  Вспомни, пока долгие восемь лет ты изразец за изразцом свою биографию расписывал, сколько засохшей глины, обломков строительного «праха» пришлось твоей жене- доктору искусствоведения, за тобой и «твоей музой» выгребать, чтобы  твой подарок к 60-летнему  юбилею  не стыдно было показать  сочинскому бомонду.
 
   В трудах тяжких на благо семьи и творчества,  ты  заметил,  что  прошла одышка и исчезла седина, и даже не столько благодаря  южному солнцу, сколько поддержке и  пригляду за тобой твоей сподвижницы и королевы.
 
    В год своей юбилейной даты, ты,из  Нави-Мира теней, посылаешь пожелание своей подруге и единомышленнице Наташе:
 «Подыми пиалу и кувшин ты, о свет моих глаз,
И кружись на лугу, у ручья в этот радостный час,
Ибо многих гончар-небосвод луноликих и стройных
Сотни раз превратил в пиалу, и в кувшин — сотни раз.»
 
   Омар Хайям, что в этот час с тобою рядом  за достарханом  на твоём  75-летии,  из «Параллельного мира»  шлёт тост-пожелание твоей Наталии Ивановне:

  "-Словно ветер в степи, словно в речке вода,
День прошел — и назад не придет никогда.
Будем жить, о подруга моя, настоящим!
Сожалеть о минувшем — не стоит труда.
 
  - Когда плачут весной облака — не грусти.
Прикажи себе чашу вина принести.
Травка эта, которая радует взоры,
Завтра будет из нашего праха расти."

                ***


     А что же мне остаётся Вам сказать об ожидании  встречи впереди с другом  детства моего у его порога «Входа в Шамбалу»:

«Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться, стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.»


   Александр Жгутов.
   Вологда. Октябрь 2020- март 2021 год.