Первый день отдыха

Аглая Анхори
       На фото: Севастопольская бухта, первые участники будущего парада.


       В 197... году мои родители решили наградить меня за все хорошее поездкой на Черное море. Я уж было размечталась… Но вскоре выяснилось, что хоть я и числюсь в умницах-разумницах, однако, дуэнья лишней не будет. Обязанности дуэньи мама добровольно возложила на себя. Но уж если следовать традициям до конца, то обеспечьте и компаньонку! Выполнено в ближайшую неделю. Моей компаньонкой стала дочь наших хороших знакомых Нелька. Близкими подругами мы с Нелькой не были, но знакомство водили.
       Намеченной точкой отдыха был Геленджик. Почему выбрали этот городок, а не какой-либо другой в тот момент я не поинтересовалась, а теперь уже спросить не у кого. Да и какая разница...
       Аэропорта в те годы в Геленджике не было, поэтому по трапу самолета мы спустились в Адлере, добрались до автостанции и отправились дальше автобусом.
       Мне не привыкать ездить по горным серпантинам, но эта дорога... За окнами автобуса полный штиль, а автобус мотало, словно все четыре ветра схлестнулись в одной точке и перекидывают автобус друг дружке, будто играют. В «вышибных зайцев», только непонятно, кого же хотят выбить кирпичиком автобуса.
       С заселением проблем не возникло: мама заранее списалась с семейством, которое принимало «дикарей». Немного оклемавшись после «морской болезни» на серпантине, отправились знакомиться с городом. Точнее, поискать кафе или столовую, ибо «война – войной, обед – обедом»
       Нашли достаточно быстро. Мама с Нелькой встали в очередь, а я направилась изучать меню. Помимо того, что прочитала, несколько минут смотрела, каким блюдам отдают предпочтение отдыхающие, прибывшие раньше нас и успевшие оценить мастерство поваров. Лично мне приглянулись пельмени, но порции показались маленькими, поэтому попросила маму взять мне двойную порцию. Мама с Нелькой решили от меня не отставать. Но когда мы увидели, СКОЛЬКО нам наложили, стало ясно, что наблюдаемые отдыхающие - все сплошь малоежки, потому что брали по пол-порции. Но отказываться поздно, не приветствовались такие выступления в те времена. Очень не приветствовались.
       Как ни старались, справиться с заказом не смогли. И жаба душила, не хотелось оставлять недоеденное, особенно если учесть, что каждая из нас осилила только треть, если не четверть.
       Безвыходных положений не бывает! Побежала я искать магазин хоз.товаров, чтобы купить бидончик или кастрюльку, перелить бульон со злосчастными пельменями и отнести домой.
       Метнулась я туда, сюда, в поле зрения магазина нет, опрошенные встречные лишь плечами пожимали. Но выход опять-таки нашелся: помчалась к хозяйке, у которой мы остановились (благо, никогда не страдала топографическим кретинизмом, даже наоборот). Попросила банку побольше и рванула в кафе.
       Прибегаю, а там шум-гам-тарарам. Кто-то из отдыхающих узрел, что мама с Нелькой сидят просто так, не едят, лишь место занимают. Их попросили подняться. Они встают, устраиваются возле окна и ставят прихваченные тарелки (ой, не тарелки, а емкости наподобие гигантских пиалушек, у нас такие касА называются) на широкий подоконник.
       Тут на сцену выступает обслуживающий персонал с требованием вернуть посуду. Содержимое можете оставить себе, а касЫ извольте вернуть. Возмущение раздатчицы не знало границ: как это так, где это видано, что 2 особы целых 3 посудных единицы захапали! А другие едоки из-за нехватки посуды будут без толку стоять у прилавка, терять драгоценные минуты, которые могли бы провести на пляжУ.
       Появившись в разгар дебатов (и удивившись, что активно отбивалась от раздатчицы не мама, а Нелька), предложила закопать топор войны, после чего пельмени заняли место в банке, опустевшая посуда вернулась на кухню, а мы, не спеша, не торопясь отправились гулять по аллейкам, предвкушая, как перед сном заморим червячка.
       Пельмени, кстати, были очень вкусные. Мы в то кафе еще не раз заходили и отдавали должное пельмешкам. Брали уже по пол-порции. И наедались по горло.

       ***
       Воспоминания о пельменных приключениях вызывают улыбку, но не во всех путешествиях первый день на новом месте бывал столь забавен. Среди закоулков памяти еще один первый день стоит особняком. Потому, что такого начала отдыха никому не пожелаю.
       Время действия - 2012-й или 2013-й год. Мои родители уже переехали и как следует обжились в Белгородской области. Я провела вместе с ними в селе 5 лет, скрашивая и обихаживая их последние годы жизни.
       Крым еще не бурлит, и экскурсионные автобусы без затруднений минуют таможенные посты между Россией и Украиной.

       Прочитал папа среди рекламных объявлений в местной газете, что одна из областных турфирм приглашает отдохнуть неделю в Севастополе (по очень разумной цене), а в качестве дополнительного бонуса обещает заезд в день Военно-Морского флота, поэтому туристы имеют уникальный шанс своими глазами увидеть на водной глади бухты театрализованное действие, повествующее о становлении русского флота.
       О, как загорелся папа!.. Но, увы, возраст и общее состояние таковы, что рисковать не стоит. Мало ли что в дороге может случиться?! Но у папы есть дочь, которая всегда была его глазами и ушами, когда ему приходилось разрываться на несколько дел сразу.
       Решено! Парад кораблей увидит и сфотографирует дочь, снабжая фотоотчет самыми детальными пояснениями.

       Вечером загрузились в автобус, на рассвете, чуть ли не в 6 утра уже были на турбазе. Мы-то, наивные, думали, что есть дежурный администратор, который, не взирая на время прибытия, расселит нас по номерам, мы часок-другой вздремнем после полубессонной ночи, а часам к 9 нас повезут смотреть парад.

       (Голос Булата Окуджавы: "Как бы не так, как бы не так, как бы не так...")

       Дежурного администратора не было в принципе, сторож (или охранник) отомкнул «Камеру хранения», куда мы сгрузили свои вещи. Тут же, не дав возможности перекусить хотя бы остатками своих припасов, повезли на мыс, откуда можно было бы наблюдать за праздником. Мы - группа из 40 человек, встрепанных и несколько посеревших после ночи в автобусе, были первыми на пустующем пока еще мысе, но такое первенство почему-то не радовало. Освободив салон, водитель развернул четырехколесного коня и укатил. Ему парад на море неинтересен, уехал отсыпаться в комфортных условиях.
       После 8 часов народ начал заполнять берег. После 9.00 в бухте появились первые корабли. Однако, все были современными, хотя в рекламном буклете обещалось выступление парусников (а я с детских лет питала глубокую симпатию именно к фрегатам, шхунам, галеонам, бригам и бригантинам; для меня основным мотивом согласиться с папиным предложением явилось предвкушение увидеть вживую, во всей красе суда с громадой парусов).
       К 10 часам я уже падала с ног от недосыпа и бесцельного брожения по мысу. Немногочисленные скамеечки заняты, но огромное число людей, зная что ожидает, расстилало прихваченные коврики и устраивалось на них. У меня коврика не было (никто же не предупредил), поэтому для достижения минимального комфорта пришлось пожертвовать курточкой, которая честно согревала меня ночью в автобусе. Привалилась к чахлому деревцу и уснула, попросив рядом расположившихся соседей разбудить меня, когда в бухту вплывут парусники. На соседей, кстати, особой надежды не было, я понимала, что они могли уйти или забыть (а то и забить), обращение к ним из ряда "я сделала все от меня зависящее". В основном, я уповала, что будет пальба, громкая музыка, в конце концов, и публика молчать не будет, выражая свои эмоции криками. Проспать в таких условиях просто невозможно. Тем не менее...
       Когда я открыла глаза, действо на воде еще длилось, по водной глади скользили современные корабли и катера, но все они имели серый окрас или цвета хаки. Не было ожидаемого многоцветья (разноцветные флажки на мачтах – не в счет, слишком малы), не гремела музыка, да и толпа гудела на редкость тихо (удивительный факт: оказывается, публика, во все глаза следящая за маневрами судов - совсем не то, что фанаты футбола или хоккея; сарказм, если что).

       (Голос Николая Озерова: "Такой парад нам не нужен!!!" Это мое, исключительно мое мнение. Для огромной массы людей, собравшихся по обоим берегам, зрелище действительно являлось праздничным).

       Автобус подъехал в условленное место лишь к часу дня.
       Спрашивается, зачем надо было мариновать невыспавшихся и некормленных (ладно, муки голода особо не терзали, оставались еще крохи от прихваченных из дома припасов) туристов на мысу аж 6 часов?!  Девушке, сопровождающей группу, пришлось выслушать много, очень много неласковых слов...
       А я услышала несколько неласковых слов от папы, когда в качестве отчета предъявила всего-то десяток кадров вместо ожидаемых нескольких сотен.

       ***
       Эх, почему я не отдала эту тему на откуп трем дама возраста элегантности?
       Как умолчать об одной из редких (по крайней мере, в моей жизни) улыбок Фортуны? Денежной выгоды кот наплакал, а все равно приятно, из-за того... Просто приятно! И все!
       Середина 2000-х годов. Еду в отпуск к сестре, погостить. Она живет в Луге и заранее прислала мне расписание электричек, чтобы я рассчитала, когда покинуть аэропорт, дабы не куковать на платформе час-полтора.
       Фортуна начала улыбаться еще на стадии приобретения билета - ко мне обратился один из родственников, постоянно пропадающий в командировках, с просьбой купить ему билет в Питер на определенное число. Почему не стал загружать жену или детей-студентов, я уточнять не стала. Зато сразу поинтересовалась: сколько груза он с собой повезет? Стоило узнать, что едет практически налегке, как тут же выяснилось, что я лечу тем же самым рейсом (бывают же такие случайные совпадения!). В качестве укрепления родственных связей сразу заключили сделку: я ему - билет (не ленюсь, отыскиваю самого дешевого перевозчика), он - при регистрации оформляет на себя часть моего груза.
       Прилетели за полночь. Фортуна еще раз улыбнулась - паспортный контроль пролетели без сучка и задоринки, очередь неслась стремительно, будто горный поток, поэтому настроение испортиться не успело. С родичем расстались, взаимно довольные друг другом.
       Часа 3-4 вполглаза дремала, да на часы поглядывала, чтобы в час Х от уютного кресла оторваться. До платформы "Аэропорт" доехала без проблем минут за 15-20 до прибытия электрички. Тут Фортуна немного отвлеклась. Иначе чем объяснить, что я, не страдающая топографическим кретинизмом, с грузом 50+ кг (не забываем про ручную кладь) полезла не на ту сторону. Тем, что лестница на перрон "не в том направлении" оказалась метров на 50 к переходу ближе, чем лестница на перрон нужного.
       Без ложной скромности замечу, взбираясь, спускаясь и снова взбираясь не посрамила ни свой знак по гороскопу (Телец), ни своих тотемных животных - верблюда и буйвола. Эти образцы выносливости и повышенной грузоподъемности могут гордиться пра-пра-...-правнучкой!
       Кассы на этой платформе тогда не было, соответственно, расплатилась с контролером, сказав: "До конца". Получаю билет и засыпаю.
       Как прекрасно ехать на рассвете - тишина, свободных мест много, выбирай любое, никто не толкает, не требует ужаться. Ехала бы и ехала...
       Просыпаюсь от того, что меня трясут и приглашают на выход. Выхожу и долго-долго протираю глаза, ибо вижу, что это не Луга, а незнакомая мне станция. Спросонок встревожиться и запаниковать не успела, а табличка "Сиверская" внесла ясность насчет дислокации. Помню, есть такая по пути в Лугу. Оказалось, что для данного маршрута "до конца" - только до Сиверской.
       Как так вышло, что я, всегда жившая с цифрами  в ладу, перепутала время? Пришлось признать, что если предписал клерк Небесной канцелярии куковать на перроне, значит, покукуешь, не отвертишься: нужную электричку ждала почти час. Почему виноват мелкий клерк? Ну, не себя же винить в том, что не приняла во внимание "зимнее" и "летнее" время, практикуемое тогда в России.
       Ладно, дождалась. Тут Фортуна спохватилась, что выпустила меня из поля своего внимания, прервала свой флирт с кем-то посторонним и снова направила на меня свой благосклонный взгляд.
       Зашла, села и снова уснула. Снова меня растолкали, уже на лужском вокзале. То есть, я от Сиверской до Луги проехала бесплатно. Родственники мне вроде бы верили, но искренне  удивлялись: контролеры, они же такие, мертвого поднимут, лишь бы оплатил. Неужто ты, Аглая, ведьмой стала и такой морок на них навела, что они тебя в упор не видели?