Откуда и куда идём

Василий Ганьжин
                Откуда и куда идём.


     Живём мы всегда настоящим. Однако жизнь течёт из прошлого в будущее.  С прошлым нас связывает память, с будущим – надежда. Против информационной агрессии Запада нужно поставить методологию, которая наиболее достоверно вскрывала бы современную действительность, могла бы интерпретировать историю и ориентировала бы наши планы на будущее. В противовес псевдонаучному членению истории на «традиционное», «индустриальное» и «постиндустриальное общество» дадим марксистскую теорию всемирно-исторического процесса. Предоставим Вам, читатель, некую шкалу смены эпох истории, членение общественно-экономических формаций.
     Я уже несколько раз в комментариях к замечательным статьям авторов Дзена советовал, что нужно ещё иметь ввиду, в какой общественно-экономической стадии происходит описываемое событие. Будь то в США 19 века. В Европе второй мировой войны. Или в нашей постсоветской РФ.
     В общем. Я хочу, чтобы вы ориентировались на какой стадии стоим; как, откуда и куда идём. При этом, уважаемый читатель. Знания, представленные этой статьёй, не есть «откровения» автора, а есть многолетние достижения советской науки.

     Формат Дзена не предусматривает обширных по объёму работ. С другой стороны, подробно и обоснованно социально-экономические стадии развития человечества я уже выразил в своём труде «К обсуждению стратегии России» . Поэтому буду только перечислять все стадии. Отчасти с кратким объяснением.
     Всем известны пять общественно-экономических формаций. Первобытность. Рабовладение. Феодализм. Капитализм. И коммунизм, как общество будущего. Эти формы человечества не отделяются друг от друга строгими границами. А естественно перетекают из предшествующего в последующее.
     Но, нельзя впадать и в фатализм. Вроде того, что какая-то обезьяна полтора миллиона лет назад хватанула палку исключительно ради того, чтобы в 1917 г в Петрограде «взяли» Зимний дворец. Всё в социальной форме движения материи происходит естественно и самопроизвольно. В спектре вариантов, в клокочущей кутерьме возвратов.
     Надо специально обратить ваше внимание, читатель, что марксизм акт выделения человечества из животного мира относил не только к первобытности. Но и капитализму! Жизненные средства человек получает здесь уже посредством денег. Только посредством социального. Здесь, при капиталистических отношениях люди ещё раз освободились от природной зависимости. Вырвались из природы.

     Научное членение первобытности разделяется по зрелости рода. С установлением вето на половые отношения возникает род: экзогамия определённой группы и становление производства родовой общины. С разложением рода в соседскую общину начинается процесс классообразования. До возникновения вето - человеческая община жила промискуитетом.
     Промискуитет - безграничные половые отношения людей – есть наипервейшая стадия человечества. До этого гоминиды жили системой доминирования. Биологическим инстинктом. Как любая травинка, борясь за свет и влагу, оттеняет окружающих, так и животные потребляли мясо и самок путём проявления силы. В любом прайде особь живёт за счёт конкуренции над другими особями.
     Промискуитет есть отрицание животной системы доминирования. Это все-групповой запрет потреблять самок старым путём доминирования над другими. Он ставит социальный заслон биологичности. Запрет осуществляется уже всеобщей силой над любой особью. Социальным регулированием.
     В этом смысле запрет и осуществление запрета доминирования был определённой системой Права. Не моральным регулированием, а требованием, обеспеченным социальной силой.
     Знаменитая система «вето» - есть уже не просто запрет доминирования, а наоборот, уже ограничение промискуитета, запрет на половые взаимоотношения между ближайшими родственниками.
     Так, колено за коленом вето установило экзогамию определённой группы людей.
     Выражение «потребление самок» не надо воспринимать как некую дискриминацию женщин; будто бы, они не часть общества или не часть биоты. Высказывание отражает объективную реальность доминирования по праву силы и реальность зависимого положения женщин. Это биологическое явление, естественное расчленение на женский и мужской пол.
     Прямо до наоборот. Именно становление вето на половые отношения непреклонно возвышало статус женщины. Формирование общины по принципу рода не могло знать, кто является отцом ребёнка. А родство по матери – очевидно. Именно выход человечества из промискуитета, становление рода, стало подлинным достоинством женщины. Если в биологическом имеет место доминирование альфа-самца. И доминирование альфа-самки. А именно истребление детей от остальных самок. То в родовой общине все женщины это сестричи, совместные воспитательницы поколения за поколением детей.
     Расцвет рода, как общественного производства людей, отображался общественной собственностью. Всё – вода, флора и фауна, промысловая территория – всё считалось совместной собственностью. Сама особь считалась частью общины, отрицалась здесь как проявление биологичности. Индивидуум принадлежал здесь общине и мог проявить свои дарования только посредством общины.
     Однако людьми признавались только члены рода. Люди других общин человеками не считались. Они были такими же природными существами как животные или травы. Каннибализм поэтому здесь также естественен, как признание людьми только членов своего рода. Возникновение земледелия и скотоводства; новые, индивидуального характера средства труда, не просто породили частную собственность, но и редуцировали каннибализм.

    Рабство исходило из этой предпосылки, что члены иных родов - не люди, их можно потреблять как корм. Прогресс рабовладения заключался в том, что человека уже не потребляли как плоть, а кормились его трудом. Человек стал средством производства.
     Рабовладельческая общественно-экономическая формация по степени рабства расчленяется на три ступени. Стадия военной демократии. Стадия частного рабовладения. Стадия колоната или разложения рабства и превращения его в феодализм.
     Генезис рабовладения завершается самопродажей в рабство свободных общинников. До этого, раб это чужак. Человек существовал здесь как раб не потому, что его угнетали. А потому что он не имел здесь природу для своего опредмечивания. Вся окружающая среда, всё было для него чужим.
     Наоборот, он сам принадлежал общине, как промысловая территория, скот, средства труда. Его могли убить. А могли предоставить члену общины. В качестве добычи всего племени. Так, Ахиллу отдали Брисеиду, Атриду – Хрисеиду. Фактом изъятия её от Агамемнома и возврата волей всех ахеян – выявляется, что Хрисеида не частная собственность. Она раб рода. А рабовладелец здесь община.
     Однако, использование рабов вело к обособлению хозяйства членов общины. К формированию частной собственности. В процессе классообразования происходит разложение, исчезновение общины.
     Военный промысел предоставлял индивидуальному хозяйству рабов. В качестве достояния общины. Однако с развитием торговли, товаром стали и люди. Купленный раб есть уже движимость, собственность хозяина. Как его скот.
     С другой стороны, раб был не только вещью собственника, природой, которой пользовался человек для собственного потребления. Но и получал корм из рук хозяина. В этом способе производства рабочая сила раба является только частью средств производства. Таким же средством труда как плуг, ячмень или баран. Раба кормили за счёт ресурсов собственника средств производства. Именно потому! Что экономическим состоянием многих людей того времени было отсутствие всяких средств производства. Знаменитый Авраам продал с голодухи в гарем фараона свою жену. Законодательство Солона началось, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой.
     С количеством рабов, с расширением частной собственности рабовладельческая общественно-экономическая формация стала разлагаться. Рабы таких крупных частных хозяйств использовались уже в товарном производстве. Плантационным хозяйством.
     Обратите внимание, читатель! К этому времени значение общины исчезло. Так, греки ограбили свои Дельфы не просто потому, что боги стали не святы. А потому, что родовая община исчезла. Становление территориальных государств, региональных держав, многонациональных империй не просто перемешало людей. Сделало их равными. Недаром Иисус Христос уверял, что нет разницы между сынами израиля и ханаанки. Что все – рабы божие. Только теперь, по истечении миллиона лет выхода из животного мира, каждый признавался человеком.
     Однако. Содержание рабов за счёт плантационного хозяйства становиться нерентабельным. Многочисленное количество ртов легло тяжёлым бременем на плечи рабовладельца. Его совокупный продукт труда не мог покрыть расходы на питание говорящих орудий.
     Постепенно в хозяйствах Римской империи, как в китайском государстве Тоба-Вэй, непосредственных производителей стали наделять участками земли, то есть снабжать средствами производства. Ради того, чтобы бывшие рабы сами обеспечивали себя!
     Хотя они отдавали часть продукта труда в виде налога китайскому государству и в виде оброка римскому господину, экономический расклад однозначен. Рабочая сила кормилась здесь не из закромов хозяина, а из продукта своего труда. Логический переход рабовладения в стадию феодализма очевиден.

     Из трёх стадий феодального способа производства – формирования, расцвета, разложения феодализма – некоторые народы планеты прошли лишь одну или две её ступени.
     Так называемый «азиатский способ производства» есть лишь переходная форма от рабовладения к феодализму. Здесь рабочая сила уже имеет собственные средства производства, кормиться за счёт собственного труда. Но! Сам человек ещё принадлежит государству, даже более того – ещё принадлежит общине.
     Понятие феода открыли европейцы, но именно советские историки раскрыли его содержание. Так, Сказкин С. Д. объяснял, что феодальная собственность для своего функционирования должна наделять крестьян всеми средствами производства. Земельным участком, лесом, лугом. Даже наделять их правами распоряжения своими наделами. Более того. Наши бояре предоставляли серебро русскому крестьянину на обзаведение. Чтобы  развивал своё крестьянское держание. Феодальная собственность сеньора выражалась лишь в получении феодальной ренты в форме оброка или деньгах.
     Маркс ступени феодализма расчленял по ренте. Отработочная рента доминировала в генезисе. Продуктовая рента связана с расцветом. А денежная рента характеризует разложение феодализма. Советская наука наполнила это членение содержанием по степени развития мелкотоварного производства.
     Первая стадия есть натуральное хозяйство. Здесь - процесс формирования феодально-зависимого крестьянства, крестьянского держания, и становление феодального домена, феода. Если феодал не только получал продукты от крестьян, но и сам пахал, занимался производством, то это хозяйство ещё не феодальное. Феодом хозяйство становиться с того времени, когда все земельные участки отданы крестьянам для обработки. Когда феодал занимается лишь получением феодальной ренты.
     Аналогично с крестьянином. Если большинство его рабочего времени уходит на выполнение барщины на господском поле, то это ещё становление феодального держания.
Лишь с продуктовой ренты, с того порога, когда всё рабочее время принадлежит крестьянину и только от его производительности зависит результат, только здесь возникает эффективность крестьянского держания.
     Феод – есть экономика, где рабочая сила заинтересована в результатах своего труда.  Если рабские латифундии чреваты нерентабельностью, то крестьянское держание потенциально прибылью.
     Только наш стереотип представляет крестьянина в качестве нищего. Влачащего жалкое существование. В действительности, крестьянское хозяйство ради функционирования стремиться быть зажиточным. Своим усердием, своей изобретательностью, своей активностью каждый крестьянин стремиться к приросту продукта труда. Прибыль возможна здесь именно потому, рабочая сила кормиться от своего труда. Ей принадлежат все средства производства и процесс воспроизводства.
     Изначально и крестьянское держание, и феодальный домен были натуральным хозяйством. Так, князь Игорь собирал дань, княгиня Ольга установила её границы. Поэтому труд на феодалов был принудительным. Являлся внеэкономическим принуждением. Практически, барщина – отработочная рента – это отголосок ещё рабской экономики.
     Однако у крестьянина в отличии от раба была свобода. А именно, свобода пользоваться и распоряжаться своим продуктом труда. Свобода продавать. Правда, крестьяне лишь часть своей продукции – излишек - выносили на торги.
     Зрелая стадия феодализма есть процесс становления и развития мелкотоварного производства.
     Изначально лишь часть избытка продукта труда, лишь спорадически, а не целенаправленно выносилась на рынок. Тем не менее, обособленность труда крестьянина в силу мелкого характера средств производства выводила его на рынок. Тем более обособленность труда ремесленника от крестьянина, обособленность различного рода ремесла, обособленность труда купца, священника, моряка.
     Общественная связь этих обособленных производителей существует стоимостью. Ведь любой индивидуальный труд в обмене сравнивает своё общественно-необходимое количество труда с количеством этого абстрактного труда иных конкретных работ. Соразмерностью.
     Продукт труда становится товаром, потому что он - продукт обособленного труда, потому что он в качестве товара сравнивает своё количество с чужим количеством.
     Таким образом, отношения частной собственности сохраняются соответственно обособленности производств. Не юридические правила игры устанавливают собственность, а общественные отношения, где люди могут присваивать только посредством отчуждения. Частная собственность и разделение труда две стороны медали. Первое пребывает в состоянии покоя, а второе пребывает в состоянии производственного процесса. Стоимость есть момент обособленного производства, его завершённость, его способ потребления, его мера, зеркало жизненных средств. Стоимость есть неотъемлемое свойство обособленного производства, его атрибут, сочленение всех обособленностей в общественное единство.
     Однако, стоимость - так называемый рынок - не только соединяет все обособленные производства, но и дифференцирует производителей на бедных и богатых. Содержанием стадии разложения феодализма является процесс отделения рабочей силы от средств производства.
     Это стадия разложения феода и крестьянского держания. Относительное обнищание феодалов в сравнении с развитием товарно-денежных отношений. И такое вовлечение в рынок мелкотоварного производства крестьян, где кроме продажи продукта труда, возникает продажа самого труда. Возникновение - в противовес натуральному и зависимому труду - труда стоимостного и наёмного.
     Широкий расцвет мелкотоварного производства развил жизненные средства до товарной стадии. Здесь всё можно приобрести в качестве товара. Здесь, на этой стадии, рабочей силе не нужны природой данные вещи. Ни ягоды с куста, ни хлеб в результате урожая, ни черенок для лопаты – ничего. Всё можно купить. А деньги получить продажей трудовой услуги. Продав процесс овеществления труда.

     Как и почему деньги превращаются в капитал многие совершенно не понимают. Стереотип создал впечатление, что «богатый» капиталист эксплуатирует «бедного» рабочего, не доплачивает ему. В действительности, не только капиталист нанимает работника ради создания прибыли, но и сам работник предлагается, торгуется своей трудовой квалификацией. Не просто капитал притягивает наёмный труд. Но и наёмный труд порождает капитал!
     Логический переход от феодализма к капитализму однозначен. Мелкотоварное производство достигает того, что можно продать саму трудоспособность, свойство трудиться можно продать. Тут и возникает капитализм.
     Один продаёт, а другой покупает товар. И тот, и другой - именно за его свойство создавать стоимость. Однако, покупатель жаждет создать прибыль. Совершить приращение денег. А продавец хочет денег, сумму проживания. И готов порадеть на хозяина, ковать ему стоимость. И тот и другой торгуются.
     Просто товар специфичен. Существует не в качестве овеществлённого труда. Не в качестве продуктов труда. А в качестве потенциальных продуктов труда. В качестве свойства овеществлять труд. Карл Маркс открывает, что «капиталу как таковому может противостоять только нечто его увеличивающее, умножающее, а потому сохраняющего его как капитал». 
     Если в феодальных отношениях прибавочный труд в хозяйстве домена отделялся от необходимого труда и прибыли в крестьянском держании. Разделение не в стоимостном, а в натуральном выражении. То в капиталистических отношениях разделяется стоимость. Экономически разделяется на прибавочный труд на стороне капиталиста и на необходимый труд на стороне наёмного работника. Более того! На время возмещения средств производства и на время возмещения рабочей силы.
     Итак. Рабочий сам жаждет наняться, торгуется, уверяет в способности много создать. Тем самым порождает капитал также, как капиталист вкладывает деньги, капитализирует их, чтобы они самовозрастали. Функционировали как капитал.

     Научное членение капиталистической общественно-экономической формации члениться по зрелости стоимости, по степени обобществления и обособления: первоначальное накопление капитала, капитал, перенакопление капитала. 
     В одном из своих исследований Карл Маркс задавался вопросом, как и почему произойдёт перенакопление капитала. Наглядно это учение о перенакоплении он выразил примером. Бывший капитал в 1000 единиц приносил прибыль в 100 единиц. А возросший капитал в 1500 единиц приносит прибыль лишь в 66,75 на 1000 единиц.  Этот казус марксизм раскрыл в учении о тенденции нормы прибыли к понижению.
     Я уже объяснял в работе «Сущность и функции кризиса»  о ножницах между средствами достижения прибыли. Создание прибыли капитал свершает двумя путями. Расширением количества товара путём повышения производительности труда, т.е. путём вложения в постоянный капитал. И сокращением необходимого рабочего времени, сокращением фонда заработной платы, т.е. сокращением расходов на переменный капитал.
     Попросту говоря. Та часть денег, которую капиталист даёт на зарплату, на жизнь - всё тает. А та часть денег, которую капиталист возмещает своему «делу» - непременно разбухает.
     В итоге, получается, что в производстве всё меньше используют работников и всё более автоматизируют, расширяют средства производства. Таким образом. Прибавочная стоимость, создаваемая пролетариатом, ссужается. А вложение в капитал непреклонно расширяется.
     Прибыль – разница между стоимостным возмещением и вложением капитала – уменьшается. В итоге, даже огромность прибавочного труда будет слишком ничтожна по отношению ко всему вложенному капиталу.
    Вот тут-то испаряется капиталистическая эффективность. Из-за низкой рентабельности капиталист сам, своим желанием бросает производство. И экспроприации не надо. Он сам останавливает производство. Сам бросает наёмных работников. Сам снимает охрану, бросает свои средства производства на произвол судьбы. По всей РФ, по городам и весям торчат остовы брошенных производств. Глазницами разбитых окон плачутся они о разграблении. О том, что собственник даже имущество своё не распродал. Ибо не только их содержание, но даже распродажа собственности ведёт к расходам капиталиста.
     Так развитие капитализма доходит до такого предела, что стоимость прекращает самовозрастаться. Это нисходящая стадия, ступень разложение капитала.
     В товарообмене есть два взаимных движения. Т-Д-Т, продажа ради купли и Д-Т-Д!, купля ради продажи. Первое движение отражает естественную потребность в продукте потребления. Второе движение выражает рост денег. Это самовозрастание стоимости становиться мотивацией капиталиста. Целью становятся деньги, навар денег.
     Однако, производство выпускает не просто товар, не только стоимость. Оно создаёт, прежде всего, предмет потребления людей. Когда капиталист бросает производство из-за его низкой рентабельности, непосредственные производители готовы продолжать работать. От государства даже требуют национализировать брошенное хозяйство. Они хотят продолжать работать, не смотря на рентабельность! Логический переход от стоимостного труда очевиден. Он - уже не ради стоимости. А есть становление труда в качестве потребности людей.
     В работе «К обсуждению стратегии России» мной была выявлена стадия развития капитала по критерию отношения к своей рабочей силе как стоимости. Когда-то люди нанимались, предлагали свой труд ради утоления голода. Затем наступает фаза предложения труда за наиболее высокий заработок, за наиболее выгодные условия. Наконец. Развитие капитализма доходит до такой стадии, где работник устраивается на любимую работу, по критерию самореализации. Не просто нанимается, а ищет, ждёт, чтобы устроиться на работу, которая приносит ему моральное удовлетворение, чувство собственного достоинства.
     Особенно ярко это проявляется в том, что деньги, заработная плата ещё сохраняют своё значение. Но они - уже не главное. Человек нанимается, устраивается работать, скажем, на атомной электростанции, потому что именно здесь он может применить свои знания, творчество, преодоление природных сил.
     Этика протестантизма заявляет о ценности аскетизма, трудолюбия и бережливости. Это ценности предпринимателя. Мораль капиталиста на стадии первоначального накопления капитала. На стадии перенакопления капитала наёмный работник наполняется моралью самореализации личности. Ценностью становиться служение людям.

     На деле ступень первоначального накопления капитала это ступень пиратства, разбоя, бандитизма и ростовщичества – с одной стороны, и разорения, обнищания огромной массы обособленных производителей до пауперизации, до само продажи – с другой. Такой процесс создания сокровищ, такой формы стоимости, которую можно было бы применять капиталистически.
     Эта ступень свободы найма в тисках голодной нужды особенно контрастно в призывах наших демократов. Журналистка радио «Эхо Москвы» Юлия Латынина сожалеет, что «у рабочих есть на что существовать. Вот, если бы они остались ни с чем, если б их дети голодали, то - тогда б сразу ухватились за любой заработок. Вот тогда бы проявили производственную активность.»
     Итак, первая ступень капитализма это процесс превращения рабочей силы в товар. Такой процесс формирования слоя лишённых всех средств производства, но свободных людей, которые из-за голода готовы хвататься за любую работу. Таким образом относятся к своей трудоспособности, к своей рабочей силе уже как к стоимости.
     Обычный предприниматель представляет себе происхождение своей прибыли не от экономических законов, а от собственного умения шельмовать. Хотя за этой растущей величиной стоимости скрывается перманентная потребность в расширенном воспроизводстве средств производства. Вечный обмен веществ, который выражается в расширенном воспроизводстве.
     Зрелая ступень капитализма начинается с такой степени механизации производства, с таких общественно масштабных средств производства, которые могут функционировать только в руках совокупной рабочей силы. Уже мартеновская металлургия существует не в руках одного горнового мастера, а в руках всей рабочей смены. От транспортного цеха до ОТК. Даже паровозное хозяйство железной дороги требует совокупной рабочей силы. Без сигнальщика здесь не обойтись, также как без кочегара. С развитием электрификации всё железнодорожное хозяйство превращается в единый, поминутный механизм. Здесь машинист, также как и диспетчер, не столько руководит производственным процессом, сколько подчиняется ему.
     Демократы, обвиняющие СССР в социальном иждивенчестве, совершенно игнорируют факт привлечения рабочих предприятиями. Одни обещали высокий заработок. Другие – предоставление общежития. Третьи – привлекали местами в детсадах. А количество времени для получения жилища было самым неотразимым критерием для устройства на работу. Фактом привлечения работников наилучшими условиями однозначно раскрывается действие стоимости в СССР. Не говоря уж о странах капитализма.
     Однако, работник здесь относится к своей рабочей силе как к стоимости, нанимается, потому что вынужден своё опредмечивание осуществлять такими масштабными средствами производства. Предлагая свою квалификацию, делая ударение на переподготовке, на образовании любой из работников относится к своей рабочей силе как к стоимости. Старается продать себя подороже. Является наёмным работником. Но! В качестве частичной функции совокупной рабочей силы.
     Феномен совокупной рабочей силы создаёт новые общественные отношения людей – непосредственно общественные. Ведёт к исчезновению стоимости.
     С момента возникновения частной собственности, с развитием отчуждения продукта труда обмен деятельностями люди осуществляли через деньги. Деятельность каждого из обособленных производств в совместное функционирование связывала стоимость, стихийное социальное явление.
     Уже в первых формах простой кооперации капиталистическое производство осуществляло обобществление. Слияние отдельных производителей в непосредственно общественный, совокупный труд наёмных рабочих. Только на выходе продукт труда связывался с обществом стоимостью.
    Процесс обобществления в мануфактуре объединял работников разделением труда, правда, пользующихся ещё старой технической базой, средствами труда человеческого организма. Тем не менее, внутри, между работниками деятельность не передавалась путём стоимости, связывала людей непосредственно.
     На конвейере завода, в потоке обработки предмета труда на фабрике каждый работник вносил лишь малую толику своего вклада в общий продукт труда. Зато в производство втягивались тысячи и десятки тысяч работников. Процесс обобществления здесь налицо. Лишь продукция завода принимает стоимостную форму. Соединяет это обособленное производство с другими сферами производства в общий процесс общественного воспроизводства стоимостью. «В каждой данной отрасли производства централизация достигла бы своего крайнего предела, если бы все вложенные в неё капиталы слились бы в один-единственный капитал.»
     Ныне, на нисходящей ступенью капитализма, с развитием совокупной рабочей силы, с общественным трудом возникает непосредственная передача продукта труда одного индивидуума другому. Без продажи. Без отчуждения. Без стоимости.    
     Автоматизированное производство, функционирование различных роботов вообще – выводит человека из системы непосредственной обработки предмета труда человеческим организмом. Процесс обобществления создаёт здесь целые транснациональные компании. Между людьми остаются только личные, непосредственно-общественные отношения. Действие стоимости всё суживается, сжимается как шагреневая кожа. Она достигает предела своего существования в той степени обобществления, когда весь капитал общества оказался бы соединённым в руках одной-единственной компании капиталистов. 
    Процесс обобществления, уменьшения количества обособленных производств это, по сути, всемирно-историческая замена мелкотоварного производства на колоссальное, общественное производство. Здесь видно, что это по всему миру происходившая экспроприация труда, ведущего самостоятельное хозяйство. Всемирно-исторический прогресс расширения непосредственно-общественных отношений и соответствующего вытеснения отношений стоимости.
     Ныне, с интернетом, с осуществлением электронной торговли стоимость – непреклонно – низводиться к счислению чисел. Лишь на выходе, при получении наличных денег в банкоматах, стоимость функционирует как средство обращения. Электронные деньги здесь есть не просто новая форма стоимости, но и её редуцирование. Исчезновение как аппендикс в организме человека.

     Превращение капитала в общественный продукт потребления и превращение наёмного труда из стоимостного в бесплатный, в трудовую самореализацию людей – логически ясно.
     Однако, это не просто исчезновение капитализма как клоаки самых эгоистичных страстей. Одновременно это выход общества из природной зависимости. В определённом смысле это всемирно-историческая миссия капитала по выходу человечества из своей животности. Нельзя освободить людей, если они не будут обеспечены пищей, одеждой и жилищем. В погоне за наживой, в ответ на спрос, капиталисты путём создания новых и новых товаров выполняют роль по материальному обеспечению людей. Постепенно удовлетворяют первичные потребности.
     Тем не менее. Эта историческая роль капитала по материальному обеспечению людей неотвратимо создаёт материально-техническую базу коммунизма. Здесь заканчивается предыстория человечества. Социальное явление, стоимость, самоуничтожает систему, где человек есть лишь средство, корм для другого человека. 
     Ясно, что мы ещё не достигли стадии гуманизма, что современные люди лишь выходят из своей животности, из эксплуатации человека человеком. Но, совершенно очевидно, что крах капитализма неизбежен. Что человечество стоит уже на пороге своей подлинной истории.
     При этом, надо иметь ввиду. Коммунизм есть такая же стадия в развитии человечества, как и другие общественно-экономические формации. Только незрелые умы воспринимали коммунизм в качестве последней формы человечества. В качестве рая на земле.
      На деле, коммунизм имеет свои ступени развития. Не только зрелую стадию, где от каждого по способностям и каждому по потребностям. Но и свою стадию формирования, где каждому по труду. О нисходящей стадии коммунизма сложно сказать, потому что мы не имеем никаких признаков его проявления. Очевидно одно. Что реальный исторический процесс, как практика Советского союза, чреват вариантами, возвратами, отрицаниями.
     Ведь всё развивается в клокотании случайностей и вариаций. Например, переход Германии от феодализма к капитализму предпринимался не менее шести раз. При этом не просто с возвратами до феодализма и рабства. Но и с откатами до самого каннибализма.
     Аналогичен процесс с генезисом биологического. На нашей планете живое возникло в окружающей среде, в основном, из углекислого газа. Биота стала функционировать на базе водорода, азота и углерода. А на Венере может возникнуть, скажем, на базе фосфора или фтора. Просто вследствие конкретной окружающей среды. Причинно-следственный процесс неизбежен, но осуществляется естественной разнообразностью самопроизвольности.

     В заключение хочу подчеркнуть, что развитие общественно-экономических формаций и все их смены происходят естественно. Каждая постепенно перетекает в другую.   
     Биологическая система доминирования не просто самоотрицается, но и порождает родовую общину. Явление рода перетекает в формирование рабов и рабовладельцев. 
     Рабство из системы, где рабочая сила лишь часть средств производства собственника, перетекает в систему, где рабочая сила пользуется и даже владеет средствами производства. Рабство перетекает в феодализм.
     В свою очередь, феод, феодальное держание путём развития товарно-денежных отношений перетекает из натурального и принудительного труда в труд стоимостный и наёмный. Феодализм сменяется капиталом.
     Наконец, капитализм путём обобществления превращает мелкие, обособленные частные хозяйства в колоссальные, общественные производства. Капитал, развиваясь, сокращает сеть товарообмена и перетекает в непосредственно-общественные отношения, в коммунизм.
     Предыстория человечества, выход из природной зависимости, даёт подлинный старт для истории. Где социальная форма движения материи, как раньше биологическая над химической, как ранее химическая над физической – наконец, получает самостоятельное функционирование.
     Здесь нет никакой направленности исторического процесса.  Просто, когда мы прослеживаем эту внутреннюю связь, то может показаться априорная конструкция – фатальное порождение последующего предыдущим. Ступени стадиальности – налицо. Но действительная история - целый калейдоскоп всяких вариаций.
    

Ганьжин В. В. 19.03.2021 г.