Послание Александра Дюма XX и XXI веку

Валерий Раппопорт
         В юности отец подарил мне книгу капитана Дмитрия Лухманова «Солёный ветер», а чуть позже книгу Жюль Верна «Восемьдесят тысяч километров под водой». И чуть позже я познакомился с романом Александра Дюма «Граф Монте – Кристо».
Первая из этих книг захватила меня сразу. Я просто бредил парусными кораблями.
На развороте книги была его надпись:
                «Валерий!
Пусть эта книга поможет тебе стать настоящим человеком, человеком с большой буквы, как говорил А.М. Горький».
                Папа
Алма – Ата,
Июнь 1958 год.
Эта дата совпала с окончанием десятилетки, и я уехал в Одессу, сначала в санаторий, а затем подал документы в Одесское высшее мореходное училище». Но меня не приняли. На медицинской комиссии врачи удивлялись моему весу: при росте сто семьдесят три сантиметра я весил пятьдесят килограмм. Несмотря на блестящий аттестат, документы вернули, и начальник училища, зная, что я сын морского офицера, сказал: «Давай, ешь больше, да мускулы подкачай. Ждём тебя в следующем году». Похлопал меня по худому плечу, и мы расстались.
На утро я покидал Одессу. На рейде было много кораблей, и вдали стоял большой трёхмачтовый парусник с убранными парусами на реях. Что толку что я знал названия всех мачт, всех снастей и парусов. Я ещё раз взглянул на парусник, и стал подниматься по Потёмкинской лестнице, чтобы на Дерибасовской сесть в автобус до вокзала.
Поезд медленно тронулся: «Прощай Одесса!». А я - то думал, что отсюда я уплыву в кругосветное плавание на том самом паруснике.
Вернулся в Алма-Ату, где меня устроили на очень интересную работу, которая и определила дальнейший мой путь в радиотехнический институт.
Через два года я уехал в Ленинград и там поступил в Электротехнический институт связи.
А ещё через два года, перейдя на третий курс, я встретил девушку с другого факультета.
Мы встречались всего два месяца. После окончания летней сессии мы поженились.
Мне был тогда двадцать один с половиной год.  Сейчас я думаю, что женился я очень рано. Я был таким же худым и хилым.
                ***
Каждый день мы с женой ходили в институт пешком, по седьмой линии поворачивали направо и выходи на набережную Академии художеств. Чуть правее её стоял памятник Крузенштерну, а за ним часто стоял пришвартованный прямо у набережной трёхмачтовый парусник. Мне показалось, что это он и стоял на рейде Одессы.
Так каждый день мы проходили мимо него и шли дальше по Университетской набережной, поворачивая на Дворцовый мост, далее мимо Адмиралтейства и выходили на Невский проспект. Там уже рядом был наш институт. Этот парусник помогал мне учиться, делал меня более устремлённым. Я всё ещё думал, что, когда - нибудь я вернусь на него.
Но этому не суждено было случиться. Жизнь складывалась по-другому.
                ***
Прошло очень много лет. И, вот, совсем недавно по телевидению показали советско- французский фильм «Узник замка Иф». Ну, конечно, этот фильм был поставлен по роману Александра Дюма «Граф Монте -  Кристо». Оказалось, что за все годы было восемь экранизаций этого фильма и в самой Франции в том числе. Когда-то ещё в юности я видел, или, быть может, видел уже этот фильм, но точно не помню. А по роману я знал его наизусть.
Следует заметить, во Франции жили и плодотворно работали два писателя Александр Дюма – отец и Александр Дюма - сын.
В период 1844 – 1846 гг. Александром Дюма –отцом были написаны две самые известные его книги - «Граф Монте – Кристо» и «Три мушкетера». Им было написано ещё огромное количество исторических романов.
Его сын также носил имя Александр Дюма и также был писателем, написавшим значительное количество романов, но сегодня мы с юности помним Александра Дюма – отца и его замечательные два произведения.
                ***

Меня занимала одна мысль: какое судно снималось в фильме «Узник замка Иф» под названием «Фараон» на его борту. У нас в 1987 году судов такого класса не было.  Оказывается, об этом корабле все было известно.
История брига «Триумф» начинается в 1986 году, когда Борис Витальевич Сидоровский с группой единомышленников купили списанный рыболовный траулер 1954 года выпуска, чтобы превратить его в парусник. Реконструкция судна заняла меньше года.
Не удивительно, что кораблем, так хорошо стилизованным под старину, заинтересовались кинематографисты. Парусник приглашают сниматься в исторических картинах. Для этого он не раз менял свое оснащение, паруса, мачты, становясь то бригантиной, то шхуной, то галеасом. Дебютом в кино стал фильм «Узник замка Иф». Режиссёр Юнгвальд Хилькевич заинтересовался парусником ещё в процессе его строительства и даже субсидировал изготовление мачт, блоков, верёвок и пошив парусов. Позже Хилькевич снимет бриг и в других своих знаменитых фильмах. Вот так для фильма появился «Фараон».
Позднее «Триумф» будет снят ещё в нескольких фильмах: Хилькевич снимет его
- в третьей части "Мушкетёров" - "Тайне королевы Анны". Бриг снимался и в других знаковых кинолентах, например, в "Гардемаринах" Светланы Дружининой. Кроме того, на одном из первых праздников "Алые паруса" именно "Триумф" был тем самым фрегатом с алыми парусами.
                ***
Итак, наш герой Эдмон Дантес – помощник капитана на прибывшем в Марсель «Фараоне»
Во время одного из рейсов он заходил на остров Эльба, где встречался с маршалом Бертраном, который поручает ему доставить письмо в Париж. Этим Эдмон выполняет последнюю волю скончавшегося незадолго до этого капитана «Фараона».
По прибытии в Марсель хозяин корабля Моррель хотел назначить Дантеса капитаном, а сам Эдмон собирался жениться на Мерседес, жительнице соседней рыбацкой деревни Каталаны.
Однако на Мерседес желал жениться также и её кузен Фернан, а бухгалтер с «Фараона» Данглар завидовал Дантесу, которого хотели сделать капитаном корабля «Фараон». Они оба и сосед Дантеса — портной Кадрусс — встречаются в таверне, где у Данглара созревает план донести на Эдмона, что тот бонапартистский агент. Он пишет левой рукой анонимное письмо королевскому прокурору, но Кадрусс против клеветы. Данглар заявляет, что это шутка, но, зная, что Фернан влюблён в Мерседес, не уничтожает, а выбрасывает донос в угол. Фернан, доведенный до отчаяния словами Данглара, решает устранить противника и доставляет письмо на почту.
Дантеса арестовывают во время его обручения с Мерседес. Кадрусс видит и понимает всё, но он молчит, потому что боится быть замешанным в политическом деле. Дантеса доставляют к помощнику королевского прокурора Вильфору, который старается быть честным в ведении дела. Убедившись в невиновности Дантеса, он уже собирается отпустить арестованного, но тут узнаёт, что человек, которому Дантес должен был доставить письмо — его отец, бонапартист Нуартье. Вильфор понимает, что этот факт, стань он известен, может погубить его карьеру — и решает пожертвовать в этой ситуации Эдмоном. Он сжигает письмо, а Дантеса без суда и следствия отправляет в заключение в замок Иф.
                ***
С этого момента начинаются томительные годы узника замка Иф Эдмона Дантеса. Доведенный до отчаяния Эдмон пытается покончить жизнь самоубийством. И неожиданно он слышит скрежет металла по камням. Через некоторое время часть стены его камеры превращается в узкий лаз, который, как оказалось, проделал другой узник – аббат Фариа, который находился в соседней камере. Они познакомились. Аббат застал Эдмона в полном отрешении от жизни. Начались их регулярные встречи. Тюремщики считали аббата сумасшедшим и Эдмона тоже за его постоянные утверждения, что он невиновен.
                ***
В романе А. Дюма аббат Фариа - итальянский учёный и священнослужитель. До заключения он служил библиотекарем у потомка кардинала Чезаре Спада, который спрятал своё богатство от алчности кардинала Александра VI и его сына Цезаря Борджиа. Находясь на службе у потомка Чезаре Спада, Фариа удалось раскрыть тайну кардинальского клада. Оказавшись в тюрьме, неоднократно предлагал сообщить местонахождение клада в обмен на своё освобождение, но лишь заработал репутацию сумасшедшего. Несмотря на свой пожилой возраст, даже находясь в заключении, сохранил трезвость ума и не потерял надежды и много лет потратил на подготовку побега. По ошибке прокопался сквозь стены не наружу, а в соседнюю камеру, где встретил другого узника, Эдмона Дантеса. Это знакомство изменило жизнь молодого человека, на которого личность аббата Фариа, его обширные знания и аналитический ум, произвели огромное впечатление.
                ***
Александр Дюма – отец принадлежит не только Франции, теперь он принадлежит всему миру. И все слова, написанные им в его произведении и выраженные через аббата Фариа, относятся ко всему миру. Пусть в этих словах люди увидят себя, кто бы они не были. Каждый поймёт – кому именно принадлежат его слова.
Аббат Фариа говорит свою речь, обращаясь к Эдмону Дантесу, пытаясь сотворить в его голове новое мышление, новый взгляд на мир и на людей, населяющих этот мир. Он дал ему понять: зачем Бог создал человека, чтобы тот стал творцом и овладел космическим разумом. Бог создал человека, призванного в мире совершить то, чего не знал сам Бог.
И, вот, ПОСЛАНИЕ АЛЕКСАНДРА ДЮМА –ОТЦА ЛЮДЯМ, ВЫРАЖЕННОЕ ЧЕРЕЗ АББАТА ФАРИА (он говорит Дантесу):

«Вы должны остаться здесь навсегда (шутя и серьёзно). Моя камера лучше и имеет несомненное преимущество перед вашей, эта та же тюрьма, но своя собственная.
Все крайности патриотизма зиждутся на этом зыбком ощущении. Вам не кажется? В отличие от меня вы заключены сюда пожизненно. Вам надо смириться, господин Дантес.
Выйти из замка Иф должен другой человек. Какой смысл войти в эту цитадель разума одноклеточным примитивным существом и выйти отсюда таким же примитивным идиотом, только постаревшим. Вы не собираетесь помолодеть за эти годы? Отвечайте честно, господин Дантес, как учил вас я. Дантес отвечает отрицательно. Значит, вы человек без предрассудков, уже хорошо. Подкрепитесь (протягивает ему кусок хлеба).
У вас есть какие - нибудь политические или философские убеждения? Отрицательный ответ Дантеса. Это естественно (продолжает Фариа). При нынешнем упадке образования всё внимание уделяется накачиванию мускулов. А вы знаете, что мозг человека не уступает бицепсам и также поддаётся развитию, как любой другой телесный орган? Впрочем, откуда вам это знать? Вы – ноль, вы – чистый лист.
Хорошо, воспользуемся тем, что я художник и нарисуем на этом чистом листе бумаги портрет мудрого и одухотворённого человека – аристократа по духу, не по званию.
Впрочем, это сумасшедшая идея, но кому же за неё взяться, как не сумасшедшему?
Быть истинным аристократом духа удел не многих! Дети этих, наших именитых граждан –
Плохо образованные плуты в дорогом белье и с грязной шеей.
Нувориш, разбогатевший на торговле пивом, может возомнить себя графом, приобрести титул, может наводнить свой дом дорогими безделушками, и также шедеврами искусства, но они не будут питать его нуворишскую душу, они будут служить дешёвым обозначением его притязаний.
И только есть одно маленькое утешение: при всём своём совершенстве наше мироздание не имеет строго постоянных законов. Истина не статична!
Вы подведёте подкоп под собственное невежество, дисгармонию сознания, слабость духа и разума.
Вы не просто вырветесь на свободу, нет. Мы изменим не только вашу походку, положение позвоночника, лексику, этику и эстетику, нет мы изменим структуру вашего мышления.

Господь Бог создал человека свободным. Это его главная ошибка. Вы настолько поумнели за эти годы, что можете рассуждать о свободе всерьёз! Отсутствие свободы у муравья превращает муравейник в чёткую и сбалансированную систему.
Зачем понадобился человек, если можно ограничить земную эволюцию муравьём.
Космический разум – логос, Господь Бог, как хотите, назовите эту первопричину космогонического движения, вознамерился продолжить творение мира.
Вот зачем понадобился вселенной человек.
Человек призван в этом мире совершить то, чего не знает Бог!
Готовы ли вы, сын мой, стать творцом? Нет, но будете стараться хотя бы стать человеком.
Вы уже сделали многое к этому званию, но оставшиеся шаги, а их предстоит не мало, вам придётся делать без меня.
Мой ум теперь принадлежит вам.
Не вздумайте мстить этим жалким людям, что посадили вас в замок. «Ас, воздам!» - сказал Господь. Если вас почему – либо не устраивают слова Всевышнего, отнесите это к земной мудрости. Вершить самому приговор обременительно для тела и разрушительно для души. Найдите иную цель!
Если вам представится возможность выйти отсюда, постарайтесь удержать голову, её можно потерять!».

Март 2021 год.
PS. Эти слова аббата Фариа записаны автором при демонстрации фильма «Узник замка Иф» путём многократной остановки фильма и переписывания слова аббата в эту новеллу.
В этом Послании аббата Фариа можно увидеть и сегодняшний день в любой стране мира.
Когда мы смотрим фильмы, мы не задумываемся о философской сути происходящего, но когда мы начинаем подетально изучать фильм или сравнивать с оригинальным текстом книги, то находим философскую суть, написанную автором книги «Граф Монте –Кристо».